Канада
Природоресурсная политика Канады основывается на законах о стабилизации сельскохозяйственного производства 1959 г. и о защите доходности фермерских хозяйств 1991 г.. Она характеризуется:
1) свободным выбором путей, форм и способов производственной и иной деятельности собственников на землю, на капитал и основные средства производства;
2) монопольным государственным регулированием торговли основными, произведенными на земле сельскохозяйственными продуктами – зерном, молоком, продукцией птицеводства;
3) монополией производителей на оптовую торговлю остальными продуктами – мясом, картофелем, фруктами, овощами.
В XXI в. под давлением международной интеграции и новой экономической ситуации в сельском хозяйстве и иных отраслях экономики уменьшаются доплаты и субсидии фермерам и делается акцент на страховых программах, считающихся канадским изобретением. Их целями являются сохранение природных ресурсов, расширение сельскохозяйственного производства на экспорт и обеспечение занятости населения.
Жесткий государственный контроль за природопользованием, экспортом зерна, мяса и уровнем цен на внутреннем рынке способствует охране земель и других природных ресурсов, преодолению конкуренции других стран и обеспечивает пополнение бюджета страны.
Выдача целевых кредитов и дотаций но отдельным проектам, внесение страховых взносов являются основными формами экономической и государственной поддержки природопользователя – производителя и осуществляются из федерального и провинциального бюджетов почти в равных долях.
Латинская Америка
Для стран Латинской Америки характерен переход от латифундий, от концентрации земель в руках ограниченного круга лиц (в Мексике у 3% населения находилось 97% земель), от полярной дифференциации сельского населения к их эволюционной экспроприации, справедливому распределению земель, основанному на понимании их социальной функции, служении земельной собственности социальному прогрессу.
По Закону Перу 1995 г. о частных инвестициях, развитии экономической деятельности на землях в пределах национальной территории и крестьянских общин земля превращается в недвижимость и предмет свободного рыночного оборота, делаются шаги по достижению равенства всех участников аграрных отношений, снимаются ограничения для иностранных граждан и юридических лиц. Принудительно могут быть проданы с публичных торгов лишь орошаемые земли в случае их неэффективного использования. Земельные споры рассматриваются в обычном судебном гражданско-правовом порядке.
В законодательстве Боливии, Коста-Рики, других латиноамериканских стран провозглашается необходимость сочетания частных и публичных интересов, ограничения прав собственности с учетом общественной необходимости или полезности при условии справедливой и полезной обязательной компенсации.
Реформа в Мексике в первой половине XX в. породила гибрид общинной, индейской, частной, помещичьей форм хозяйствования и собственности на землю, иные природные ресурсы и объекты. Латифундизм не был ликвидирован целиком и в конкуренции побеждал сельские общины (эхидо).
Выдержанный в духе тезиса "земля тем, кто ее обрабатывает" Закон 1971 г. об аграрной реформе лишь прикрепил крестьян к земле: в случае необработки единоличником в течение трех месяцев земельного участка его право собственности прекращалось; те же самые санкции наступали при неучастии крестьянина в коллективной обработке земли в течение шести месяцев.
Запрещалось отчуждение земельных участков и заключение договоров аренды, как и другие сделки, допускавшие участие третьих лиц в общинных работах. Сельскохозяйственное имущество не могло служить предметом договора, связанного с косвенной эксплуатацией или применением наемного труда на земле. Обрабатываемые земли, распределяемые для индивидуального пользования, не переходили в собственность членов общин.
Государственные органы утверждали правила организации и деятельности в общинных поселениях, санкционировали решения общих собраний, могли аннулировать их решения, заносили в реестр любые договоры о выделении кредитов. Это были условия для того, чтобы возникали волокита, произвол и злоупотребления.
Радикальным преобразованиям дал импульс Закон 1992 г. об аграрной реформе, предоставивший свободу общинной собственности, вплоть до ее приватизации, большую экономическую и юридическую самостоятельность и инициативу, государственные дотации селу и страхование крестьян.
Общее собрание общины решает вопросы классификации земель (под постройки, общего пользования, индивидуального пользования) и распоряжения землей и другими природными ресурсами. Крестьяне самостоятельно ведут хозяйство, могут земельные участки сдавать в аренду либо продать право владения другим членам общины, не испрашивая ни у кого разрешения.
Запрещено использовать индивидуальные земельные участки для общественных нужд. В результате треть участков оказалась у единоличников, а две трети – у общин.