Классификации систем оценки персонала

Классифицировать системы оценки персонала можно по различным основаниям. Например, по предмету оценки, когда оценивается деятельность, включающая в себя сложность труда, эффективность деятельности, отношение к работе, качественный и количественный результат, индивидуальный вклад или наличие у кандидата (сотрудника) знаний, навыков, тех или иных черт характера. По количеству функций оценка может быть относящейся к работнику в целом (общая оценка) или локальной, касающейся только одной его функции. Оценку можно разделить на виды, используя критерий задач (оценка при увольнении сотрудника, при кадровых перемещениях, для последующих вознаграждений, мотивационная оценка и т.д.).

Оценка в соответствии с категорией персонала может быть разделена на оценку руководителей высшего звена, оценку линейных менеджеров, оценку административного персонала, оценку низкоквалифицированного персонала и т.д. Кроме этого в соответствии с показателями, применяемыми для оценки, возможно ее разделение на три вида: количественную оценку, связанную с количественными показателями труда; качественную, учитывающую качественные показатели; комбинированную, основанную как на количественных, так и на качественных показателях.

В зависимости от количества показателей, применяемых для исследования того или фактора, оценку можно разделить на обобщенную (когда в оценке используется только один показатель, например "эффективность деятельности отдела") и всестороннюю (основанную на нескольких показателях, скажем, "качество выполнения поручений", "стиль работы", "инициативность", "внимательность к коллегам" и т.д.).

Можно выделить оценку по критерию периода деятельности сотрудника (за определенный календарный срок или за все время работы в организации, подразделении или данной должности).

По критерию продолжительности оценка подразделяется на непродолжительную (от нескольких часов до нескольких дней) и продолжительную (от нескольких недель и более). Исходя из критерия трудоемкости, оценка может быть трудоемкой, когда разрабатываются несколько десятков показателей и применяются несколько методик (в том числе сложные и дорогостоящие), и нетрудоемкой (ее может провести сам руководитель, а оценка в этом случае базируется, как правило, на простых и доступных методах оценки). По критерию открытости: открытая оценка, в процедуре которой принимает участие сотрудник, и закрытая, которая проводится без участия и чаще всего без ведома оцениваемого кандидата. По критерию стоимости можно выделить оценку дорогостоящую (метод "ассессмент-центр", различные компьютерные методики тестирования и др.) и недорогостоящую (с использованием наиболее доступных и недорогих методик) (табл. 1.7). В соответствии с системой оценки, планируемой к использованию, могут быть сформулированы попятные и точные цели кадровой оценки.

Таблица 1.7

Классификации систем оценки персонала

Основание классификации

Виды оценки

1

Объект

Оценка качественного результата

Оценка количественного результата

Оценка индивидуального вклада

Оценка знаний и навыков

Оценка черт характера

2

Субъект

Оценка непосредственным руководителем

Оценка специально сформированной комиссией

Оценка подчиненными

Оценка коллегами

Самооценка

3

Источники информации

Оценка посредством наблюдения

Оценка по предоставленным документам

Оценка по результатам собеседования

Оценка по результатам тестирования

4

Систематичность

Системная оценка

Несистемная оценка

5

Регулярность

Регулярная (непрерывная) оценка

Базовая оценка

6

Количество функций работника

Общая оценка

Локальная оценка

7

Задачи

Оценка при увольнении сотрудника

Оценка при кадровых перемещениях

Оценка для последующих вознаграждений

Мотивационная оценка

8

Категория персонала

Оценка руководителей высшего звена

Оценка линейных менеджеров

Оценка административного персонала

Оценка низкоквалифицированного персонала

9

Показатели оценки

Количественная оценка

Качественная оценка

Аналитическая оценка

10

Количество показателей

Обобщенная оценка

Факторная оценка

11

Степень охвата контингента

Глобальная оценка

Локальная оценка

12

Период деятельности сотрудника

Первичная оценка

Оценка за определенный календарный срок

Оценка за все время работы в организации

13

Периодичность

Пролонгированная оценка

Экспрессивная оценка

Специальная оценка

Ежедневная (еженедельная, ежемесячная, ежегодная и др.) оценка

14

Продолжительность

Непродолжительная по времени оценка

Продолжительная оценка

15

Трудоемкость

Трудоемкая оценка

Нетрудоемкая оценка

16

Наличие экспертов

Непрофессиональная оценка

Частично профессиональная оценка

Экспертная оценка

17

Открытость

Открытая оценка

Закрытая оценка

18

Стоимость

Дорогостоящая оценка

Недорогостоящая оценка