Кейс для обсуждения "IQ Marketing: жизнь до и во время кризиса"
Наталья Степанюк – руководитель знаменитого IQ Marketing, креативного агентства России, входящего в десятку лучших в мире и дважды завоевавшего отраслевого "Оскара" – каннского "Золотого льва" и за рекламную кампанию интернет-магазина Ozon.
В своей управленческой практике Наталья придерживается принципов лидерского управления, вовлекающего и развивающего творческих и активных членов команды. Такой подход особенно важен в кризисные времена, позволяя эффективнее справляться с объективными сложностями и решать стратегические задачи развития компании в условиях неопределенности и повышенного риска.
Один из принципов лидерского подхода – это отказ от иерархических и функциональных барьеров в пользу скорости реагирования. Для успеха используется командная работа, особенно когда под каждый проект собирается новая группа, в которой вчерашний подчиненный может стать руководителем проекта.
"Быть самым модным креативным агентством" – это девиз компании, следовать которому помогает практическое управление знаниями и отлаженное информационное обеспечение. Главный метод развития эрудиции сотрудников называется "Everyone" – это сообщения, высланные по электронной почте "для всех". Такой простой инструмент стал полноценным средством площадкой обмена идеями в IQ Marketing. Есть еще и еженедельные познавательные доклады и дайджесты, которые готовят сотрудники друг для друга. Традиционным организационным методам Наталья предпочитает неформальность и домашние условия работы. По ее словам, офисные стены могут обкрадывать человека, а могут и подпитывать. Работу на 30–50% делает офис, поэтому целый этаж отдан под нужды сотрудников. Например, есть своя столовая и кухня, две спальни с душем, просторный балкон для пикников и проветривания мозгов. Более того, сотрудники имеют возможность самостоятельно формировать свою работу-полужизнь. Принцип таков: агентство финансирует создание необходимой инфраструктуры, а операционные расходы несут сотрудники. Так появились массажный стол и массажист, тренажеры и занятия йогой. В результате есть пространство, которое помогает творить.
Время для отдыха, несмотря на то, что все работают до седьмого пота, тоже имеется. Это праздники, которые являются элементом корпоративной культуры: празднуют все, устраиваются театрализованные вечеринки, катания по Москва-реке.
Чтобы попасть в IQ Marketing, надо пройти серию собеседований, продемонстрировав не только профессиональные навыки, но и другие качества, например, продвинутые музыкальные вкусы. На регалии не смотрят, а дают реально существующие творческие задания на разработку того или иного продукта (концепции/макета/сценария). И только по результатам задания судят о компетенции человека, в том числе компетенции менеджеров.
Поскольку корпоративная культура пронизана созиданием, то так называемых посторонних удается быстро отсекать. Во время становления агентства приходилось увольнять немало людей за циничное отношение к работе или внутрикорпоративные интриги. В итоге вся созданная Степанюк структура работает на единомышленниках и позитивно настроенных людях.
Кризис 2008–2009 гг. сильно ударил по рекламной отрасли. Агентство столкнулось с парадоксальной ситуацией: число обращений увеличилось, однако за услуги клиенты могли платить много меньше докризисного уровня, при этом заказчиков перестали интересовать красивые нестандартные "продвинутые" идеи, им важнее было стимулировать текущий спрос и продать имеющийся товар. Самым серьезным вызовом для агентства в таких условиях стало сохранить свою ключевую компетенцию по созданию и продвижению оригинальных идей.
В компании решили использовать кризис как время возможностей и креатива. Чтобы бизнес был успешен, нужно концентрироваться на его успехах, а основной работой топ-менеджмента явилось формирование позитивистского мышления. Слушали громкую музыку, купили теннисный стол, играли в компьютерные игры, устраивали маленькие праздники, когда выигрывали тендеры и... придумывали новые идеи заработка. Так, например, получилось с проектом веселых антикризисных открыток. Резонанс был такой, что их стали продавать в книжных магазинах. В дальнейшем появилось отдельное направление бизнеса: подарки, доля которых в обороте резко пошла вверх. Бережнее стали относиться к уже имеющимся идеям. Если раньше какую-то идею не удавалось продать, то о ней просто забывали и придумывали новые. Сейчас стараются или найти новых клиентов или использовать новые пути связи с ними. Поэтому агентство создает оригинальные идеи с расчетом на Интернет и мобильный контент, активно осваивая такой ресурс как социальные сети. Наталья признается, что команда IQ Marketing работает на пределе, но именно в таких условиях люди быстрее учатся, начинают делать то, чего раньше не делали никогда[1].