Кейнсианская политика государственного регулирования

Как уже было отмечено, капиталистическая экономика не может саморегулироваться. В этом случае в сбережения направлялась бы бо́льшая часть национального дохода, что неизбежно сокращало бы эффективный спрос, а значит, снижало объемы производства и занятость. В итоге экономика находилась бы в перманентом кризисе. Согласно такой кейнсианской логике экономика системы должна регулироваться государством.

Программа Кейнса не нацелена на коренное преобразование социальных основ общества, а предполагает только отладку экономического механизма и поэтому может быть охарактеризована по своему содержанию как умеренно консервативная. Согласно Кейнсу, государство должно активно стимулировать эффективный спрос, о котором уже шла речь в параграфе 9.3. Эффективный спрос может быть представлен следующим уравнением:

Deffect= С + I.

При этом частные сбережения, как считал Кейнс, не превращаются автоматически в частные инвестиции. Растущий объем сбережений, согласно "парадоксу бережливости", сам является препятствием для экономического роста и должен поглощаться ростом спроса на инвестиции и личного потребления.

Следовательно, согласно кейнсианской доктрине, главной задачей государственного регулирования экономики является стимулирование роста частных инвестиций и личного потребления, или эффективного спроса. В работе "Общая теория денег, процента и занятости" рекомендуется два основных метода увеличения инвестиций: бюджетная политика и денежно-кредитная политика.

Рассмотрим сначала меры бюджетной политики. Для кейнсианства, если говорить о фискальной политике, характерна бюджетная экспансия, т.е. активная бюджетная политика. Рассмотрим ее основные направления. Во-первых, это активное финансирование государственных заказов частному бизнесу. В кейнсианской терминологии это называется "подкачка насосом эффективного спроса", а также увеличение государственных инвестиций в жилищное строительство, инфраструктуру и общественные работы за счет государственного бюджета.

У Кейнса это называется "социализацией инвестиций". Все эти меры призваны обеспечить при помощи мультипликатора инвестиций и занятости рост деловой активности бизнеса, платежеспособный спрос населения, увеличение рабочих мест и национального дохода. Во-вторых, Кейнс считал, что организация общественных работ для безработных и рост жалованья у государственных служащих могут привести к росту эффективного спроса и, как следствие, к росту национального дохода. Он объяснял это тем, что население страны с низкими доходами склонно к увеличению личного потребления при росте своих доходов. Именно у этой группы населения рост доходов повышает предельную склонность к потреблению и снижает, напротив, предельную склонность к накоплению. У имущих слоев населения эти переменные ведут себя противоположным образом, т.е. они меньше потребляют и больше склонны сберегать.

Кроме того, Кейнс предлагал устанавливать более высокую шкалу подоходного налога на высокие доходы при наличии значительного необлагаемого подоходным налогом минимума доходов. Обоснованием подобного подхода к построению прогрессивного обложения доходов является то, что низкие доходы непосредственно идут на потребление их владельцев, расширяют потребительский спрос и стимулируют рост производства. Высокие же доходы, большая часть которых превращается в сбережения, стимулируют производство в гораздо меньшей степени. У их владельцев возрастает предельная склонность к сбережению – отношение прироста сбережения к приросту дохода и, соответственно, падает предельная склонность к потреблению, что уменьшает эффективный спрос.

Ратовал Кейнс и за уменьшение доли косвенных налогов в фискальных доходах государства в силу того, что косвенные налоги, будучи включенными в цены товаров, провоцируют рост цен на потребительском рынке, что снижает личное потребление и тем самым сокращают величину эффективного спроса.

Неоднозначным было отношение Кейнса к программам по снижению заработной платы, которые были распространены среди предпринимателей в период депрессии с целью снижения издержек производства. Подобные программы писались по неоклассическим рекомендациям в качестве антикризисных мер. В целом Кейнс выступал против подобных программ, так как реальная заработная плата – важнейший фактор, влияющий на совокупные расходы и, следовательно, на эффективный спрос. Впрочем, можно найти его высказывания, в которых он поддерживал снижение заработной платы для повышения эффективного спроса. Однако это допустимо, если увеличивается склонность к потреблению.

Денежно-кредитная политика понималась Кейнсом как способ манипулирования процентной ставкой на денежном рынке (главным образом ее понижения), для того чтобы за счет ее снижения добиться больших объемов инвестиций в экономику для ее оживления. Монетарную политику английский ученый трактовал как более слабый инструмент регулирования экономики, так как она не обеспечивает должной степени уверенности бизнеса. Кроме того, может возникнуть ситуация "ликвидной ловушки", когда увеличение объема денежной массы для понижения ставки процента перестает снижать эту ставку и денежные ресурсы превращаются в ликвидные активы, но не в инвестиции.