Карьеризм и гуманизм
Накопление капитала открывало иные пути вертикальной мобильности, чем продвижение в феодальносословном обществе по церковной иерархии либо на службе сеньору – военной или в качестве хозяйственного управляющего- министериала (от лат. minister – "помощник", "содействующий"; отсюда – министр). Эти пути получили обобщающее название карьеры – успеха в какой-либо сфере деятельности, высоты достигнутого богатства, влияния и славы. Деловые карьеры выражались суммами накопленного капитала благодаря предпринимательству в торговле, банковском деле и инвестициям в промышленность (текстильную, горнодобывающую).
Благополучно сложилась карьера флорентийца Ф. Датини (1335–1410 гг.), создателя крупного международного западносредиземноморского предприятия по торговле тосканскими сукнами и меховыми изделиями. Через пять веков при ремонте бывшего дома Датини был найден тайник с его коммерческими записями, свидетельствующими о широком применении в XIV в. метода двойного счета (венецианской двойной записи). Эту практику деловой математики итальянских купцов систематизировал в своей "Сумме арифметики" (1494 г.) Лука Пачоли.
Но накопление капиталов и меценатство открывали возможность и иных карьер – благодаря культивированию творческой личности и эстетическому влиянию. Такую карьеру сделали флорентийцы Ф. Петрарка, коронованный как поэт-лауреат (1341 г.), и его друг новеллист Дж. Боккаччо, автор занимательного "Декамерона" (1348 г.) – зачинатели гуманизма (от лат. humanitas – "человеческий").
Гуманизм развивался в Италии, по словам Ф. Петрарки, "охваченной резнею" – из-за торгового соперничества, классовой борьбы, заговоров враждующих городских партий и бандитизма (от итал. bandito – "изгнанник, изгой"). Поэтому гуманизм вылился в культивирование не только яркой и талантливой, но автономной и сильной личности – с большим хищническим инстинктом, умеющей защитить себя и властно взять свой кусок счастья в жизни. Этим куском счастья могло быть богатство, наслаждение роскошью, мелкодержавие областного тирана и покровительство, оказываемое им придворному гуманисту. В Венецианской Республике (1474 г.) появились патенты (от лат. patens – "ясный") – свидетельства об исключительных правах собственности на должность или вид предпринимательской деятельности.
Гуманистическое оправдание богатства и права сильного
Гуманисты, стремившиеся к материальному благополучию и внешнему почету, отбросили христианское осуждение денежного стяжательства и восхваляли разностороннее применение капитала: и для рачительного приумножения личного состояния, и для украшения городов. Анекдотист и коллекционер античных рукописей Поджо Браччолини[1], поднявшийся благодаря своей литературной репутации до поста канцлера Флорентийской республики, написал диалог "Об алчности" (около 1430 г.). Писатель прославлял жажду денег, как естественную и полезную для общества, поскольку она способствует возвышению потребностей, блеску городов, великолепию памятников: "деньги – это нужнейший нерв государства, а корыстолюбцы должны считаться его фундаментом и опорой". В других сочинениях Поджо отмечал, что законы существуют лишь для слабых (ремесленников, бедняков и живущих наемных трудом), которых обуздывают и устрашают, а сильные и власть имущие не руководствуются никаким законом, а только выгодой и увеличением своих владений. В то же время возмущения бедноты, доходившие до восстаний, гневно порицались гуманистами, враждебными народной массе как "монстру, исполненному невежества и заблуждений".