Лекция 4. Классический период античной философии
Классический период греческой философии имел место во второй пол. V – нач. IV в. до н.э. Наиболее значительными явлениями этого периода были софистика и учения трех величайших философов Древней Греции: Сократа, Платона и Аристотеля (схема 22).
Схема 22. Классический период античной философии: основные школы
Софистика (Sophistic)
Термины "софистика" и "софисты" происходят от древнегреческого слова "мудрость". В буквальном переводе слово "софист" означает "мудрец, мастер, знаток".
Софисты – это условное наименование ряда древнегреческих мыслителей, живших в V – первой пол. IV в. до н.э. Софистов принято делить на принадлежащих к старшему и младшему поколениям ("старших" и "младших").
Софисты в первую очередь – платные "учителя мудрости". Они учили своих учеников побеждать в спорах и тяжбах. Их интересовала не истина, а только победа над противником. Они были способны убедительно доказать, что белое есть белое, а черное есть черное; но с такой же убедительностью и то, что белое есть черное, а черное есть белое. Поэтому слово "софист" приобрело ругательный оттенок.
Софисты сыграли важную роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики), открытые ими софизмы (парадоксы) стали важнейшим стимулом для разработки логики.
Основные труды. До нас дошел только трактат неизвестного софиста "Двоякие речи".
Философские воззрения. Философией софисты занимались в основном для обоснования своей практики. Они считали, что объективный мир не познаваем, т.е. были агностиками, полагая, что истина у каждого своя и зависит от условий, времени и места (релятивизм). Поэтому объективная истина, общая для всех, невозможна. Не существует и объективного критерия добра и зла: что кому выгодно, то для него и хорошо: "Болезнь есть зло для больных, а для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков – благо".
Изучению природы софисты почти нс уделяли внимания. Но они первыми стали различать законы природы как нечто незыблемое и законы общества, возникающие по человеческому установлению.
Отношение к религии. Многие софисты сомневались в существовании богов или даже отрицали, считая их человеческой выдумкой. Софистика по своей природе антидогматична, а любая религия строится на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традиционных религиозных догм.
Софизмы
Софизмами в настоящее время называют логически неправильные рассуждения или доказательства, выдаваемые за правильные. В Древней Греции софизмами называли еще и рассуждения, содержащие логические противоречия, т.е. парадоксы.
Софизм "Рогатый"
Первая посылка: То, что ты не потерял, ты имеешь.
Вторая посылка: Ты не потерял рога.
Заключение: Следовательно, ты имеешь рога.
Ошибка состоит в принятии первой посылки как истинной. (Но она является истинной только при условии, что некто действительно имел "это" до начала спора.)
Софизм Эватла
Предварительное соглашение•. Эватл обучается у Протагора искусству спора, но заплатит за свое обучение только после первого выигранного им судебного процесса.
Ситуация к моменту возникновения софизма: Эватл закончил обучение, но, не желая за него платить, не выступает в суде. Протагор требует заплатить, Эватл отказывается. Тогда каждый из них выдвигает свои аргументы.
Аргументы Протагора |
Аргументы Эватла |
Я подам на тебя в суд, и ты заплатишь мне при любом решении суда, потому что: |
Подавай на меня в суд, но я не заплачу тебе при любом решении суда, потому что: |
• если суд решит, что ты должен платить, то ты заплатишь мне но постановлению суда; |
• если суд решит, что я должен тебе платить, то я не заплачу по нашему уговору; |
• если суд решит, что ты не должен платить, то ты заплатишь мне по нашему уговору. |
• если суд решит, что я не должен платить, то я не заплачу по постановлению суда. |
Кто прав – Протагор или Эватл?
Проблема возникает из-за неясности того, что весомее: решение суда или соглашение.