Классификации теорий личности
В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только (и не всегда) на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, что есть человек. Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений философии, например прагматизм, экзистенционализм, марксизм и др.), и только взятые в совокупности они способны объяснить (и лишь изредка предсказать!) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована исходя из образа человека нуждающегося, созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет привлечение образа человека самореализующегося и положений гуманистической психологии, в третьей окажется необходимым использовать представления о человеке активном (деятельностный подход).
Для продуктивного обсуждения теорий личности необходимо провести классификацию многообразия образов (моделей) человека, заложенных в фундамент различных теорий. Одним из возможных критериев классификации является Вперед альтернатива: представляется ли человек системой, стремящейся к гомеостазу (равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию неопределенности). Другим критерием для ориентации в теориях личности являются допущения авторов о "природе человека". По этому критерию можно указать как минимум четыре различных позиции относительно "природы человека", определяющих специфику теорий личности.
1. Человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. В таком случае конфликт между обществом и субъектом неизбежен. Причем в интересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в человеке.
2. Человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную естественную сущность. В этом случае, неизбежен конфликт между "хорошим" человеком и "плохим" обществом. Как вариант разрешения этого противоречия допускается возможность построения идеального общества, которое будет соответствовать природе человека и раскрытию всех потенциально присущих ему свойств.
3. Человек по природе неоднозначен (и хорош, и плох одновременно). Социальная среда может только способствовать развитию хорошего и подавлению плохого в человеке (или наоборот). В данном случае конфликт человека и общества не является неизбежным и не носит тотального характера.
4. Человек по природе нейтрален. Он tabula rasa (чистая доска), которую социум формирует по своим законам и своему подобию. Естественно, в такой версии конфликт отсутствует.
Теории личности можно разделить на четыре основных типа:
1) гомеостатические с ориентацией на конфликт;
2) гомеостатические с ориентацией на согласие;
3) гетеростатические с ориентацией на конфликт;
4) гетеростатические с ориентацией на согласие.
Гомеостатические теории с ориентацией на конфликт предполагают, что наличие конфликта является "бременем" человека, в течение всей своей жизни безуспешно пытающегося разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в безмятежное состояние равновесия. Типичным примером такой трактовки личности является классическая психоаналитическая теория 3. Фрейда. Конфликт здесь неизбежен не только в связи с исходной "испорченностью" человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики в развитии личности.
Гомеостатические теории с ориентацией на согласие придерживаются нейтральной трактовки человеческой природы. Примером здесь являются теории, рассматривающие личность как систему, создающую психическую модель изменяющегося внешнего мира с целью более эффективной адаптации к нему (бихевиоральный и когнитивный подходы).
Теории гетеростатического типа делают акцент на самодетерминации процесса усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления (для обозначения этого процесса используется термин "личностный рост"). Такие теории признают естественной сущностью личности "бескорыстную" (надситуативную) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться ("выходить за пределы самой себя"), но могут включать в себя и представления о различных конфликтных, кризисных ситуациях как дополнительных механизмах развития (гетеростатические теории с ориентацией на конфликт). Личность оказывается тогда постоянно "незавершенным проектом". Естественно, возникает вопрос об источнике данного идеального проекта личности. В ряде гетеростатических концепций источником, идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект (модели самореализации в гуманистической психологии), в то время как в других теориях этот проект признается не заданным изначально, а формирующимся в зависимости от различных социокультурных норм и деятельностей личности (культурно-исторический и деятельностный подходы). Теории гетеростатического типа с ориентацией на согласие предлагают однозначно оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь, а теории, ориентированные на конфликт, возлагают ответственность за проект собственного развития и исход его реализации исключительно на самого человека.
Остановимся подробнее на теориях, представляющих каждый из указанных типов.