Кьеркегор (Kierkegaard)
Биографические сведения. Сёрен Кьеркегор (Киркегор) (1813–1855) – датский писатель, протестантский теолог и философ. Его отец был коммерсантом, который вторым браком женился на своей служанке. Сёрен был последним из семи детей в семье; пятеро его братьев умерли, последний, оставшийся в живых, стал со временем лютеранским епископом. Сёрен Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 г. В 1841 г. получил степень магистра за диссертацию, посвященную проблеме иронии (на материале древнегреческих и романтических концепций).
Значительный отпечаток на всю жизнь Кьеркегора наложила его любовь к Регине Ользен. Они были помолвлены в течение трех лет, но затем он вернул ей обручальное кольцо. Сама Регина оценила этот поступок следующим образом: "Он пожертвовал мной ради Бога". А Кьеркегор по этому поводу как-то заметил, что многие мужчины становились гениями, героями, поэтами благодаря женщине, но никогда – благодаря жене. "Если бы я женился па Регине, то никогда не стал бы самим собой", – писал он.
Основные труды. В творчестве Кьеркегора принято выделять пять периодов (частично перекрывающих друг друга) в соответствии с характером написанных в этот период работ (табл. 111).
Таблица 111
Кьеркегор: периодизация творчества
Период |
Основные работы |
1832-1841 гг. |
"Из записок еще живущего" (1838), "О понятии иронии" (1841) |
1842-1846 гг. |
Поучительные речи (1842); опубликованные под псевдонимом: "Или-или" (1843), "Страх и трепет" (1843), "Повторение" (1843), "Философские крохи" (1844), "Понятие страха" (1844), "Стадии жизненного пути" (1845), "Заключительное ненаучное послесловие" (1846) |
1845-1846 гг. |
Газетная полемика в "Корсаре" |
1847-1850 гг. |
"Дело любви" (1847), "Христианские речи" (1848), "Болезнь к смерти" (1849), "Введение в христианство" (1850) |
1851-1855 гг. |
Ничего не писал вплоть до 1855 г., когда в газете "Мгновение" он опубликовал антиклерикальные проповеди |
Философские воззрения. Восстановление "подлинного" христианства. Своей основной задачей Кьеркегор считал восстановление "истинного", или "подлинного", христианства, которое он противопоставлял ныне существующему. Эта идея определила как саму его жизнь, так и основное направление творчества. Он считал, что жизнь в наслаждениях, огражденная от страданий, не позволяет "свидетельствовать от имени истины". Правду несет только тот, кто живет в бедности, унижении, на кого обрушиваются проклятия и злословие. Он полагал, что быть христианином – значит "пытаться спасти любовь, распятую безбожным веком". В своих философских работах он выступал в первую очередь против искажения христианства в романтической теологии (Новалис, Шлейермахер) и против сближения христианского Бога с Абсолютной идеей в учении Гегеля.
Последнее не устраивало Кьеркегора также тем, что единичные, конкретные объекты и в том числе человеческая личность у Гегеля утрачивали свою значимость, оказывались всего лишь проявлением общего.
Личность и Бог. Центральной в философии Кьеркегора является проблема соотношения личности и Бога, единичного и Единственного. Кьеркегор считал, что человек как единичное выше общества, т.е. родового или общего[1]. И в этом человек принципиально отличен от животных, где род всегда значит больше, чем индивид. Особое положение человека в тварном мире есть результат создания человека по образу Божьему.
Типы экзистенции. В целом ряде своих работ Кьеркегор развивал и шлифовал учение о трех типах человеческой экзистенции[2]: эстетической, этической и религиозной. Каждый тип существования связан с особым видом отчаяния и специфическим характером личности, т.е. "я" (табл. 112). Наличие отчаяния Кьеркегор считал величайшим преимуществом человека, знаком "величия нашей духовности". "Превосходство человека над животным состоит в том, что мы подвержены отчаянию; превосходство христианина над естественным человеком – в том, что он это сознает, а блаженство христианина – в возможности исцеления от отчаяния"[3].
Типы экзистенции он так же оценивал, как стадии развития личности. Поиск наслаждений, следование эстетическому идеалу без каких-либо этических обязательств делает жизнь пустой и бессмысленной, а "я", представляющее собой поток переживаний, – фрагментарным и несвязанным. Переход к этической жизни позволяет связать воедино все эти фрагменты нашего "я", т.е. обрести себя как целостную личность. Однако человеческое существование конечно (и именно через нашу смертность нам явлен первородный грех), а это делает бессмысленной всю нашу жизнь. Осознание богооставленности мира и себя приводит к осознанию своей абсолютной свободы, что выражается в страхе и трепете. Но именно здесь открывается возможность обретения веры. Истинно человеческое существование возможно только в вере, где происходит встреча подлинно уникальной человеческой личности с уникальным, единственным Богом. Вера парадоксальна, не имеет рациональных доказательств. Поэтому жизнь в вере – это всегда нравственный подвиг.
Любимым героем Кьеркегора был библейский патриарх Авраам, к истории которого он постоянно обращался в своих работах. Авраам, заключивший союз[4] с Богом, получил в награду от Бога сына Исаака, который родился у жены Авраама Сары после многих лет бесплодного брака. Но когда Исаак стал уже юношей,
Таблица 112
Кьеркегор: типы экзистенции
Тип экзистенции |
Тип отчаяния |
Характеристика "я" |
Эстетический |
"Отчаяние возможного": эстетической значимостью обладает только возможное, о котором мы мечтаем, а не наступившее действительное. |
Желание избавиться от собственного "я" и обрести какое-то либо иное (обладающее красотой, умом, талантом и т.п.); собственное "я" является фрагментарным, "рассыпается в песок мгновений", эти мгновения случайны и ничем не скреплены |
Этический |
"Отчаяние-вызов", или "мужественное отчаяние": желание быть самим собой, добиться непрерывности "я"; но при этом человек полагается только на свои силы и возможности в созидании своего "я" и не хочет обращаться к Богу. |
Моральная ответственность "скрепляет" фрагменты "я" в единое целое; "я" – это уже не то, что происходит с личностью в силу случайных жизненных обстоятельств, а то, что является результатом сознательного свободного выбора (поэтому, например, прошлое не становится прошедшим, поскольку "я" ощущает свою ответственность за все совершенное ранее) |
Религиозный |
"Абсолютное отчаяние", или "экзистенциальное отчаяние": оставляет человека наедине не с миром и не с самим собой, а с Богом. |
"Я" открывает богооставленность мира и себя, т.е. абсолютную свободу, что находит свое выражение в страхе, отчаянии, тревоге (прежде всего из-за своей смертности и неумения правильно распорядиться своей свободой); здесь возникает возможность обретения веры |
Бог вдруг потребовал от Авраама принести единственного сына в жертву. Авраам покорно отправился в указанное место и уже занес над Исааком нож, когда появился ангел и указал Аврааму на агнца, которого следует принести в жертву вместо Исаака. Поведение Авраама выступает у Кьеркегора как образец бесконечного смирения и подвига веры – когда человек жертвует самым дорогим для себя по первому требованию Бога, но, принося эту жертву, человек полностью уповает на Бога. Тогда и только тогда Бог являет человеку свою милость.
Судьба учения. Многие идеи Кьеркегора перекликаются с идеями Ницше[5], но если последний обрел мировую славу и известность еще при жизни, то идеи Кьеркегора получили известность только в XX в. Первые переводы работ Кьеркегора на русский язык и первые критические исследования его творчества принадлежат перу российских философов. Особенно значительное влияние идеи Кьеркегора оказали на становление и развитие экзистенциализма.