КЕЙС: КИНГИСЕППСКИЙ РАЙОН, ФИНСКИЙ ЗАЛИВ, БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ, РОССИЯ

Рис. 10

Вдоль всей береговой линии России туризм (если таковой имелся) развивался случайным и незапланированным образом и стал причиной многих экологических и социальных проблем. Туристическая деятельность Запада и России существенно отличается уровнем развития инфраструктуры.

До последнего времени российский туризм как вид активного отдыха был главным образом внутренним и неорганизованным. Только за последние несколько лет осуществление туристической деятельности в России и на Западе стало постепенно уравниваться, несмотря на то что установленные российские стереотипы все еще сохранились. Как о туристах из западных стран - они сдут в страну для приятного проведения времени на природе. В современной России такая поездка имеет совершенно другую цель.

Экскурсии на природу в России часто включают в себя приятное времяпрепровождение на пляже, собирание ягод и грибов на зиму, любительскую рыбалку (в последнее время недорогими и эффективными

сетями из моноволокна), менее часто - охоту (включая и охоту во время запрещенного сезона). Приоритеты в перечисленных видах деятельности зависят от состава группы (часто она состоит из нескольких семей с детьми), времени года и длительности поездки. Должно быть замечено, что перечисленные виды деятельности обусловлены не только продолжительным экономическим кризисом, но также они установлены историческими традициями, или, как это принято сейчас говорить в России, менталитетом.

Рис. 11

Оценка Берегового кодекса

Оценка основного подхода Берегового кодекса на северо-западе России (включая устойчивый туризм) была проведена во время пилотного проекта по комплексному развитию прибрежной зоны в Кингисеппском районе, Ленинградский регион. Соответственный проект под рабочим названием "Балтийское побережье России-99" (зарегистрирован в 1999 г.) был реализован в соответствии с соглашением между БУСС и

Балтийским фондом природы (ВБЫ). Спонсором проекта была программа "1998 РтМаПд" голландского Министерства сельского хозяйства, управления природными ресурсами и рыболовства.

Как

Было решено использовать Береговой кодекс для определения того, включены ли главные принципы, предложенные кодексом, в существующие стратегические планы и планы по развитию региона в стадии разработки.

Цели

Главные цели проекта:

• характеристика природных условий прибрежной зоны;

• анализ сложившейся практики управления, перспектив и тенденций развития прибрежных территорий района;

• оценка экологического состояния биотопов и биологических сообществ прибрежной зоны и выявление антропогенных факторов, представляющих наибольшую угрозу для природы;

• отбор подходов, изложенных в Береговом кодексе, внедрение которых в управление прибрежьем Кингисеппского района позволило бы наилучшим образом решать природоохранные задачи;

• выработка рекомендаций по совершенствованию Берегового кодекса с учетом российской специфики.

Выводы

Анализ обстановки в Кингисеппском районе за период исследований показал, что организованный туризм здесь плохо развит.

Сравнение основных положений Берегового кодекса с существующей российской практикой показало, что лишь 50 % из них реализованы в Кингисеппском районе.

Наиболее важные из нереализованных положений включают в себя:

• интегрированное секторальное управление прибрежной зоной;

• создание "нетронутых зон";

• защиту прибрежных ландшафтов;

• реализацию принципа "загрязнитель платит" на практике.

Наиболее подходящими районами для развития туризма в регионе

являются те, которые расположены у морского залива. Учитывая это,

администрация района приняла решение о строительстве туристического комплекса на берегу бухты Нарва. Проектируемая территория составляет 4500 га. Ее рекреационная емкость составляет 50 тысяч человек в день. Проект нуждается в больших инвестициях.

Трудности

Главные трудности, связанные с реализацией на практике принципов, изложены в Береговом кодексе:

• системный экономический кризис в России;

• отсутствие действенных рычагов и механизмов воздействия на

ведомства, организации, предпринимателей и частных лиц, вынуждающих их ориентироваться на "экологичную" систему хозяйствования;

• отсутствие традиций "экологичного" поведения у населения.