Кавказский регион

Кавказский регион является уникальным по конфликтогенному потенциалу, его иногда называют Кавказские Балканы.

В настоящее время на Кавказе можно выделить около 10 территорий, на которые одновременно претендуют два титульных народа. При этом разделенными новыми межгосударственными границами после распада СССР оказались два народа: осетины (Северная Осетия в России и самопровозглашенная Южная Осетия в Грузии) и лезгины, которые проживают на юге Дагестана и севере Азербайджана. После распада СССР было создано лезгинское национальное движение "Садвал", которое выступает с требованием создания республики Лезгистан в составе Российской Федерации.

Другие северокавказские народы оказались разделенными внутренними границами, например, адыги и ногайцы проживают в трех субъектах РФ. Очень остро стоит вопрос о территориальной реабилитации "репрессированных пародов" – чеченцев, ингушей, балкарцев и карачаевцев.

После ослабления центральной власти в СССР началась борьба национальных кланов, которая продолжается до настоящего времени. Учитывая трудоизбыточность региона и разрушение промышленного потенциала, следовательно, высокий уровень безработицы, старые конфликты вспыхнули с новой силой. Естественно, что Запад использует их в своей политике, прежде всего, для обеспечения доступа к дешевым энергоресурсам. По мнению консультанта нефтяных компаний США Г. Ховарда, "разнообразить источники поступления ресурсов, не замыкаясь на регионе Ближнего Востока – вот ключевая задача, стоящая перед странами НАТО... По плану, разработанному ЕС, Кавказ включается в стратегическую систему Союза".

Свое влияние на Кавказ стремится распространить и Турция, действующая под покровительством НАТО. Присутствие США и Турции на Кавказе служит целям обеспечения безопасности нефтепровода в направлении от Баку, через Грузию и до черноморского турецкого порта Джейхан.

Таким образом, деятельность иностранных государств на Кавказе направлена на постепенное вытеснение России из данного региона. Такая политика грозит уничтожить результаты "двухсотлетних титанических усилий России на Юге"2.

Грузия

Грузия, на протяжении всей своей истории испытывавшая сильнейшее военной давление со стороны Персии и Турции, постоянно обращалась к России за помощью и покровительством.

Исторический экскурс. В 1783 г. был заключен Георгиевский трактат, по которому Грузия принимала протекторат России.

В 1800 г. Павел I, выполняя просьбу умирающего Георгия XII, подписывает Манифест о присоединении Грузии (Картли-Кахетии), а в 1810 г. – Имеретинское царство (Западная Грузия) присоединяется к России.

Обретение независимости в 1991 г. поставило Республику на грань экономической катастрофы. ВВП на душу населения по данным Всемирного банка в начале XXI в. находился на уровне наименее развитых африканских государств. В 2007 г. по данным ЦРУ США ВВП Грузии составил всего 4700 долл. на душу населения, что примерно в три раза меньше, чем в России. До миллиона человек (почти каждый пятый житель) вынуждены выезжать за пределы страны, в основном в Россию, в поисках работы. Импорт в Грузию в несколько раз превышает экспорт. Теневая экономика составляет до 50% от ВВП. Страной фактически руководит МВФ, который определяет даже количество школ и учителей.

После объявления независимости в апреле 1991 г. попытки Тбилиси сделать Грузию унитарным государством натолкнулись на сопротивление осетин и абхазцев. Данные конфликты, вспыхнувшие в 1992 г., не урегулированы до настоящего времени.

Исторический экскурс. Абхазское княжество в 1810 г. вошло в состав Российской империи независимо от Грузии, что дало основание руководству Абхазии не признавать зависимость от Грузии. Вспыхнувшая в 1991 г. война привела к потере места жительства более 250 тыс. чел., из которых примерно треть – дети.

С 1990-х гг. в период президентства Э. Шеварднадзе Грузия – наиболее последовательный сателлит США. В этих условиях большинство жителей Абхазии и Южной Осетии приняли российское гражданство.

Сменивший Э. Шеварднадзе президент Грузии М. Саакашвили продолжает откровенно прозападный курс, одним из проявлений которого является попытка вступить в НАТО. На территории Республики постоянно находятся американские военные советники, ведутся работы по подготовке военных баз США и Турции. Их размещение позволит держать под контролем весь регион Каспийского моря, в частности нефтепровод от Баку до Джейхана. В 2004 г. Россия под давлением НАТО согласилась ликвидировать свои военные базы на территории Грузии, существовавшие с конца XVIII в.

Таким образом, Россия планомерно вытесняется из Грузии, что подтвердили события в Аджарии, связанные с отстранением от власти президента данной автономной республики, а попытки силовым способом присоединить Абхазию и Южную Осетию к Грузии также укладываются в систему устранения политического влияния России в Грузии. Грузино-южноосетинский конфликт, вспыхнувший в начале августа 2008 г., отчетливо показал полную зависимость грузинского руководства от США, а также неэффективность существующих органов содружества и необходимость их значительного реформирования в интересах ускоренного политического и экономического развития стран содружества.

Признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 г. резко изменило геополитическую ситуацию на Кавказе и значительно уменьшило возможности США и НАТО в данном регионе. Поскольку кандидаты на вступление в НАТО не должны иметь неурегулированных территориальных споров с другими государствами, то признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии создает на пути принятия Грузии в НАТО непреодолимые препятствия. Пока члены НАТО признают целостность Грузии в границах Грузинской ССР, последняя не может стать членом НАТО без изменения соответствующей нормы Устава данной организации, что требует достаточно длительного времени. Вместе с тем попытки США ускорить вступление Грузии в НАТО, особенно после событий в Украине в 2014 г., не прекращаются, что вызывает противодействие их союзников в Европе.

В настоящее время США заинтересованы в сохранении вялотекущего конфликта на границах Грузии, поскольку он позволяет им в последующем еще более активно закрепиться на Кавказе и проявить себя в качестве еще более активного геополитического и геоэкономического субъекта в регионе. С этой целью они продолжают оказывать полномасштабную экономическую и военную помощь грузинскому руководству. Именно такая политика США способствовала заявлению Грузии о выходе из СНГ и разрыву дипломатических отношений с Россией. Грузинский парламент на заседании 14 августа 2008 г. единогласно проголосовал за выход республики из Содружества независимых государств.

Размышляем самостоятельно. Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов писал в поэме "Мцыри":

И Божья благодать сошла

На Грузию! Она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов,

За гранью дружеских штыков.

Как вы считаете, возможен ли союз России и Грузии на современном этапе их истории?