Картины мира

Религиозная картина мира отличается от картины повседневности. Она захватывает не быт, не каждодневность, а нечто, лежащее за пределами житейски конкретного мира, нечто запредельное. Бог – это высшая ценность религиозного сознания. Вера в Бога как высшее, совершенное существо и уникальную основу всего сущего может быть связана непосредственно с религией. Иначе она выглядит как почитание безличных сил и духов. В Библии Бог обрисован не как умозрительно мыслимый образ. Напротив, она познается благодаря его господству над миром. Его владычество обнаруживается в словах откровения, в пророчествах, в глубоких религиозных переживаниях.

В современной публицистике, как и в теоретической литературе, оценка тех или иных картин мира обычно проводится без учета их специфики. Философскую идею толкуют, например, как результат естественно-научных изысканий. Мистическое провозвестие обсуждают с позиций здравого смысла. Религиозную идею пытаются судить по меркам науки. Между тем, созданные в науке, в религии или в философии картины мира зачастую абсолютно разные!

Посмотрим, к примеру, как набрасывает философскую картину мира М. Хайдеггер, который размышляет о Новом времени. По его словам, к сущностным явлениям Нового мира принадлежит его наука. Равно важное по рангу явление – машинная техника. Последнюю, однако, было бы неверно истолковывать просто как практическое применение новоевропейского математического естествознания. "Машинная техника, – пишет Хайдеггер, – остается до сих пор наиболее бросающимся в глаза производным существа новоевропейской техники, тождественного с существом новоевропейской метафизики". Третье явление Нового мира заключается в том процессе, что искусство вдвигается в горизонт эстетики. Это означает, что художественное произведение становится предметом переживания и соответственно искусство считается выражением жизни человека. Четвертое явление Нового времени дает о себе знать тем, что человеческая деятельность понимается и осуществляется как культура. Пятое явление Нового времени – обезбоживание. Это состояние принципиальной нерешенности относительно Бога и богов.

Хайдеггер удивительно точно описывает картину, которая сложилась в Новом времени. Это его философская экспертиза. Философия никогда не будет заменена наукой, потому что никакая наука не в состоянии исчерпать бездну вечных вопросов. Философ не ограничивает свое занятие науками. Он ставит вопросы, которые касаются отношений между наукой и повседневной жизнью, наукой и религией, наукой и философией.

История науки ни в коей мере не является постепенным накоплением фактов и формированием более точных теорий. Вместо этого ясно видна ее цикличность со специфическими стадиями и характерной динамикой. Картины мира играют решающую, сложную и неоднозначную роль. Они несут не только познавательный, но и нормативный смысл. Под их воздействием все научные основания в какой-то области подвергаются коренному переопределению. Новая, радикальная теория никогда не будет дополнением или приращением к существующим знаниям. Вот как, к примеру, можно охарактеризовать ньютоновскую картину мира. И. Ньютон верил, что Вселенная материальна по природе, но не думал, что ее происхождение может быть объяснено материальными причинами. Для него Бог – это тот, кто изначально создал материальные частицы, силы между ними и законы, управляющие их движением. Однажды сотворенная Вселенная будет впредь функционировать как машина, а значит, ее можно описать и понять в этих терминах. Декарт тоже верил, что мир существует объективно и независимо от человека-наблюдателя. Однако для него эта объективность основана на том, что мир постоянно воспринимается Богом.