С. Кьеркегор. Философия существования человека
Иррационалистическое направление в европейской философии XIX в. развивал в своих трудах также датский философ Серен Кьеркегор (Киркегор, 1813–1855). Он, как и Артур Шопенгауэр, с порога отверг философию Гегеля, в которой главное внимание уделяется развитию разума и логического мышления. Кьеркегор яростно нападал на философию Гегеля за ее рационалистический дух и ОГЛАВЛЕНИЕ. При этом он опирался вначале на идеи Фридриха Шеллинга, о философии которого шла речь в предыдущей главе. Кьеркегора привлекли некоторые иррационалистические положения философии Шеллинга, который, по его словам, был первым крупным философом, выступившим против философии Гегеля, особенно против известного гегелевского тезиса о разумности действительности ("все действительное разумно"), Кьеркегор же видел мир неразумным. С этих позиций он еще больше усилил критику рационалистической философии Гегеля, ее панлогизм, т.е. сведе́ние бытия к мышлению, развитию абсолютной идеи. Вызывало его активное неприятие также утверждение Гегеля о том, что логическое познание является единственно достоверным. Это глубоко противоречило мировоззренческим установкам Кьеркегора об иррациональном характере существования мира и его познания человеком.
Основополагающая категория философии Кьеркегора – "существование". Речь идет о существовании человека, его внутреннего мира, переживании им своих чувств и настроений, появляющихся время от времени стремлений утвердиться в мире, в котором он живет и который для него неясен.
Человек в философии Кьеркегора постоянно задает себе такие вопросы: "В чем смысл моего существования?"; "Как жить и что делать?"; "Какими правилами руководствоваться в своем поведении?" и т.д. Он мучительно ищет ответы на эти вопросы и не находит их, блуждая в своих переживаниях. Окружающий его мир ему непонятен, загадочен и выступает для него как непознаваемая, иррациональная действительность.
Какого-либо объективного мира Кьеркегор не признавал и выступал против его признания. Мир для него есть совокупность ощущений человека. Каждый человек живет в мире собственных ощущений, которые он постоянно переживает, будучи поглощенным самим собой. Кьеркегор глубоко воспринял идеи субъективного идеализма, обоснованные в свое время английским философом и теологом Джорджем Беркли. Он исходил из этих идей при объяснении многих явлений, на них, по сути дела, основывалось ОГЛАВЛЕНИЕ всей его философии.
Первостепенным для Кьеркегора как философа и теолога было решение проблемы истины. Он пытался дать свой ответ на вопрос библейского персонажа Понтия Пилата: "Что есть истина?" И дал этот ответ в духе субъективного идеализма Беркли и религиозной философии. Он решительно отверг учение об объективном содержании истины и ее критерии. Научное понимание истины было для него совершенно неприемлемо. Он отрицал также правомерность постановки вопроса об относительной истине, которая может углубляться и расширяться до пределов абсолютной истины, ОГЛАВЛЕНИЕ которой не изменяется с дальнейшим развитием познавательной деятельности людей. "Относительной истине он противопоставлял религиозно истолкованную абсолютную истину как единственную, достойную познания и отвечающую понятию “истина”"[1].
В противовес понятию "объективная истина" Кьеркегор внес в философию понятие "субъективная истина". Он заявлял: "Я должен найти истину, являющуюся истиной для меня". Что есть истина? По Кьеркегору, это решает субъект. И это единственное решение вопроса о содержании истины и ее критерия. Отсюда признание множества истин – отдельной истины для каждого человека, а также равноправия (равнозначности) взаимоисключающих мнений.
По мнению Кьеркегора, значение абсолютных истин приобретают лишь религиозные суждения, зафиксированные в религиозных источниках. Он считал, что религия не нуждается в помощи разума, который не может быть судьей в делах веры. Вера не терпит никаких доказательств, тем более научных, рассматривает их "как своих врагов". Задача заключается в том, чтобы утвердить истины веры, а не приходить к каким-либо сомнительным выводам с помощью логических манипуляций, утверждал Кьеркегор. В Бога надо верить беспрекословно, безрассудно. Неверие, продолжал он, – "не результат непонимания, а следствие непокорности, мятежности, непослушания"[2].
Надо сказать, что субъективно-идеалистические, иррационалистические и религиозные взгляды Кьеркегора проявились не только в его учении о бытии и познании мира, но и в его этике. Свое ви́дение этических проблем он изложил в трудах "Наслаждение и долг", "Страх и трепет" и некоторых других. Он выделил следующие три стадии развития человеческой морали и этики: эстетическую, собственно этическую и религиозную.
По утверждению Кьеркегора, на эстетической стадии развития морали и этики для людей главными в их восприятии жизни выступают ее красота, чаще всего внешняя, а также наслаждение ею. Он ярко живописал переживания им красоты и наслаждений, возникающих, например, при слушании музыки Моцарта, восприятии произведений поэзии (античной и современной), театральных постановок по произведениям Шекспира.
Не удержался он и от описания наслаждений, испытываемых им от любви к женщине, что отражено в его сочинении "Дневник обольстителя". В этом сочинении особенно четко проявился биографический характер его произведений, в которых он характеризовал различные явления, исключительно исходя из своих ощущений, восприятий, переживаний и т.д.
В процессе развития духовного мира людей их мораль и этика переходят, по словам Кьеркегора, с эстетической на собственно этическую стадию. При этом мораль толкуется как совокупность норм их поведения и отношений между собой, а этика – как обоснование этих норм, их объяснение. Кьеркегор рассматривал этот процесс как "гармоническое развитие эстетических и этических начал в человеческой личности". Именно так называется та часть его сочинения "Наслаждение и долг", в которой излагается перерастание эстетической стадии развития этики в собственно этическую.
Это начинается с того, что рано или поздно человек оказывается перед необходимостью делать выбор: "Или – или". Таково название еще одной работы Кьеркегора. Он писал: "Если на одной стороне истина, справедливость и непорочность, а на другой – извращение и порочные наклонности и страсти, правильный выбор необходим"[3]. Характер и ОГЛАВЛЕНИЕ выбора свидетельствуют о духовной зрелости человека. Делая выбор, личность "вся наполняется выбранным". Если же она не выбирает, то "чахнет и гибнет".
Кьеркегор утверждал, что там, где речь идет о выборе, выдвигаются и этические вопросы. Чаще всего человеку приходится выбирать между добром и злом. Делая выбор, он "вступает в область этики". Мыслитель был уверен, что выбор надо делать "с надлежащей энергией, решимостью, страстью. В таком выборе личность проявляет всю свою силу и укрепляет свою индивидуальность"[4].
Кьеркегор считал, что человеку важно понять значение того выбора, который он совершает, будет ли это выбор наслаждений жизнью или же выбор служения долгу перед другими людьми и Богом. Тот, кто стремится к наслаждениям (по терминологии Кьеркегора, к эстетической жизни), следует непосредственным влечениям своей природы.
Следование же долгу и чувству ответственности за свое поведение подводит к вере в Бога как Всевышнего и создателя всего существующего. "Сделав такой выбор, – писал Кьеркегор, – человек обретает себя самого, овладевает собой, т.е. становится свободной, сознательной личностью, которой открывается абсолютное различие добра и зла"[5].
Человек, выбравший эстетический путь жизни, т.е. путь наслаждений ("эстетик"), ведет себя, как писал Кьеркегор, всецело под влиянием внешних обстоятельств и потому теряется в них, теряет свою личность и волю. Он предстает как "раб минуты". Человек же долга ("этик") также может подчиняться своему настроению, вызванному различными обстоятельствами, но при этом он не теряет своей воли и делает свой выбор как свободная личность. При этом он развивает в себе способность побороть свои искушения и страсти. Смыслом его жизни является отнюдь не наслаждение, а неуклонное исполнение своего внутреннего долга перед самим собой, своей душой, которую он должен "не погубить, а обрести"[6].
По Кьеркегору, высшее проявление человеческой этики заключается в формировании религиозного содержания своей души. Это есть высшая стадия развития этики – религиозная. Речь идет о христианской этике, главная заповедь которой гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем". Кьеркегор с восторгом отмечал, что заповеди христианства положили начало принципам и нормам морали народов многих стран. Речь шла о христианской морали, заповеди которой гласят о том, что путь человека к Богу идет через очищение его души, искупление грехов, праведный образ жизни, покаяние. Верить в Бога, несмотря на страдания, выпадающие на долю каждого.
Человек в сочинениях Кьеркегора, как и в сочинениях Шопенгауэра, выступает как существо, страдающее от разных условий своей земной жизни, которые он не в состоянии понять и изменить. Одна из работ Кьеркегора называется: "Несчастнейший". Это изложение его речи перед коллегами на одном из так называемых "Заседаний по пятницам". Свою речь Кьеркегор начал так: "Многие люди боятся смерти. Однако есть худшее несчастье, а именно несчастье жить. Ведь жизнь человека полна страданий, а смерть может избавить от них". И далее, как вывод: "Смерть – общее счастье всех людей"[7].
Далее Кьеркегор излагал, но сути, те же мысли, которые излагал Шопенгауэр: страдающий человек одинок в своем существовании и не верит в сочувствие ему других людей; он ощущает себя ненужным им, абсолютно заброшенным и жалким существом и т.д. В таком духе была выдержана вся его речь, впрочем, как и все другие сочинения. От Шопенгауэра Кьеркегора отличает, пожалуй, только бо́льшая склонность к религиозному философствованию.
В одной из своих работ, которую Кьеркегор назвал "Страх и трепет", он писал о беспредельной преданности человека Богу, готовности принести ему любую жертву. В этом сочинении Кьеркегор исследует положение Библии, в котором говорится о том, как Авраам был готов принести в жертву Богу своего возлюбленного сына Исаака. Он понимал, что убийство сына – это тягчайшее преступление, однако сознательно шел на это, чтобы исполнить волю Бога. Свое поведение Авраам понимал как исполнение священного долга. Кьеркегор сочинил "Похвальную речь Аврааму", в которой торжественно провозгласил: "Никто не будет забыт из тех, кто был велик в этом мире, но каждый был велик своим особым образом... Тот, кто любил Бога, стал самым великим из всех"[8]. Весьма характерно замечание Кьеркегора по поводу поступка Авраама: "Авраам оставил позади свой земной рассудок и взял с собою свою веру". И далее: "Через свою веру Авраам получил обещание, что в его семени будет благословен всякий человеческий род"[9].
Философия Серена Кьеркегора весьма последовательна и целостна в своих основных идеях. Она стала основой так называемой философии экзистенциализма, получившей всестороннее развитие в XX в. Ее ОГЛАВЛЕНИЕ базируется прежде всего на идее переживания человеком своего существования, которую всесторонне развивал Кьеркегор. Надо сказать, что хотя идеи Кьеркегора в той или иной степени восприняты всеми современными экзистенциалистами, однако более всего на них основываются и их развивают сегодня главным образом представители религиозного экзистенциализма.