Классификации групп
Проблема классификации социальных групп неоднозначно решалась на протяжении всей истории развития социальной психологии. Например, Юбенк, американский исследователь, выделял семь различных принципов построения классификаций: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе, а также добавлялись время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней. Общей чертой классификаций выступала форма жизнедеятельности группы.
В отечественных традициях социальной психологии основой должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений.
Согласно Г. М. Андреевой, в социальной психологии группы делятся прежде всего на условные и реальные (рис. 12.1).
Рис. 12.1. Классификация групп (по Г. М. Андреевой)[1]
Основными здесь выступают реальные группы. Среди реальных существуют такие, которые формируются для общепсихологических исследований – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе.
В свою очередь естественные группы подразделяются на большие и малые группы. В социальной психологии солидную традицию исследования имеют преимущественно большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, другие – организованные, длительно существующие, устойчивые группы (классы, нации), значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В свою очередь малые группы подразделяются на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся (коллективы), развитые.
В западной традиции, в рамках интеракционизма, существует подход, пытающийся совместить социально-психо- логический подход с социологическим. Так, Т. Шибутани утверждал, что группы могут различаться по размеру, "...от двух любовников, страстно сжимающих друг друга в объятиях, до миллионов мужчин и женщин, мобилизованных на войну"[2]. Однако в данном подходе, пишет Г. М. Андреева, трудно дать единый перечень характеристик, или признаков (параметров), группы. Гораздо продуктивнее сделать это по отношению к конкретным видам групп, к анализу групп различного типа[3].
Г. Г. Дилигенский, выделяя виды больших социальных групп, указывал в основном на два вида. Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей. В первом случае люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли людей (объективные макро-группы). Во втором случае это группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей (субъективно- психологические)[4]. Для уяснения соотношения между этими видами он вводит понятие психологической общности. Для понимания сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б. Ф. Поршнева о разделении людей на "мы" и "они" в процессе исторического развития человечества[5].
В первом случае процессы, явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, являются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу, первичное явление. В данном случае психологическая общность является первичным основанием.
В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки:
• по времени существования выделяются длительно существующие большие группы (классы, нации) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа);
• по характеру организованности-неорганизованности – организованные группы (партии, союзы, толпа). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации);
• по признаку контактности взаимодействия можно говорить об условных и реальных группах. Так, половозрастные и профессиональные группы являются условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания;
• по открытытости и закрытости больших групп. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп;
• по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью больших социальных групп. Так, Г. Г. Дилигенский выделяет два типа социальных групп. Первый тип – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак, например демографический, – тогда тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, семье). Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по признаку их выделения. Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором – субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной[6].
А. Л. Журавлев при классификации малых групп также различает группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя (рис. 12.2). Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности, а также в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах[7].
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо. Формальные группы – группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т.е. определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов.
Рис. 12.2. Виды малых групп
Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.
Неформальные группы – объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.
Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.
По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.
В субъективном, психологическом плане группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, здесь центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.
Основными критериями феномена психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентаций и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (чувство "мы"). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность – тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.
Референтность малой группы – значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).
С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы – временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера.