Классификации систем оценки персонала
Классифицировать системы оценки персонала можно по различным основаниям. Например, по предмету оценки, когда оценивается деятельность, включающая в себя сложность труда, эффективность деятельности, отношение к работе, качественный и количественный результат, индивидуальный вклад или наличие у кандидата (сотрудника) знаний, навыков, тех или иных черт характера. По количеству функций оценка может быть относящейся к работнику в целом (общая оценка) или локальной, касающейся только одной его функции. Оценку можно разделить на виды, используя критерий задач (оценка при увольнении сотрудника, при кадровых перемещениях, для последующих вознаграждений, мотивационная оценка и т.д.).
Оценка в соответствии с категорией персонала может быть разделена на оценку руководителей высшего звена, оценку линейных менеджеров, оценку административного персонала, оценку низкоквалифицированного персонала и т.д. Кроме этого в соответствии с показателями, применяемыми для оценки, возможно ее разделение на три вида: количественную оценку, связанную с количественными показателями труда; качественную, учитывающую качественные показатели; комбинированную, основанную как на количественных, так и на качественных показателях.
В зависимости от количества показателей, применяемых для исследования того или фактора, оценку можно разделить на обобщенную (когда в оценке используется только один показатель, например "эффективность деятельности отдела") и всестороннюю (основанную на нескольких показателях, скажем, "качество выполнения поручений", "стиль работы", "инициативность", "внимательность к коллегам" и т.д.).
Можно выделить оценку по критерию периода деятельности сотрудника (за определенный календарный срок или за все время работы в организации, подразделении или данной должности).
По критерию продолжительности оценка подразделяется на непродолжительную (от нескольких часов до нескольких дней) и продолжительную (от нескольких недель и более). Исходя из критерия трудоемкости, оценка может быть трудоемкой, когда разрабатываются несколько десятков показателей и применяются несколько методик (в том числе сложные и дорогостоящие), и нетрудоемкой (ее может провести сам руководитель, а оценка в этом случае базируется, как правило, на простых и доступных методах оценки). По критерию открытости: открытая оценка, в процедуре которой принимает участие сотрудник, и закрытая, которая проводится без участия и чаще всего без ведома оцениваемого кандидата. По критерию стоимости можно выделить оценку дорогостоящую (метод "ассессмент-центр", различные компьютерные методики тестирования и др.) и недорогостоящую (с использованием наиболее доступных и недорогих методик) (табл. 1.7). В соответствии с системой оценки, планируемой к использованию, могут быть сформулированы попятные и точные цели кадровой оценки.
Таблица 1.7
Классификации систем оценки персонала
|
№ |
Основание классификации |
Виды оценки |
|
1 |
Объект |
Оценка качественного результата |
|
Оценка количественного результата |
||
|
Оценка индивидуального вклада |
||
|
Оценка знаний и навыков |
||
|
Оценка черт характера |
||
|
2 |
Субъект |
Оценка непосредственным руководителем |
|
Оценка специально сформированной комиссией |
||
|
Оценка подчиненными |
||
|
Оценка коллегами |
||
|
Самооценка |
||
|
3 |
Источники информации |
Оценка посредством наблюдения |
|
Оценка по предоставленным документам |
||
|
Оценка по результатам собеседования |
||
|
Оценка по результатам тестирования |
||
|
4 |
Систематичность |
Системная оценка |
|
Несистемная оценка |
||
|
5 |
Регулярность |
Регулярная (непрерывная) оценка |
|
Базовая оценка |
||
|
6 |
Количество функций работника |
Общая оценка |
|
Локальная оценка |
||
|
7 |
Задачи |
Оценка при увольнении сотрудника |
|
Оценка при кадровых перемещениях |
||
|
Оценка для последующих вознаграждений |
||
|
Мотивационная оценка |
||
|
8 |
Категория персонала |
Оценка руководителей высшего звена |
|
Оценка линейных менеджеров |
||
|
Оценка административного персонала |
||
|
Оценка низкоквалифицированного персонала |
||
|
9 |
Показатели оценки |
Количественная оценка |
|
Качественная оценка |
||
|
Аналитическая оценка |
||
|
10 |
Количество показателей |
Обобщенная оценка |
|
Факторная оценка |
||
|
11 |
Степень охвата контингента |
Глобальная оценка |
|
Локальная оценка |
||
|
12 |
Период деятельности сотрудника |
Первичная оценка |
|
Оценка за определенный календарный срок |
||
|
Оценка за все время работы в организации |
||
|
13 |
Периодичность |
Пролонгированная оценка |
|
Экспрессивная оценка |
||
|
Специальная оценка |
||
|
Ежедневная (еженедельная, ежемесячная, ежегодная и др.) оценка |
||
|
14 |
Продолжительность |
Непродолжительная по времени оценка |
|
Продолжительная оценка |
||
|
15 |
Трудоемкость |
Трудоемкая оценка |
|
Нетрудоемкая оценка |
||
|
16 |
Наличие экспертов |
Непрофессиональная оценка |
|
Частично профессиональная оценка |
||
|
Экспертная оценка |
||
|
17 |
Открытость |
Открытая оценка |
|
Закрытая оценка |
||
|
18 |
Стоимость |
Дорогостоящая оценка |
|
Недорогостоящая оценка |