Классическая (административная) школа менеджмента
Ограниченность тейлоризма была преодолена представителями классического (административного) направления в менеджменте. У его истоков стоял Анри Файолъ (1841–1925). Свои взгляды на проблемы управления он изложил в книге "Общее и промышленное управление" (1916).
Объектом интересов Файоля стала организация в целом и сами процессы управления, чем до него не занимался никто.
Управлять по Файолю означает вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.
Менеджмент он рассматривал как набор последовательных операций (функций) и, в отличие, например, от Тейлора, доказывал, что их в известной мере выполняют даже рабочие.
Для создания классического (административного) направления у Файоля существовали определенные предпосылки в виде осмысленного личного опыта. С 1888 г. в течение 40 лет он управлял крупной горнодобывающей компанией "Коломбо", которую возглавил, когда та была близка к финансовому краху, а покинул процветающей, занимавшей ведущие позиции в мире.
В деятельности любой организации Файоль выделял следующие основные стороны:
1) техническую, т.е. осуществление производственного процесса;
2) коммерческую (закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции);
3) финансовую, связанную с привлечением, сохранением и эффективным использованием денежных средств;
4) бухгалтерскую, заключающуюся в статистических наблюдениях, инвентаризациях, составлении балансов и т.п.;
5) административную, призванную воздействовать на работников;
6) защитную (жизни, личности и собственности людей).
Каждая из сторон нуждалась в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, организации, координации, контроля, мотивации. По мысли Файоля, управление осуществлялось в соответствии с 14 принципами, которые сохраняют свое значение и сегодня. Ниже перечислены эти принципы в его интерпретации.
1. Разделение труда. Цель разделения труда – увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий.
2. Власть – ответственность. Власть – есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться. Власть немыслима без ответственности, т.е. без санкции – награды или кары, сопровождающих ее действия... Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.
3. Дисциплина – это повиновение, усердие, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявленные соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению... Состояние дисциплины в каком-либо социальном образовании всецело зависит от его руководителей.
4. Единство распорядительства. Служащему может давать приказания относительно какого-либо образа действия только один начальник.
5. Единство руководства. Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
6. Подчинение частных интересов общим. На предприятии интересы служащих или группы служащих нс должны быть выше интересов предприятия. Здесь сталкиваются две категории интересов различного порядка, но одновременно заслуживающие признания; необходимо постараться их согласовать. Это одна из больших трудностей управления.
7. Вознаграждение персонала – оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.
8. Централизация не является системой управления – хорошей или плохой: она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций и обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации – вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, оптимальной для предприятия.
9. Иерархия – ряд руководящих должностей, начиная с низших и кончая высшими.
10. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.
11. Справедливость. Чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.
12. Постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее, смены в составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального образования; некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу.
Таким образом, подобно другим принципам принцип текучести рабочего состава имеет свою меру.
13. Инициатива – возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и его осуществления также относится к категории инициативы.
14. Единение персонала. Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить – дело искусное; но разделять собственные силы в предприятии – тяжкая ошибка.
Наследие Файоля было сохранено и умножено благодаря его ученику Линдалу Урвику (1891–1983). В 1946 г. он издал книгу "Основы администрирования", где выдвинул принцип общей цели у всех субъектов деятельности, которая является основой их кооперации.
Примерно так же формулировал свои взгляды на проблемы организации управления Генри Форд (1863–1947). Форд был прежде всего практиком, создавшим уникальную производственную систему, основанную на движущемся конвейере.
Ее социально-экономическая роль в тот период была примерно такой же, какую сегодня играют компьютеризация и информационные технологии.
Эта система обладала следующими свойствами.
1. Выпуск однородной стандартной продукции на основе использования самых эффективных машин и механизмов. Максимальная экономия времени и материальных ресурсов, обеспечивающая минимальную стоимость и цену, удовлетворяющую массового покупателя и максимизирующую прибыль.
2. Непрерывность технологического процесса на основе конвейера, связывающего всех участников производства, – основы размещения оборудования, сокращения пути движения предметов труда, обеспечения равномерности темпа и ритма выполнения операций.
3. Концентрация и рассредоточение производства на основе углубления разделения труда и его специализации.
4. Гибкость производства на основе замещаемости деталей и узлов, точности на всех ступенях технологии.
5. Развитие стандартизации, повышающей качество и позволяющей быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции.
6. Проектирование и подготовка производства (разработка технологий па основе точных расчетов; планирование всего процесса в целом, его ступеней, узлов, связей с учетом всех механизмов, транспортных средств, сырья, материалов).
7. Обеспечение наиболее благоприятного состояния используемого оборудования.
Управление такой системой предполагало:
– построенное строго по вертикали руководство объединением ряда предприятий, всеми частями и этапами производства из одного центра;
– постоянное совершенствование управления;
– инструктирование и контроль персонала;
– высокую оплату труда;
– ограничение рабочей недели 48 ч;
– воспитание у рабочих культуры трудовых отношений, самоуважения и уважения других;
– широкое внедрение научных знаний.
Форд организовал первые ремесленные училища и детские сады, открыл школы со стипендиями для усердных и успевающих учеников. В 1914 г. ввел самую высокую оплату труда, 8-часовой рабочий день, обязательные параметры окружающей производственной среды (чистота, уют, гигиена).
Его основным вкладом в собственно управление можно считать:
– широкое внедрение стандартизации, повышающей качество и снижающей затраты;
– внедрение конвейера;
– регулирование всех процессов из единого центра.
Логическим завершением классической школы менеджмента стала концепция "рациональной бюрократии" крупного немецкого ученого, юриста, экономиста, социолога, историка Макса Вебера (1864–1920). В немалой степени она сформировалась под влиянием прусского военного порядка, наглядно продемонстрировавшего роль четкой организации управления войсками и обеспечения их надежного взаимодействия.
Основная работа Вебера "Теория общества и экономическая организация" (1920) посвящена проблеме лидерства и бюрократической структуре власти.
Кроме Файоля, разработавшего функциональное направление классической (административной) школы менеджмента, Форда и Вебера, занимавшихся институциональным направлением, к этой школе можно отнести наших соотечественников Гастева и Керженцева, о которых речь пойдет ниже.
Важным научным итогом деятельности классиков является формулировка процессного подхода к управлению организацией. В соответствии с ним управление рассматривалось не как самостоятельные, изолированные действия, а как непрерывно повторяющиеся и взаимосвязанные, последовательно реализующие перечисленные выше функции управления. В обеспечении такой непрерывности и состояла, по мысли Файоля, главная задача менеджмента.
Иными словами, произошла смена управленческой парадигмы: если при традиционном подходе главным была самостоятельность отдельных элементов организации, то при процессном – их взаимная обусловленность. Если у рационалистической школы на нервом месте были технические аспекты труда, то у классиков – организационные.
Рационалисты занимались в основном поиском путей повышения эффективности процесса производства за счет рациональной организации труда отдельного рабочего. Представители же административной школы разрабатывали подходы к совершенствованию управления организацией в целом. При этом Файоль подчеркивал, что его теория не противоречит теории Тейлора. Просто они рассматривают разные уровни производства: Тейлор – цеховое управление, а он – высшее административное.
Тейлор занимался тонкой организационной механикой производства, а Файоль постановкой поведения верховного администратора. В этой связи он сформулировал перечень качеств, которыми должен обладать крупный руководитель: сознательная и твердая воля; активность, энергия, отвага и мужество, ответственность; чувство долга; забота об общем интересе. Тейлор давал подробный перечень качеств, необходимых мастеру.
К общим недостаткам классиков следует отнести увлечение формальными моментами, отношение к людям как к машинам, упор на рациональность, индивидуализм и экономизм поведения людей.