Юридическая техника

Эффективность и результативность законов и иных нормативных правовых актов во многом зависят от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, находятся ли они в логической связи и последовательности, насколько единообразно применяются юридические понятия и термины. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативных правовых актов.

Юридическая техника - совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объект юридической техники - текст нормативного документа, к которому законодатель прикладывает интеллектуальные усилия, т.е. использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Уровень развития юридической техники всегда был надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно и то, что юридическая техника -не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Укажем па наиболее общие требования, предъявляемые к текстам проектов нормативных актов:

- конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

- логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

- отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

- ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования и тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов, типа "бесчинство", "буйнопомешанный", "исключительный цинизм" и др.;

- отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся словосочетаний ("присовокуплять", "довольствие", "деяние" и др.);

- краткость и компактность изложения правовых норм, исключение дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

Выполнение указанных выше правил юридической техники будет способствовать созданию совершенного с точки зрения формы права нормативного акта.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, суть которых сводится к официальным реквизитам и структурным частям нормативного акта. Так, конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят, как правило, из общей и особен-

Рис. 23. Нормативные правовые акты Российской Федерации

ной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в кодекс новой нормы права ей присваивается индекс ("значок"), который не нарушает установленной нумерации.

К реквизитам нормативного правового акта, подтверждающим его официальный характер, относят:

- Государственный герб РФ;

- наименование вида акта: Федеральный закон, постановление, распоряжение и т.д.;

- официальное наименование органа (должностного лица), издавшего акт;

- заголовок;

- подпись лица, официально уполномоченного подписывать соответствующий акт;

- место и дату принятия акта;

- номер акта;

- печать.

Реквизиты акта позволяют выделить его из всех других, не отвлекаясь при этом на ознакомление с текстовой частью. Каждый реквизит имеет строго установленное место расположения.

Развернутая схема соотношения нормативных правовых актов, их систематизации и пределов действия представлена на рис. 23.