Карьера управленца
Стратегическое управление любой организацией осуществляется посредством принятия и реализации стратегических решений управленцем, стоящим во главе организации. По прежде чем запять высшую в организации должность руководителя, необходимо проделать большой путь. Достичь самой верхней ступеньки в управленческой иерархии организации удается далеко не каждому, хотя стремятся к этому многие. К должности руководителя ведут разные пути. Для того чтобы руководителю организации приобрести статус лидера, как считает Д. Адаир, он должен:
• обладать характером и чертами лидера, соответствующими основным ситуациям, в которых должны приниматься управленческие решения;
• обладать необходимым уровнем специальных знаний и опыта;
• организовывать выполнение коллективом поставленных задач;
• поддерживать и формировать единство коллектива;
• обеспечивать в рациональной пропорции вклад других членов коллектива в общее дело.
По мнению Д. Адаира, задача завоевания статуса лидера для руководителя не решается автоматически: "Ты назначен руководителем, но ты еще не стал лидером, пока твое назначение не ратифицировано душой и сердцем тех, кто работает под твоим началом".
Качества, необходимые для того, чтобы стать лидером, обсуждались ранее. Не будем детально обсуждать пути становления лидера: как повышается его индекс лидерства, за счет чего наращивается управленческий потенциал или повышается "потолок" лидерства, отнеся это в значительной степени к области искусства управления и социальной психологии, которая эти вопросы изучает.
Более детально остановимся на карьере управленца, т.е. попытаемся ответить па вопрос, как стать руководителем организации в той его части, которая имеет отношение к стратегическому управлению.
Карьера управленца — это последовательность этапов его деятельности, различающихся его положением в системе управления организацией, ролевыми характеристиками, управленческим потенциалом, социальным статусом.
Карьера управленца отражает основные вехи его профессионального роста, последовательно занимаемые им должности, начиная с низшего управленческого звена и завершая последней занимаемой им управленческой должностью.
Эффективность деятельности объекта управления зависит от эффективности решений, принимаемых руководителем, и качества их реализации. За каждым управленцем к моменту принятия стратегического решения собственный опыт, знания, интуиция, собственная система ценностей и ценностных установок, собственный потенциал управленца, позволяющий или нс позволяющим примять и реализовать то или иное стратегическое решение. За каждым управленцем собственный путь в управлении — управленческая карьера.
Изменения в карьере управленца могут носить прогрессивный или регрессивный характер. В первом случае наблюдается карьерный рост управленца, во втором — понижение положения в системе управления, возможно понижение в должности, снижение социального статуса, управленческого потенциала. Однако в карьере лидера, сумевшего добиться самого высокого положения в организации, изменения в карьере преимущественно имеют прогрессивный характер. Случаи, когда руководитель приходит в организацию с более высокой должности, встречаются, но менее типичны.
Цикл карьерного роста
Начинается карьера управленца с началом его трудовой деятельности, когда он:
• принимает и реализует свои первые управленческие решения;
• начинает анализировать результаты принятых им и другими управленческих решений, и вступает в действие закон обратной связи;
• начинает накапливать управленческие навыки, знания, практический опыт.
Перечисленные выше факторы формируют стратегический управленческий потенциал управленца, основные составляющие которого приведены в предыдущем разделе.
Для занятия первой управленческой должности необходимо, чтобы:
• управленческий потенциал управленца оказался достаточным для выполнения новых должностных обязанностей;
• указанная должность была вакантной;
• руководитель, принимающий кадровые решения, заметил подающего надежды потенциального управленца и признал его способным занять вакантную должность.
Дальнейшее продвижение управленца в системе управления организацией происходит в соответствии с поступательно-циклическим законом роста управленца (рис. 9.5).
Рис. 9.5. Цикл карьерного роста
Аналогично могут быть представлены регрессивные изменения в карьере управленца.
После того как первый шаг в управленческой карьере сделан, изменения в карьере могут носить линейный характер, когда происходит последовательное изменение карьеры — переход от занимаемой должности к следующей по статусу в системе управления организацией. Изменения в карьере могут носить также нелинейный (скачкообразный) характер, когда изменения статуса управленца происходят, минуя традиционно существующую последовательность карьерного роста.
Динамика изменения карьеры управленца имеет, как правило, поступательно-циклический характер. В связи с этим управленец последовательно переходит в большинстве случаев к более высоким должностям, сохраняя поступательный характер движения. После перехода на новую должность основные этапы цикла карьерного роста повторяются.
Карьерный рост сопровождается, как правило, возрастанием объема и сложности управленческих задач, которые входят в должностные обязанности управленца, возрастает и число подчиненных, а значит, возрастает объем и сложность управленческих функций, которые выполняются управленцем. Возрастает объем полномочий, которые ему делегируются, а также ответственность за принимаемые и реализуемые им решения. Перед ним более остро встает задача делегирования полномочий управленцам более низкого иерархического уровня.
Внутренним движителем карьерного роста управленца является его стремление удовлетворить потребности, отнесенные к категории управленческих, его система ценностных установок.
Поднявшись на очередную ступень карьерного роста, управленец ставит перед собой новые задачи. Сначала это освоение нового должностного статуса, новой ролевой функции в организации, необходимость решения более сложных и ответственных проблем. Затем, после освоения завоеванной вершины в карьерном росте в соответствии с его ценностными установками управленцем может быть поставлена новая задача — получение следующей более высокой должности, завоевания более высокого положения в иерархии системы управления организации.
В качестве возможного стимула карьерного роста может использоваться способ постановки перед управленцем или самим управленцем более амбициозных целей и более сложных задач, чем решавшиеся ранее, т.е. задач "на вырост". Здесь важно, чтобы новые поставленные перед управленцем задачи могли быть им решены с использованием его управленческого потенциала и делегированных ему полномочий.
Если в параграфе 9.1 мы говорили о "потолке" лидерства, то здесь необходимо сказать о таком понятии, как "потолок" карьерного роста управленца. В отличие от "потолка" лидерства, он может быть обусловлен такими факторами, как уровень профессиональных знаний и опыта, наличие свободной ниши для карьерного роста, принадлежность команде и т.д. "Потолок" карьерного роста может быть ограничен также собственным "потолком" лидерства. Управленец, который в силу тех или иных причин не обладает лидерскими качествами, необходимыми для занятия более высокой должности и расширения зоны ответственности и влияния, не сможет успешно выполнять более сложные, возложенные на него производственные и управленческие функции.