Кьеркегор (Kierkegaard)

Биографические сведения. Сёрен Кьеркегор (Киркегор) (1813–1855) – датский писатель, протестантский теолог и философ. Его отец был коммерсантом, который вторым браком женился на своей служанке. Сёрен был последним из семи детей в семье; пятеро его братьев умерли, последний, оставшийся в живых, стал со временем лютеранским епископом. Сёрен Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 г. В 1841 г. получил степень магистра за диссертацию, посвященную проблеме иронии (на материале древнегреческих и романтических концепций).

Значительный отпечаток на всю жизнь Кьеркегора наложила его любовь к Регине Ользен. Они были помолвлены в течение трех лет, но затем он вернул ей обручальное кольцо. Сама Регина оценила этот поступок следующим образом: "Он пожертвовал мной ради Бога". А Кьеркегор по этому поводу как-то заметил, что многие мужчины становились гениями, героями, поэтами благодаря женщине, но никогда – благодаря жене. "Если бы я женился па Регине, то никогда не стал бы самим собой", – писал он.

Основные труды. В творчестве Кьеркегора принято выделять пять периодов (частично перекрывающих друг друга) в соответствии с характером написанных в этот период работ (табл. 111).

Таблица 111

Кьеркегор: периодизация творчества

Период

Основные работы

1832-1841 гг.

"Из записок еще живущего" (1838), "О понятии иронии" (1841)

1842-1846 гг.

Поучительные речи (1842); опубликованные под псевдонимом: "Или-или" (1843), "Страх и трепет" (1843), "Повторение" (1843), "Философские крохи" (1844), "Понятие страха" (1844), "Стадии жизненного пути" (1845), "Заключительное ненаучное послесловие" (1846)

1845-1846 гг.

Газетная полемика в "Корсаре"

1847-1850 гг.

"Дело любви" (1847), "Христианские речи" (1848), "Болезнь к смерти" (1849), "Введение в христианство" (1850)

1851-1855 гг.

Ничего не писал вплоть до 1855 г., когда в газете "Мгновение" он опубликовал антиклерикальные проповеди

Философские воззрения. Восстановление "подлинного" христианства. Своей основной задачей Кьеркегор считал восстановление "истинного", или "подлинного", христианства, которое он противопоставлял ныне существующему. Эта идея определила как саму его жизнь, так и основное направление творчества. Он считал, что жизнь в наслаждениях, огражденная от страданий, не позволяет "свидетельствовать от имени истины". Правду несет только тот, кто живет в бедности, унижении, на кого обрушиваются проклятия и злословие. Он полагал, что быть христианином – значит "пытаться спасти любовь, распятую безбожным веком". В своих философских работах он выступал в первую очередь против искажения христианства в романтической теологии (Новалис, Шлейермахер) и против сближения христианского Бога с Абсолютной идеей в учении Гегеля.

Последнее не устраивало Кьеркегора также тем, что единичные, конкретные объекты и в том числе человеческая личность у Гегеля утрачивали свою значимость, оказывались всего лишь проявлением общего.

Личность и Бог. Центральной в философии Кьеркегора является проблема соотношения личности и Бога, единичного и Единственного. Кьеркегор считал, что человек как единичное выше общества, т.е. родового или общего[1]. И в этом человек принципиально отличен от животных, где род всегда значит больше, чем индивид. Особое положение человека в тварном мире есть результат создания человека по образу Божьему.

Типы экзистенции. В целом ряде своих работ Кьеркегор развивал и шлифовал учение о трех типах человеческой экзистенции[2]: эстетической, этической и религиозной. Каждый тип существования связан с особым видом отчаяния и специфическим характером личности, т.е. "я" (табл. 112). Наличие отчаяния Кьеркегор считал величайшим преимуществом человека, знаком "величия нашей духовности". "Превосходство человека над животным состоит в том, что мы подвержены отчаянию; превосходство христианина над естественным человеком – в том, что он это сознает, а блаженство христианина – в возможности исцеления от отчаяния"[3].

Типы экзистенции он так же оценивал, как стадии развития личности. Поиск наслаждений, следование эстетическому идеалу без каких-либо этических обязательств делает жизнь пустой и бессмысленной, а "я", представляющее собой поток переживаний, – фрагментарным и несвязанным. Переход к этической жизни позволяет связать воедино все эти фрагменты нашего "я", т.е. обрести себя как целостную личность. Однако человеческое существование конечно (и именно через нашу смертность нам явлен первородный грех), а это делает бессмысленной всю нашу жизнь. Осознание богооставленности мира и себя приводит к осознанию своей абсолютной свободы, что выражается в страхе и трепете. Но именно здесь открывается возможность обретения веры. Истинно человеческое существование возможно только в вере, где происходит встреча подлинно уникальной человеческой личности с уникальным, единственным Богом. Вера парадоксальна, не имеет рациональных доказательств. Поэтому жизнь в вере – это всегда нравственный подвиг.

Любимым героем Кьеркегора был библейский патриарх Авраам, к истории которого он постоянно обращался в своих работах. Авраам, заключивший союз[4] с Богом, получил в награду от Бога сына Исаака, который родился у жены Авраама Сары после многих лет бесплодного брака. Но когда Исаак стал уже юношей,

Таблица 112

Кьеркегор: типы экзистенции

Тип экзистенции

Тип отчаяния

Характеристика "я"

Эстетический

"Отчаяние возможного": эстетической значимостью обладает только возможное, о котором мы мечтаем, а не наступившее действительное.

Желание избавиться от собственного "я" и обрести какое-то либо иное (обладающее красотой, умом, талантом и т.п.); собственное "я" является фрагментарным, "рассыпается в песок мгновений", эти мгновения случайны и ничем не скреплены

Этический

"Отчаяние-вызов", или "мужественное отчаяние": желание быть самим собой, добиться непрерывности "я"; но при этом человек полагается только на свои силы и возможности в созидании своего "я" и не хочет обращаться к Богу.

Моральная ответственность "скрепляет" фрагменты "я" в единое целое; "я" – это уже не то, что происходит с личностью в силу случайных жизненных обстоятельств, а то, что является результатом сознательного свободного выбора (поэтому, например, прошлое не становится прошедшим, поскольку "я" ощущает свою ответственность за все совершенное ранее)

Религиозный

"Абсолютное отчаяние", или "экзистенциальное отчаяние": оставляет человека наедине не с миром и не с самим собой, а с Богом.

"Я" открывает богооставленность мира и себя, т.е. абсолютную свободу, что находит свое выражение в страхе, отчаянии, тревоге (прежде всего из-за своей смертности и неумения правильно распорядиться своей свободой); здесь возникает возможность обретения веры

Бог вдруг потребовал от Авраама принести единственного сына в жертву. Авраам покорно отправился в указанное место и уже занес над Исааком нож, когда появился ангел и указал Аврааму на агнца, которого следует принести в жертву вместо Исаака. Поведение Авраама выступает у Кьеркегора как образец бесконечного смирения и подвига веры – когда человек жертвует самым дорогим для себя по первому требованию Бога, но, принося эту жертву, человек полностью уповает на Бога. Тогда и только тогда Бог являет человеку свою милость.

Судьба учения. Многие идеи Кьеркегора перекликаются с идеями Ницше[5], но если последний обрел мировую славу и известность еще при жизни, то идеи Кьеркегора получили известность только в XX в. Первые переводы работ Кьеркегора на русский язык и первые критические исследования его творчества принадлежат перу российских философов. Особенно значительное влияние идеи Кьеркегора оказали на становление и развитие экзистенциализма.