Китайско-американские отношения
Американцы выражают опасение, что в конечном счете возникнет китайскоцентричный азиатский блок, который будет доминировать в западном Тихоокеанском регионе. Правда, ни один официальный представитель китайского правительства никогда не декларировал подобную стратегию как фактическую политику. На самом деле они провозглашают совершенно противоположный курс. Однако в околоофициальной китайской прессе и исследовательских институтах собрано достаточно материалов в поддержку теории о том, что отношения идут, скорее, к конфронтации, а не к сотрудничеству.
С другой стороны, согласно теории демократического мира, пользующейся популярностью в определенных кругах американских и левых, и правых, напряженность и конфликт с Китаем обусловлены его внутренней структурой. Мир во всем мире, гласит упомянутая теория, наступит благодаря глобальному триумфу демократии, а не призывам к сотрудничеству.
Подход, основанный на сотрудничестве, бросает вызов предубеждениям, существующим с обеих сторон. В национальной истории США было лишь несколько примеров отношений со страной, сопоставимой по размеру, уверенности в себе, экономическим достижениям и международному влиянию, и при этом с совершенно иной культурой и политической системой (например, СССР в период Второй мировой войны. — Г. Д.). В китайской истории также нет опыта отношений с равной великой державой, имеющей постоянное присутствие в Азии, представление об универсальных идеалах, не совпадающее с китайскими концепциями.
Главный стратегический страх Китая — это внешняя сила или силы, которые разместят военные контингенты вокруг китайских границ, окажутся способны проникнуть на территорию КНР или вмешаться во внутреннюю ситуацию. Когда Пекин осознавал подобную угрозу в прошлом, он прибегал к войне, не рискуя дожидаться результата того, что рассматривалось им как усиливающиеся тенденции — в Корее в 1950 г., против Индии в 1962 г., на северной границе с СССР в 1969 г., против Вьетнама в 1979 г. Страх США, иногда выражаемый только косвенно, — быть вытесненными из Азии.
В ноябре 2011 г. между США и Австралией было достигнуто соглашение о размещении на севере австралийского континента американской военной базы. Учитывая американское военное присутствие в Японии и Южной Корее, можно говорить о завершении окружения КНР американскими военными базами. Соглашение вызвало негативную реакцию руководства КНР, которое увидело в нем попытку военного сдерживания своей политики. Тем не менее, все произошедшее — важный сигнал о смещении фокуса американских интересов с Ближнего Востока на АТР. "Американские военные будут продолжать вносить вклад в обеспечение безопасности в глобальном масштабе, однако но необходимости мы сместим акцепт нашего военного присутствия в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона", — говорится в доктринальном документе "Поддержание американского глобального лидерства: оборонные приоритеты XXI века", обнародованном президентом Б. Обамой в январе 2012 г.
Китай, предвидя обострение своего соперничества с Америкой, в том числе военно-политического, делает все, чтобы не пробуждать у России опасений. Так, после недоуменных вопросов из Москвы были свернуты проводившиеся несколько лет тому назад учения, сценарий которых предусматривал переброску войск на значительные расстояния. Модернизация китайских ядерных сил не направлена, насколько это вообще возможно, против России. Пекин проводит подчеркнуто дружественную политику. Вопреки частым утверждениям, Китай не осуществляет ни демографической, ни инвестиционной экспансии. Китайцев в России живет меньше, чем немцев. И много меньше, чем в Российской империи.
Ключевые решения, принять которые предстоит Пекину и Вашингтону, — двигаться ли к реальному сотрудничеству или скатиться к новой версии старых моделей международного соперничества. Обе страны используют риторику партнерства. Они даже создали для этого форум высокого уровня — Стратегический и экономический диалог, который проводится дважды в год. Он оказался продуктивным при решении актуальных вопросов, однако путь к реализации основной задачи по созданию действительно глобального экономического и политического порядка только начат. И если глобальный порядок не появится в экономической сфере, преграды для достижения прогресса по более эмоциональным вопросам и проблемам с наименее положительной суммой, такими как территория и безопасность, могут оказаться непреодолимыми.
В американских дебатах представители обеих американских партий часто называют Китай "поднимающейся державой", которой нужно "достичь зрелости" и научиться играть ответственную роль па мировой арене. Однако Китай видит себя как возвращающуюся державу, которая занимала доминирующее положение в регионе на протяжении двух тысячелетий, но временно утратила этот статус из-за колониальных эксплуататоров, воспользовавшихся внутренними конфликтами и упадком в стране. Перспектива мощного Китая, пользующегося влиянием в экономической, культурной, политической и военной сферах, рассматривается скорее как возвращение к норме, а не как необычный вызов мировому порядку.
Как относятся азиатские страны к отношениям соперничества-сотрудничества между КНР и США? Немногие азиатские страны ностальгируют по эпохе, когда они были вассалами китайских правителей. Как ветераны антиколониальной борьбы многие азиатские государства очень трепетно относятся к сохранению независимости и свободы действий перед лицом какой-либо внешней силы, неважно, западной или азиатской. Они стараются участвовать как можно в большем количестве пересекающихся структур в экономической и политической сфере; они приветствуют американскую роль в регионе, но стремятся к равновесию, а не к крестовым походам или конфронтации.
Завершая свою статью, Г. Киссинджер указывает: американцам стоит помнить, что даже когда ВВП Китая сравняется с американским, он будет распределяться между населением, которое в четыре раза больше, старше и переживает сложные внутренние трансформации, связанные с ростом страны и урбанизацией. Практическое следствие этого заключается в том, что энергия Китая по-прежнему в значительной степени будет направлена на внутренние нужды.
Между тем, как пишут сами китайские эксперты, президент Б. Обама активизировал свои усилия под лозунгом "Возвращение в Азию", что вызвало серьезную озабоченность в Китае относительно истинных намерений США. Одновременно министр обороны Соединенных Штатов пообещал, что 60% вооруженных сил будут направлены именно в этот регион.
С Киссинджером согласны российские эксперты. Так, В. С. Дмитриев пишет о том, что сегодня не остается сомнений — Америка видит в Китае реального конкурента. КПК продолжает поиск точки равновесия между сдержанной политикой "развивающегося государства" (каковым Китай официально продолжает себя считать) и активной наступательной политикой "восходящей сверхдержавы". Между США и КНР имеются фундаментальные идеологические расхождения. Разные идеологии формируют резко отличающиеся представления о мире, а значит, влияют на формирование соперничающих государственных интересов. Помимо этого, идеологическая пропасть также является причиной взаимного недоверия.
Парадоксальным образом, пишет В. С. Дмитриев, растущее влияние Китая может сыграть на руку американской стратегии в регионе. За годы присутствия в АТР США доказали, что могут служить опорой стабильности существующего порядка, при всех его минусах и изъянах. Излишняя самоуверенность Пекина заставляет нервничать многих стран-соседей. Даже те азиатские государства, которые не входят в альянсы с США, стремятся получить заверения их политического присутствия в регионе и наличия американских сил в близлежащих морях как гарантии мира, к которому они привыкли. Плохо скрываемое желание Китая изменить существующий порядок, сформированный в основном без его участия, вызывает опасения. В случае попыток со стороны Пекина реализовать свою ревизионистскую программу конфронтация с главным "хранителем" этого порядка в регионе — Соединенными Штатами — неизбежна.
По мнению В. С. Дмитриева, конфронтационный сценарий развития американо-китайских отношений в будущем, хотя и возможен по объективным причинам, все же не является желательным ни для Вашингтона, ни для Пекина. Вместе с тем характер взаимоотношений Пекина и Вашингтона предугадать достаточно сложно. Но одно можно констатировать уверенно: именно формирующаяся позитивно-негативная связка Китая и США в ближайшей перспективе будет определять политическую жизнь как в регионе, так и в значительной степени в мире в целом.
По мнению российских ученых А. Дынкина и В. Пантина, наиболее вероятным выглядит сценарий, согласно которому в ближайшие годы (примерно до начала 2020-х гг.) Китай, несмотря на отдельные социальные и экономические потрясения, будет стремительно и динамично догонять Соединенные Штаты, а затем наступит перелом. Опираясь на новейшие технологии и разработки, после 2020-х гг. США вместе с Японией и "тиграми" ЮВА могут вновь серьезно потеснить Китай, который к тому же, скорее всего, будет сталкиваться с целым рядом внутренних проблем, в том числе с социальными и экологическими кризисами.