Карта конфликта (X. Корнелиус, Ш. Фэйр, 1999)

Карта помогает нам увидеть и проанализировать то, на что можно было бы просто не обратить внимания. Люди, отправляясь путешествовать, обязательно берут с собой карту. Так же и в конфликте: карта поможет облегчить его разрешение. Давайте составим карту и для любой вашей проблемной ситуации.

Этап 1. В чем проблема?

Опишите проблему одной фразой. Не пытайтесь тут же найти выход, просто сфокусируйте свое внимание на самом главном. Старайтесь не выражать проблему в полярных терминах, это даст вам возможность рассмотреть варианты решения проблемы более широко.

Этап 2. Кто вовлечен?

Кто основные участники конфликта?

Этап 3. Каковы их подлинные потребности?

Известно, что в любом конфликте зачастую происходит следующее: человек предъявляет одну проблему (либо ту, которая подвернулась под руки, либо ту, которая выглядит "красиво"), тогда как в глубине души проблема совершенно иная. Важно выяснить истинную мотивацию, которая стоит за позициями участников в этом вопросе. Люди хотят получить то, что удовлетворяет их потребности, и избегают того, что мешает этому.

Потребности. В широком смысле это все то, что важно для человека. Можно задать наводящий вопрос, который поможет определить потребность собеседника:

- Вы считаете, что я должен сделать это и это. Что это вам даст?

Ответ на этот вопрос может дать информацию о невысказанных потребностях человека.

Опасения. Их тоже очень важно учитывать. Наши страхи носят как рациональный, так и иррациональный характер. Но от этого они не становятся менее значимыми. И когда вы признаете опасения, вы уже сможете с ними работать. Например, если человек говорит, что он не терпит неуважения, нежели то, что он нуждается в уважении. Так чего же боятся люди?

- Унижения.

- Провала.

- Финансового краха.

- Быть отвергнутым или нелюбимым.

- Потери контроля над ситуацией.

- Одиночества. Критики и осуждения.

- Потери работы.

Неспособности обеспечить себя и свою семью.

- Скучной работы.

- Обмана.

- Опасения, что придется начинать все сначала. Перечислите потребности и опасения всех сторон. На этом этапе необходимо работать только с этими категориями, а не выдавать уже готовые ответы. Важно, чтобы ответы выявляли реальные нужды и опасения. Эту карту можно использовать как инструмент для работы с конфликтом. В любом случае конфликт значительно легче предупредить, нежели работать с ним. Подобные карты можно использован.:

- при составлении планов,

- при появлении трудностей на работе,

- при подготовке к переговорам,

- при создании рекламных объявлений,

- на совещаниях по планированию.

В любом случае карта позволяет увидеть реальные перспективы развития ситуации. Применяйте ее к актуальным ситуациям. Выявление проблемы помогает задуматься о ней и каким-то образом решить ее. Определите, какие потребности скрываются за требованиями людей. При работе с картой ищите "точки соприкосновения": общие интересы, общие потребности.

Вопросы, которые необходимо задать при анализе конфликта

Люди и группы

1. Основные заинтересованные стороны, группы и отдельные лица.

Основные заинтересованные стороны.

- Кто основные заинтересованные стороны?

- Какие из этих сторон участвуют в конфликте?

- Почему они вовлечены в конфликт?

- В чем конкретные интересы каждой стороны?

- Интересы каких других сторон затрагивает конфликт? Почему они еще не оказались вовлечены в конфликт?

- Почему затронуты их интересы?

- Может ли процесс разрешения конфликта начаться без их прямого участия? Почему? Как?

Второстепенные потенциальные участники.

- Интересы каких сторон затронуты в меньшей степени?

- Как это было установлено? Основываясь на каких интересах?

- Какие еще стороны могут вступить в конфликт по причинам, выходящим за рамки данного конкретного вопроса? Поясните.

Отдельные лица.

Кто выступает от лица каждой из конфликтующих сторон?

- Какие предложения по разрешению конфликта представляют эти лица?

- Какие еще лица в глазах общественности связаны с этим конфликтом?

- Кто формирует мнение участников?

- Кто может оказывать сильное влияние на участников?

- Кто может быть заинтересован в расширении конфликта?

- Кто может выиграть, раздувая конфликт? Что именно?

- Какие официальные лица отвечают за принятие решения?

Организации.

- Как принимаются решения в каждой организации или группе?

- Насколько сильно внутреннее согласие? Не привело ли оно к организованию коалиций?

2. Ценности - убеждения, которых твердо придерживаются и на основании которых стремятся действовать участники конфликта.

- Каковы основные ценности, лежащие в основании действий каждой из сторон? (Развитие/отсутствие развития; капитал и частная прибыль/общее благосостояние; чисто технические/щадящие решения; долгосрочные или краткосрочные отношения.)

- Существуют ли сильные личности, идеологические, культурные или религиозные различия?

- Связаны ли идеология или ценности лиц или группы с отдельными проблемами?

3. Интересы: нужды и потребности, которые необходимо учесть и удовлетворить для разрешения конфликта.

- Каковы основные интересы, лежащие в основе деятельности каждой из сторон?

- Чем отличаются, чем похожи интересы каждой стороны?

- Существуют ли общие интересы, которые могут стать основой урегулирования конфликта?

4. Цели/позиции.

- Каковы цели различных сторон? Каковы позиции каждой из сторон по каждой из проблем?

- Очевидны ли цели, или же они скрыты?

- Способна ли группа достичь своих целей?

- Чувствует ли каждая из сторон, что ее цели достижимы?

5. Информация.

- На какие источники информации опираются стороны?

- Одинаковы ли информационные базы (базы данных) всех участников конфликта или же они различны? В чем различия?

- Есть ли источники информации, пользующиеся доверием всех сторон? Общественные они или частные?

6. Власть, сила.

Какой властью, силой располагает каждая из сторон?

- Авторитет;

- человеческие ресурсы;

- умения и знания;

- трудно определяемые факторы;

- материальные ресурсы;

- политическое влияние;

- союзники;

- мощь (военная сила);

- статус;

- характер имеющейся власти;

- репутация;

- личные характеристики;

- общественное мнение;

- кадровые ресурсы;

- закон, политика, правила;

- время;

- возможность оказывать услуги и вознаграждать;

- возможность отвергать и наносить ущерб;

- надежность;

- контроль над ограниченными ресурсами;

- опыт;

- особая подготовка.

7. Отношение/настрой.

- Каково отношение сторон к проблематике? Откуда это известно?

- Существует ли враждебность по отношению к другой стороне? Кем она высказывается и в чем выражается?

- Каковы ожидания сторон в отношении решения конкретных проблем?

- Каковы их ожидания в отношении другой стороны?

- Каковы их ожидания относительно разрешения конфликта?

- Существует ли какое-нибудь другое отношение к проблемам и к участвующим сторонам? Например, не участвует ли одна из сторон в конфликте, просто чтобы отомстить; доверие/недоверие; уважение к себе/отсутствие самоуважения; правдивость/лживость; оптимизм/пессимизм; уверенность/неуверенность?

8. Представления.

- Как стороны представляют друг друга?

- Отождествляет ли одна сторона другую с силами, непосредственно не участвующими в конфликте, и ожидает ли она, что эта сторона будет вести себя точно так же?

- Чувствуют ли одна/обе стороны, что их роли в конфликте заранее предрешены? Почему?

- Понимают ли обе стороны, что находятся в конфликте?

- Считают ли обе стороны, что участие противостоящей стороны в конфликте законно?

- Считает ли одна из сторон, что другие безответственны, грубы, жадны, непатриотичны, глупы и т.п.?

- Определили ли участники, кто представляет другую сторону?

- Рассматривается ли каждая сторона как монолитное целое или как коалиция различных интересов?

- Рассматривается ли конфликт как отдельное событие или как часть более крупного конфликта?

- Воспринимают ли стороны конфликт реалистично?

- Понимают ли стороны, в каких пределах другая сторона может вести переговоры? Установлен ли "нижний предел" (предельно допустимое отступление)? Существует ли диапазон решений?

9. Мотивация.

- Какова мотивация каждой из сторон?

- Реалистичны или утопичны цели и ожидания, движущие сторонами?

- Какую роль играют прошлые претензии/неудовлетворенность?

- Движет ли сторонами желание отомстить?

- Какую роль играет страх (боязнь изменений, новых людей, потери личного статуса, потери материальных благ)?

- Является ли надежда одним из факторов?

- Какую роль играет стремление к власти? Является ли приобретение и поддержание власти прямым или психологическим интересом?

- Каким образом стремление к материальному выигрышу и/или алчность влияют на поведение сторон?

- Как способствует вовлечению в конфликт желание принадлежать к группе?

- Как влияет на участие людей в конфликте желание быть самому себе хозяином?

- Влияют ли личные интересы лидеров на мотивацию членов группы?

- Насколько важна необходимость сохранить прежний образ жизни? существующий образ действий? закон, правила, политику?

10. Стиль.

- Каковы мнения отдельных личностей и группы о роли конфликта в обществе и о том, как конфликт должен разрешаться?

- Какой личный/групповой стиль лучше всего характеризует каждую сторону? (Оборона, нападение, пассивность, склонность к запутыванию, агрессивность, неуверенность, мстительность, эмоциональность.)

- Какое влияние оказал стиль переговоров па то, как стороны ведут себя друг с другом в настоящий момент?

- Направлено ли поведение в конфликте на личное мщение или на разрешение общей проблемы?

Взаимоотношения: анализ взаимоотношений между группами, представляющими разные стороны

1. История.

Сила, власть.

- Потенциально какими видами силы и власти обладают стороны?

- Какие виды силы и власти стороны уже использовали друг против друга и каким образом?

- Применяла ли какая-либо сторона против другой принуждение?

- Вызвало ли применение силы или власти отрицательную реакцию? В чем? К чему это ведет?

- Во что обошлось использование силы, власти? Коммуникация.

- Какой стиль внутренней коммуникации использует обычно каждая группа (как часто, форма, препятствия, умения, ресурсы и т.д.)?

- Какие стили коммуникации уже были использованы между группами (как часто, форма, препятствия, умения, ресурсы и т.д.)?

- Имели ли члены противостоящих сторон контакты между собой ранее?

- Заняли ли стороны более жесткие позиции вследствие публичных выступлений?

- Идет ли коммуникация между сторонами по одной и той же модели, или она разнообразна?

Понимание.

- Осознавали ли стороны, что проблема существует?

- Как давно стороны знают о существовании проблемы?

- Как они поняли, что конфликт существует?

- Была ли тенденция избежать конфликта или притвориться, что его не существует?

- Кто понимал, и кто не понимал (или отрицал) существование проблемы? Знают ли о конфликте общественность, пресса и выборные чиновники? В какой степени?

Переговоры и/или другие процессы принятия решений.

- Какие переговоры или другие способы разрешения конфликтов намеревались применить, пытались применить или же применили стороны?

- Какой результат дали эти дополнительные способы?

- Все ли стороны принимали участие (главные, второстепенные)?

- Были ли попытки добиться внешних улучшений, которые скрыли бы существование реального конфликта? Попытки смягчить конфликт? Предложения пойти на компромисс?

2. Настоящее положение дел. Власть.

- Какие виды власти или силы стороны используют друг против друга?

- Применяла ли одна сторона принуждение относительно другой? Как?

- Правильно ли оценивают стороны, во что обойдется принуждение?

- Каково официальное мнение (на личном, профессиональном, местном районном, городском, областном, государственном уровне) по поводу конфликта?

Коммуникация.

- Какой стиль коммуникации использует в настоящий момент каждая группа (частота, форма, препятствия, навыки, приемы, возможности)?

- Используют ли стороны адекватные способы коммуникации, которые позволяли бы им понять позиции и представления друг друга?

- Идет ли коммуникация между сторонами полностью или частично через средства массовой информации?

- Какое влияние оказывают юристы на коммуникацию между сторонами?

Понимание.

- Насколько стороны отдают себе отчет в существовании проблемы?

- Понимают ли другие участники или юридические лица (отделы, агентства, организации), что существует конфликт?

Переговоры.

- Идут ли переговоры между сторонами?

- Какой вид переговоров имеет место (официальные/неофициальные, ориентированные на интересы или на конкретные проблемы, конфронтационные)?

- Сосредоточены ли переговоры на главных или второстепенных интересах? Какие конкретные проблемы должны быть решены?

3. Тенденции. Власть.

- Каковы различные формы власти или силы, которую стороны используют или могли бы использовать?

- Изменяется ли соотношение сил? Если да, то как?

- Становится ли власть самоцелью? Для кого?

- Переходит ли власть к носителям крайних или умеренных взглядов?

- Есть ли возможность подключения более высоких уровней власти у какой-либо из сторон?

Коммуникация.

- Какое направление принимает коммуникация между сторонами?

- Есть ли тенденция к занятию более жестких позиций? В чем это выражается?

Понимание.

- Ведет ли отчетливое понимание того, что конфликт существует, к ощущению кризиса и углублению конфликта?

Переговоры.

- Движутся ли стороны к эффективным переговорам? В чем это выражается?

4. Общая оценка.

- Какие изменения необходимо внести в стиль коммуникации для начала или улучшения процесса переговоров?

- Какие изменения в использовании власти и силы необходимы для начала или улучшения процесса переговоров?

- Какие действия могли бы способствовать окончательному, а не только временному решению? Ваша роль?

- Чем рискует каждая из сторон, используя неконфронтационный способ улаживания конфликта?

- Какой уровень вмешательства необходим, чтобы помочь сторонам выработать совместное решение проблем (согласительная процедура, переговоры, посредничество, арбитраж, судебный процесс)?

Сущность конфликта

1. Основные интересы и связанные с ними проблемы.

- Как каждая сторона описывает свои интересы и связанные с ними проблемы?

- Изменились ли со временем основные интересы?

- Может ли проблематика, связанная с основными интересами, привести к решению, которое создает прецедент?

- Сходятся ли стороны в вопросе о том, в чем состоят основные интересы друг друга и связанные с ними проблемы?

- Одинаково ли определены сторонами проблемы, требующие разрешения? Сходятся ли стороны в вопросе о том, какие проблемы являются приоритетными?

2. Второстепенные проблемы.

- Какие другие проблемы, кроме основных, могут оказать влияние на процесс и/или его результат?

- Имеют и вносят ли посторонние/союзники новые интересы и/или проблемы, тем самым усугубляя и расширяя конфликт?

- Угрожает ли что-либо "святым ценностям", "личным склонностям", "правам"? Каким образом?

3. Возможные варианты решения.

- Разработаны ли варианты решения по каждой из проблем? Каковы они и по каким проблемам?

- Считает ли какая-либо сторона, что нет вариантов решения, удовлетворяющих их интересы?

- Есть ли варианты, отвечающие интересам всех сторон?

- Достаточно ли просты варианты, чтобы быть применимыми?

- Можно ли раздробить варианты на более мелкие и удобные части?

- Есть ли варианты решений, которые стороны могут рассмотреть, но не публично ("при закрытых дверях")?

4. События.

- Показали ли имевшие место события общественности и другим сторонам, что конфликт существует?

- Указали ли определенные события, о которых не были поставлены в известность другие стороны или общественность, на существование конфликта?