Как появилась мораль?
Нравственный человек обычно соотносит свое поведение с ценностями, т.е. с жизненными и практическими установками, которые он воспринимает как святыни. Но как появились эти моральные заповеди? Некоторые философы, например русский мыслитель В. С. Соловьев, полагают, что нравственность – прирожденное человеческое свойство, отличающее его от животных. "Основные чувства стыда, жалости и благоговения испытывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его"[1], – писал он. Другие мыслители полагают, что нравственные нормы сложились в результате исторического опыта людей. Способность к оценке действий с точки зрения добра и зла – основная черта человека, которая, хотя и изменчива, все же свойственна людям.
З. Фрейд был убежден в том, что в первобытном стаде перволюди убили своего "отца". Сексуальное соперничество "детей" с "отцом" привело к тому, что они решили избавиться от него. Однако этот проступок не прошел для них безнаказанно. Страшное преступление пробудило раскаяние. "Дети" поклялись никогда больше не совершать таких деяний. Раскаяние и породило феномен совести. Таково происхождение нравственности.
Другие философы, скажем, немецкий теолог Швейцер, видели истоки нравственности в кристаллизации исторического опыта человечества. Люди в процессе совместной жизни все больше и больше осознавали, что безнравственное поведение способно принести много зла, и поэтому стремились к праведной жизни, вырабатывая моральные нормы. Стремясь реализовать конкретный социальный идеал, люди вырабатывали систему ценностей, которая позволяла им оценивать события, извлекать уроки из содеянного, искать критерии добра и устранять зло. Так думали многие социальные мыслители конца XIX – начала XX столетия.
Можно назвать также религиозный взгляд на происхождение морали. Мыслители данной ориентации считают, что нравственные нормы буквально упали с неба на еще не готовое их принять человечество в первый раз 3500 лет назад (через пророка Моисея, во время встречи с которым Бог Яхве выжег эти заповеди на скрижалях), второй – 2000 лет назад (через Иисуса Христа).
Иной взгляд на происхождение морали находим у Канта, считавшего, что нравственность отличается от знания, которое черпается из опыта или удостоверяется им[2].
"Нравственность не входит в сферу знания. Она образует особую сферу – сферу ценностей. Их различие состоит в том, что знания черпаются из мира, а ценности создают мир. Знания фиксируют содержательность мира, его неисчерпаемое предметное многообразие, говоря о том, как устроен атом, что находится на невидимой стороне Луны, почему появляются озоновые дыры и многих других чрезвычайно интересных и важных вещах. Мораль же организует мир человеческих отношений, задает им самую общую основу. Знания всегда являются знанием об объекте, даже в том случае, когда речь идет о познании человека. Мораль же всегда исходит из субъекта, даже в том случае, когда она постулируется в качестве закона универсума. Знания открываются, обнаруживаются, а моральные принципы избираются, устанавливаются. Первые объективны, независимы от познающего, вторые субъективны, произвольны"[3].
Ф. Ницше впервые высказал догадку, что многие люди вообще не имеют нравственного чувства от рождения. Значит, среди нас есть морально невменяемые люди, которых невозможно переделать или перевоспитать. Такого рода представления стали в XX в. популярными. Как уже говорилось, философы отмечали, что те, у кого есть совесть, должны, наконец, осознать свое кровное родство и утвердить нравственные принципы в жизни людей.
Однако нравственные представления у разных людей оказываются разными. В. С. Соловьев в книге "Оправдание добра" приводит такой пример: краснокожий индеец почитает за доблесть собрать как можно больше человеческих голов. Эскимос копит запас гнилого жира от тюленей, полагая, что это хорошо для людей и для загробного мира. Средневековый крестьянин считает, что добро – это когда он украдет много коров, а зло – когда у него украдут...
Русский мыслитель сравнивал нравственную философию с путеводителем, который живописует места, достойные посещения, но в то же время не говорит человеку, куда ему ехать. Люди сами принимают решение, куда направить свои стопы. В связи с этим, по словам Соловьева, никакое изложение нравственных норм, т.е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель.
По определению Р. Г. Апресяна, "мораль – понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо)"[4].
Следовательно, мораль – это та область нравственных ценностей, которая признается каждым взрослым человеком или ответственным ребенком. ОГЛАВЛЕНИЕ этой сферы, ее размеры меняются с течением времени и различны в разных обществах. К господствующей морали у всех народов и во все времена кроме социальных ценностей принадлежат также и те, которые расцениваются как религиозные заповеди. Одним словом, мораль – это практика, нравственная жизнь народа.