Каменный Зимний дворец Елизаветы Петровны
В эти же 1740–1750-е гг. в центре Петербурга на Неве Ф. Б. Растрелли возводит Четвертый (а если считать еще и деревянный на углу Мойки и Невского, то, но сути, Пятый) Зимний дворец. Внешне он сохранился почти без изменений, за исключением украшавших его экстерьер статуй, которые, конечно, более соответствовали стилю сооружения в целом, чем сухая скульптура XIX в. Кроме того, Зимний дворец много потерял от поднятия почвы набережной: это уменьшило красивый высокий цоколь, тонко соразмеренный мастером с общими массами.
Ф. Б. Растрелли. Зимний дворец Елизаветы Петровны. План 1750-х гг. Санкт-Петербург
Растрелли начал возведение последнего дворца с перестройки Третьего (1742–1750), в котором еще на заре елизаветинского правления устроил новый театр, где исполнялась первая трагедия А. II. Сумарокова "Хорев", затем другие его произведения, а в 1751 г. – "Тамира и Селим" М. В. Ломоносова. Новый указ о перестройке и расширении дворца датируется январем 1752 г. Работы начались в следующем году: что-то разбирали, что-то строили вновь (например, Янтарный кабинет, о котором речь впереди). Однако Растрелли был против доделок и переделок, он выступал за абсолютно новое строительство. По сути, Растрелли и создал новый дворец. В отличие от предыдущего его называли Каменным Зимним дворцом (хотя и Третий также был каменным), возможно, чтобы отличать его в документах от Зимнего деревянного дворца, который Растрелли построил на Невском проспекте в 1755 г.
Работы над Четвертым Зимним дворцом совпали со строительством в Царском Селе. Императрица торопила завершение того и другого. Растрелли впервые отступил от своего правила не вести работы зимой, и хотя строительство городского дворца продолжалось в труднейших зимних условиях, оно все равно очень затягивалось. Главной счастливой идеей Растрелли было создать единый ансамбль: построить не только дворец, но и оформить колоннадой круглую площадь на Адмиралтейском Лугу (будущая Дворцовая площадь), а через нее архитектурно соединить пространство Невского проспекта с Невой. Полностью этот замысел с естественными модификациями был воплощен Карлом Росси в начале следующего столетия, но как великая градостроительная идея план принадлежит Растрелли.
Сам дворец лаконичен и прост по композиции. Почти квадратное в плане здание имеет внутренний парадный замкнутый двор, тройными воротами соединяющийся с Лугом. Северный фасад дворца обращен на Неву, его растянутость скрадывается перебивками не сильно выступающих ризалитов разного ордера (для первого этажа – ионического, для второго и третьего – композитного). В середине XVIII в. набережная была более узкой, поэтому дворец отражался в воде (Екатерина II, вспоминая в своих "Записках" наводнение 1777 г., с ужасом описывает, как корабль очутился у самого окна, где она стояла). Центральный фронтон северного фасада был украшен скульптурами Марса, Нептуна, военными атрибутами – символами воинской славы, прославляющими военное, преимущественно военно-морское, могущество России. Фронтон центрального ризалита южного (главного) выходящего на площадь фасада включал скульптурную композицию с традиционным изображением короны и вензеля императрицы. Боковые ризалиты южного фасада украшены лучковыми фронтонами, над проездными арками проходят балконы с коваными решетками растреллиевского рисунка. Западный фасад с сильно выступающими боковыми ризалитами, обращенный к Адмиралтейству, в целом повторяет композицию стоявшего на этом месте дворца Анны Иоанновны, тоже работы Растрелли. Восточный фасад был так же выразителен и от западного отличался наличием главной церкви над боковым ризалитом и ступенчато оформленным на набережную углом здания, однако в том же столетии он был застроен зданием Малого Эрмитажа.
Разнообразие, неповторимость облика дворца, взятого с разных ракурсов, отсутствие монотонности при большой длине главных фасадов (что поражает и в Екатерининском дворце) достигается в том числе и размерами окон: маленьких в цокольном этаже, побольше – в первом, огромных – в главном, втором, и чуть меньше – в третьем. Исследователями подсчитано, что на фасадах Зимнего дворца Растрелли применил 12 типов оконных проемов, имеющих 22 типа обрамлений, и 32 типа скульптурного декора. Как всегда у Растрелли, огромное значение имел цвет: на светло-терракотовых фасадах белела скульптура, выделялись колонны и пилястры, многие детали золотились.
Работы, как то обычно бывало, велись спешно, требовали огромного напряжения сил, поскольку ожидалось очередное "перешествие" императрицы из Зимнего деревянного дворца: "Вступив на престол, она хотела осуществить свои девические мечты в волшебную действительность; нескончаемой вереницей потянулись спектакли, увеселительные поездки, куртаги, балы, маскарады, поражавшие ослепительным блеском и роскошью до тошноты. Порой весь двор превращался в театральный фойе: изо дня в день говорили только о французской комедии, об итальянской комической опере и ее содержателе Локателли, об интермеццах и т.п. Но жилые комнаты, куда дворцовые обитатели уходили из пышных зал, поражали теснотой, убожеством обстановки, неряшеством: двери не затворялись, в окна дуло; вода текла по стенным обшивкам, комнаты были чрезвычайно сыры; у великой княгини Екатерины в спальне в печи зияли огромные щели; близ этой спальни в небольшой каморе теснилось 17 человек прислуги; меблировка была так скудна, что зеркала, постели, столы и стулья по надобности перевозили из дворца во дворец, даже из Петербурга в Москву, ломали, били и в таком виде расставляли по временным местам. Елизавета жила и царствовала в золоченой нищете; она оставила после себя в гардеробе слишком 15 тысяч платьев, два сундука шелковых чулок, кучу неоплаченных счетов и недостроенный громадный Зимний дворец, уже поглотивший с 1755 по 1761 год более 10 миллионов рублей на наши деньги. Незадолго до смерти ей очень хотелось пожить в этом дворце, но она напрасно хлопотала, чтобы строитель Растрелли поспешил отделать хотя бы только ее собственные жилые комнаты. Французские галантерейные магазины иногда отказывались отпускать во дворец новомодные товары в кредит" (Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 4. С. 361-362).
Основные строительные работы были окончены в 1761 г. Но в этот год Елизавета Петровна умерла. Убранство интерьеров не было завершено и в последующие годы: в 1762 г. по чертежам Растрелли было оформлено лишь 100 залов из 460. Препорученный по указу Екатерины II ведомству И. И. Бецкого, знаменитый архитектор, привыкший показывать свои чертежи и все согласовывать только с императрицей, подал в отставку. Украшение интерьеров продолжалось уже без Растрелли и в XVIII, и в XIX в. Пожар 1837 г. выжег все декоративное убранство созданных им интерьеров. В. II. Стасовым позже были восстановлены только церковь и Иорданская (Посольская) лестница. В 1890-е гг. вся богатейшая пластика наружного оформления здания (скульптурные фигуры, воинские символы, вазы и пр.) была заменена тонированной скульптурой из листовой латуни.
Но и при всех потерях от времени и людей Зимний дворец остается грандиозным, торжественным, гармоничным, лучшим созданием русской архитектуры стиля барокко середины XVIII в. Интерьер придворной церкви и Иорданская лестница, даже претерпев стихийные бедствия и утраты времени, красивы и величественны действительно по-царски.