Классификации источников

Источники могут быть классифицированы по следующим критериям:

по типу носителя•,

по способу передачи информации (письменные, устные, изобразительные, фонетические и т.д.).

По классификации Л. Н. Пушкарева (род. 1918) источники бывают: 1) вещественные (археологические); 2) письменные; 3) устные (фольклорные): 4) этнографические•, 5) лингвистические•, 6) фото-, кинодокументы•, 7) фоно- документы.

Но классификации академика И. Д. Ковальченко (1923–1995) источники делятся: 1) на вещественные•, 2) письменные; 3) изобразительные; 4) фонетические. В другой классификации И. Д. Ковальченко предложил делить источники на массовые и индивидуальные. К первым он относил статистику, делопроизводственные материалы, акты, т.е. документы, отражающие жизнь общества, экономики и т.д.; ко вторым – литературные памятники и источники личного происхождения, отражающие индивидуальную историю отдельных людей в общем потоке исторических событий.

Источники также могут быть классифицированы:

по цели создания (намеренные и ненамеренные свидетельства);

по степени близости источника к произошедшему событию (прямые свидетельства и свидетельства, записанные с чужих слов, на основе других источников).

Наиболее важным является разделение на источники, непосредственно отражающие исторический процесс, и источники, делающие это опосредованно. К первым относятся документальные источники – деловая документация, которая не предназначалась для того, чтобы ее читали историки. Такие источники использовались людьми для обеспечения текущей жизни, ее бюрократической стороны. Это разного рода акты, постановления, свидетельства, справки, распоряжения, ведомости, описи и т.д. Поскольку они должны были реально функционировать в документообороте, в них, как правило, отражается более достоверная информация, если, конечно, это не подделка и не сознательное искажение сведений для каких-то целей.

Второй тип источников, отражающих прошлое опосредованно, – это письменное повествование, связный рассказ о каком-то сюжете. В современной науке его называют нарративом (лат. narrare – языковой акт, словесное изложение). Отличие нарративных источников в том, что они предполагают читателя. Это письма, дневники, мемуары, исторические сочинения, летописи, статьи в средствах массовой информации (далее – СМИ) и т.д. Их авторы изначально, уже при составлении, сочинении своего текста подразумевали адресата, читателя, с которым вели мысленный диалог или перед которым выступали с монологом. Они хотели, чтобы их поняли и услышали. Неважно, кто при этом был адресатом: Господь Бог, исповедующийся сам себе автор, потомки, начальство, политические друзья или враги. Важно, что при подобной адресации неизбежно происходит отбор материала, его фильтрация, преподнесение под определенным углом зрения, изложение с субъективных позиций. Даже если сам автор стремится к объективности (чаще всего к той, которую он под этим словом понимает), он может не владеть полнотой информации. Его взгляды и способность их изложить зависят от подготовки, национальной, социальной, религиозной, политической принадлежности и т.д. В связи с этим такие источники называют опосредованными: произошедшие события как бы преломляются в сознании автора и доходят до нас в его интерпретации, изложении, через посредство создателя нарратива.

Размышление

Историки влиятельной французской школы "Анналов", например Марк Блок (1886–1944), делили свидетельства источников на ненамеренные (т.е. изначально предназначенные для современников, а не для историков: разного рода документы, ведомости, справки и т.д.) и намеренные (т.е. сделанные специально, в расчете, что их когда-то прочтет адресат, читатель-современник или спустя много лет – историк).

По классификации Э. Бернгейма (1850–1942), источники делятся на остатки (собственно остатки, а также данные языка, игры, обычаи и т.д.) и традицию (т.е. переосмысление, интерпретация по определенным принятым в обществе правилам).

По классификации А. С. Лаппо-Данилевского (1863–1919) источники делятся на изображающие исторические явления ("остатки культуры"), и источники, их отображающие ("исторические предания"). С помощью изображающих возможно непосредственно воспринимать и описывать события, а вот отображающие нужно предварительно расшифровать, истолковать, интерпретировать.

Сказанное совершенно не значит, что на основе нарративных источников нельзя писать правдивую историю. Показания источников подвергаются проверке на достоверность (такая проверка называется верификацией). Существуют специальные методики критики источника, о которых речь пойдет далее. В связи с этим по нарративным источникам можно и должно установить точную информацию о прошлом, проверив ее и отобрав после соответствующего анализа.

Следующей группой является классификация по видам исторических источников. Вид – это исторически сложившаяся группа источников, которые имеют устойчивые общие признаки формы и содержания, возникшие и закрепившиеся в силу общности их социальных функций.

Классификация источников по видам предложена Л. Н. Пушкаревым: 1) летописи; 2) законодательные акты; 3) делопроизводственная документация; 4) актовые материалы (грамоты); 5) статистика; 6) периодическая печать; 7) документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка); 8) литературные памятники; 9) публицистика и политические сочинения; 10) научные труды.

Своего рода синтетическую классификацию, объединяющую деление источников по видам с критериями по типу носителя и по способу передачи информации, предложил С. О. Шмидт (1922–2013):

1. Вещественные источники.

2. Изобразительные источники:

а) художественно-изобразительные (произведения искусства, кино и фотографии);

б) изобразительно-графические (карты, схемы и т.д.);

в) изобразительно-натуральные (фотографии и кинокадры).

3. Словесные источники:

а) разговорная речь;

б) фольклор;

в) письменные памятники;

г) письменные памятники и фонодокументы.

4. Конвенциальные источники (все системы условных обозначений графическими знаками и информация, записанная на машинных носителях, т.е. современные электронные источники).

5. Поведенческие источники (обычаи, обряды).

6. Звуковые источники.