Лекция 8. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА

Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724- 1804) одним из первых поставил перед собой задачу разрешить противоречие между опытом и скептицизмом, между эмпиризмом и рационализмом, в конечном счете, установить возможности и границы для разума. Творчество Канта делят на два периода: докритический и критический. В докритический период он занимался проблемами естествознания, написал "Всеобщую естественную историю и теорию неба" (1755), в которой на 40 лет опередил Лапласа, предвосхитив его идею о происхождении солнечной системы из туманности (правда, высказал при этом и некоторые фантастические идеи: все планеты обитаемы, и чем дальше от Земли, тем имеют лучших обитателей); опубликовал работу "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика" (1766), в которой остро выступил против мистики (нельзя сновидения выдавать за науку); написал трактат о возвышенном и прекрасном (ночь – возвышенна, день – прекрасен, люди – возвышенны, земля – прекрасна, мужчина – возвышен, женщина – прекрасна). В период "критической философии" (начиная с 1770) Кант написал три "критики" – "Критику чистого разума" (1781), "Критику практического разума" (1788), "Критику способности суждения" (1790).

"Критика чистого разума" направлена против метафизики, игнорирующей опыт. По мнению Канта, это бездонная пропасть, океан без маяков, в то время как подлинная метафизика выясняет пределы, возможности разума. Знание не может выйти за пределы опыта, в то же время оно в известной мере априорно (т.е. не зависит от опыта и предшествует ему). Как Кант подходит к идее априорного чистого разума? Он различает аналитические и синтетические суждения. В аналитических суждениях предикат – часть субъекта (например, высокий человек – человек; равносторонний треугольник – треугольник); здесь нет прироста нового знания. Синтетические суждения вытекают из опыта; здесь есть прирост знания, например: вчера был дождь. Однако имеются и априорные синтетические суждения; таковыми являются все суждения долженствования, прежде всего положения этики и эстетики. Очевидно, что Кант в данном случае опирается на учение Дэвида Юма о том, что нормативные суждения, предписывающие должное, не могут быть выведены из суждений существования, не могут быть эмпирическими. Кант считал, что и естествознание, прежде всего математика, не может претендовать на значимость науки без априорных синтетических суждений. В частности, без такого синтетического суждения априори, как, например, "существуют неизменные законы природы", невозможна индукция (невозможно, по сути, и претендующее на рациональность регулирование поведения человека). Суждение чистой математики "2 + 2 = 4" также априорно, также следствие интуиции.

Априорные синтетические суждения – это фундамент подлинного знания. Пространство и время – априорные (трансцендентальные) формы чувственности (или чистой интуиции). Кроме того, имеется 12 априорных категорий рассудка: единство, множественность, всеобщность (количество), реальность, отрицание, ограничение (качество), причина, действие, взаимодействие (отношение) и др. Эти категории также субъективны и также неприменимы к "вещам в себе"[1]. Именно на этих априорных понятиях базируется подлинная метафизика. Априорные синтетические суждения являются условием возможного единого опыта о мире. Они предшествуют опыту, но в то же время связаны с ним. Лишь синтез опытных форм чувственности и априорных форм рассудка обеспечивает продуктивное воображение, в результате чего и образуются понятия. Тем не менее рассудок все же предписывает природе законы, а не черпает их из нее.

Кант различает понятия рассудок и разум: рассудок относится к сфере науки, разум – к сфере философии. Разум регулирует не только познание, но и поведение человека. В этой связи Кант обосновывает специфическую форму философии – трансцендентальную философию, которая (ещё до познания предметов) анализирует способность, возможность разума выдвигать суждения (теории) о тех или иных объектах, претендующих на всеобщую объективную значимость. В то же время философский разум может ответить па вопросы: что такое человек? что он может знать? на что может надеяться? что должен делать? Кант делит окружающий нас мир на мир явлений и мир "вещей в себе": явления (феномены) – это то, что мы познаем в восприятии, тогда как "вещи в себе" (ноумены) закрыты для восприятия. Стремясь познать "вещи в себе", разум наталкивается на ряд неразрешимых противоречий (антиномий), таких как Бог, бессмертие, свобода, необходимость, пространство, время. Например, можно утверждать, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, но можно утверждать и противоположное. В сфере морально-практического поведения все эти антиномии разрешаются. В "Критике практического разума" Кант пишет, что моральный закон требует справедливости, но чтобы она была достигнута, нужны свобода, бессмертие, Бог.

Кант отвергает утилитаризм, полагая, что цена морали в ней самой. Все моральные суждения существуют в разуме априори. Мораль тогда имеет цену, когда человек действует в соответствии с чувством долга. "Есть души, – пишет Кант, – столь проникнутые симпатиями, что помимо всякого стимула, исходящего из тщеславия и себялюбия, они получают внутреннее удовлетворение, распространяя вокруг себя счастье; они могут быть счастливы благополучием других, потому только, что это дело их рук. Но я утверждаю, что действие, совершенное при таком настроении, как бы всецело оно ни соответствовало долгу и как бы велика ни была признательность, которую заслуживает за нее человек, тем не менее не имеет истинной нравственной ценности и должно быть поставлено в один ряд с другими наклонностями, как, например, стремление к славе". И подчеркивает: "Абсолютно нравственного нет ничего в поступках, обусловливаемых симпатиею, состраданием и милосердием – такие поступки совершаются вопреки нравственности". Торговец, который честен из собственного интереса, не является добродетельным. Категорический императив, поскольку он априорен, постольку, следовательно, объективен, т.е. всеобщ и необходим, приказывает: ты должен... Ты должен действовать так, чтобы максима твоего поведения стала всеобщим законом. Должен – в смысле свободен по собственной воле так поступать.

Фридрих Шиллер не согласился с кантовской трактовкой долга. В шутливой форме он так опровергает Канта. "Укор совести: “Я охотно оказываю услуги приятелям, но, увы, делаю это вследствие своей привязанности к ним, и поэтому меня нередко посещает угрызение за то, что я недостаточно добродетелен”. Решение: “Тебе остается только один выход: ты должен презреть эту свою привязанность и делать с отвращением то, что повелевает тебе долг”".

В сущности, Кант сам корректирует себя. В действительности, говорит он, совершенно невозможно установить посредством опыта и с полной достоверностью ни одного факта, в котором правило поведения согласно с долгом не имело бы другого основания, кроме нравственных принципов и представления о долге. Всюду встречаем мы дорогое "Я" вместо строгого предписания долга.

Не только Шиллер, но и многие другие мыслители не принимали кантовский априоризм долга. "Неужели правда, что быть добрым мы можем благодаря лишь таинственному, от природы данному, универсальному свойству помимо закона, разума, примера?" – писал Мишель де Монтень (1533-1592). Весьма резко на этот счет высказывался и Артур Шопенгауэр (1788-1860): "Чистые априорные понятия, понятия, не заключающие в себе решительно ничего заимствованного из опыта, внутреннего или внешнего, вот точка отправления для этой морали: скорлупа без ядра".

Обращаясь непосредственно к проблемам развития, воспитания человека, Кант видел в просвещении решающее средство разрешить противоречие между индивидуальным и общественным, между личностью и обществом. Просвещение, согласно Канту, – решающее средство утвердить человеческое достоинство и свободу, главное условие человеческого прогресса. Просвещение – это выход человека из состояния своей незрелости, а незрелость, несовершеннолетие – это неспособность человека понять самого себя и окружающий мир без внешнего руководства, т.е. без руководства со стороны других. Человек сам должен помочь себе! Он сам должен иметь мужество развить собственное понимание и руководствоваться им – это и есть главная задача просвещения.

Рассматривая историю человечества, Кант полагает, что ей присущ закономерный поступательный ход. "Каким образом ни желали бы в метафизике представить свободу воли, проявления ее в человеческих деяниях определены, как и всякое другое естественное явление, общими законами природы. История, имеющая предметом рассказ об этих проявлениях, как бы ни были скрыты причины их, не отказывает себе, однако же, в одной надежде, а именно: рассматривая в массе проявления свободной воли, открыть в них правильный ход и то, что у отдельной личности кажется неправильным и спутанным, представить как постоянное, хотя и медленное, развитие прирожденных наклонностей в целом роде". Таким образом, продолжает Кант, "брак, рождение и смерть, по-видимому, не подчиняются никакому закону, который дозволил бы определить число их в будущем; однако же годовые таблицы, составляемые в больших государствах, доказывают, что и эти явления также повинуются постоянным законам, как изменения атмосферы, из которых ни одно в частности не может быть предусмотрено в данном месте, но которые, в совокупности, оказывают непрерывное и однообразное влияние на прозябание растений, течение рек и всю остальную экономию природы. Отдельные личности и даже целые народы и не воображают даже, что, отдаваясь собственным побуждениям и даже вступая в борьбу друг с другом, они следуют планам природы, им неизвестным, и содействуют развитию, до которого, даже в том случае, если бы они имели идею о нем, им было бы мало нужды".

Относительно путеводной нити человеческой истории Кант формулирует следующие основные положения.

1. Все естественные наклонности каждого творения направлены к достижению полного и целесообразного развития. Все естественные наклонности человека как основанные на разуме должны найти себе полное развитие в целом человеческом роде, а не в отдельной личности. Это обусловлено тем, что краткость жизни отдельного человека не соответствует времени, необходимому для развития всех естественных наклонностей.

2. Природа хотела, чтобы человек извлекал из самого себя все, что превосходит механическую конструкцию его существа, и чтобы он не знал иного счастья или совершенства, как только то, которое он доставляет сам себе посредством освобождения от всех инстинктов своим собственным разумом. Средство, которым пользуется природа для достижения развития всех наклонностей человека, есть самодеятельность и мирное соперничество людей.

3. Величайшая задача, к решению которой побуждает человека природа, заключается в выработке такого общественного строя, в котором частная воля повиновалась бы воле всеобщей. Иными словами, подчеркивает Кант, в гражданском обществе свобода отдельного лица должна быть в гармонии со свободою всех прочих. Отсюда Кант выводит следующие атрибуты правового государства:

1) основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал свое согласие;

2) гражданское равенство, т.е. свобода каждого признавать стоящим выше себя только того в составе народа, на кого он имеет моральную способность налагать такие правовые обязанности, какие этот последний может налагать на него;

3) гражданская самостоятельность, т.е. свобода быть обязанным своим существованием и ОГЛАВЛЕНИЕм не произволу кого-то другого в составе народа, а лишь своим собственным нравам и силам.

Естественно, по Канту, конституция государства должна быть республиканской, а власть – разделенной. Кант сравнивает хорошо организованное гражданское общество с лесом, в котором деревья, побуждаемые потребностью выбраться на свет и на воздух, растут прямо, стройно, тогда как дерево, стоящее отдельно в поле, выходит часто кривым и неуклюжим. Задача создания гражданского общества – труднейшая, и разрешается она родом человеческим позже всех других задач. Достижение совершенного общественного строя предполагает также установление правильных международных отношений: "В настоящее время между народностями существуют те же весьма антагонистические отношения, какие некогда существовали между отдельными лицами; но как бедствия, которые влекла за собой неправильность личных отношений, заставили обратиться к регулирующей силе закона, так и бедствия, вызываемые войною, побудят народы к составлению федерации свободных государств, которые будут связаны договором, запрещающим войну, ибо хотя разум запрещает войну, предотвратить ее может только международное соглашение, международное правительство" (трактат "О вечном мире").

Таким образом, историю человеческого рода можно рассматривать как процесс исполнения скрытого плана природы, имеющего целью установление совершенного политического строя как во внутренних, так и во внешних сношениях, – единственного строя, при котором природа может развивать все наклонности, сообщенные ею человечеству, подчеркивает Кант. При этом, как он полагает, философская попытка изложения всеобщей истории согласно плану природы, имеющему целью полную ассоциацию человеческого рода, должна рассматриваться не только как возможная, но также и как благоприятная этому плану природы.