Как грамотно ответить на вопросы членов комиссии
Защита дипломной работы, как правило, выстраивается по общей схеме в любом вузе. После представления защищающегося студента, его приглашают для зачитывания доклада по теме работы. Затем члены комиссии могут задавать вопросы по изложенному материалу. После ответов дипломника на вопросы слово предоставляется руководителю дипломной работы (если он присутствует). Если руководитель не присутствует на защите, зачитывается его отзыв одним из членов государственной аттестационной комиссии. После этого рецензент оценивает результаты работы. Если рецензент отсутствует, рецензия зачитывается одним из членов государственной аттестационной комиссии. Затем слово предоставляется студенту для ответа на замечания рецензента. Заканчивая защиту, председатель выясняет у членов государственной аттестационной комиссии и рецензента, удовлетворены ли они ответами студента, и просит присутствующих задать иные вопросы по теме работы. По окончании защиты студента приглашают занять свое место.
Ответы на вопросы - это та часть защиты дипломной работы, которая страшит студента больше всего. Это так, потому что неизвестно, что спросят преподаватели.
Знание текста и понимание проблемы исследования-ключевой фактор хорошей оценки работы. Как правило, в процессе защиты преподаватели не стремятся "поймать" студента на незнании материала, их задача - выяснить, насколько хорошо студент понимает тему работы и свободен в рассуждениях о ней. Часто вопросы задаются для того, чтобы "вытянуть" студента на более высокую оценку.
Самое важное правило: на вопрос необходимо ответить любыми способами. Молчать категорически запрещено. Когда вам задают вопрос на защите дипломной работы, необходимо поблагодарить члена комиссии за вопрос: помимо соблюдения научной этики произнесение благодарности даст несколько секунд для того, чтобы внутренне собраться с мыслями и наиболее точно выстроить ответ.
Нельзя отвечать на вопросы односложно "да" или "нет". Ответ на вопрос комиссии должен быть полным и развернутым. Также ошибкой будет ответ вопросом на вопрос. Не следует говорить : "Мы этого не проходили ", "Я этого не знаю" и др. Важно показать комиссии общий кругозор, уровень знаний.
Можно предложить следующий универсальный ответ студента на вопросы членов комиссии, если более достойного и аргументированного ответа не находится: "Я полностью согласен с Вами, данный вопрос играет очень важную роль, но, к сожалению, объем дипломной работы не дал мне возможности рассмотреть его более глубоко, я уделил главное внимание основной теме дипломной работы".
В ряде крайних случаев возможен и иной прием. Иногда в результате стресса студенту вообще не понятно о чем его спрашивают. В этом случае лучше свести ответ на вопрос к той проблематике, с которой он больше знаком. Как ни странно, такой прием помогает. Главное, чтобы ответ на вопрос был достаточно уверенным. Это связано с тем, что большинство членов комиссии внимательно следят за формой дискуссии, реже обращая внимание на ее ОГЛАВЛЕНИЕ.
Если в вопросе на защите или в результате озвучивания рецензии прозвучало замечание, то лучше с ним согласиться, поскольку аргументированно поспорить, например, с кандидатом или доктором наук можно, только досконально зная тему своей работы, что на уровне дипломной работы случается крайне редко. Свое согласие лучше выразить следующим образом. Например: " Спасибо за замечание, я его учту, когда продолжу изучать тему работы в дальнейшем".
Но в том случае, если студент ЧЕТКО И ВЕРНО обосновал свое несогласие, оно в глазах членов комиссии будет более ценным, чем согласие. Важно отметить, что ответы должны быть краткими, так как студенту уже предоставлялась ВОЗМОЖНОСТЬ для развернутого доклада.
Важно понимать, что между сдачей дипломной работы в готовом виде на кафедру и ее защитой проходит некоторый период времени, за который могут измениться некоторые правовые акты или даже появиться новая авторитетная литература. В связи с этим до защиты дипломной работы студенту важно держать "руку на пульсе" своей темы, просматривать новостные сообщения, изменения нормативно-правовых актов, периодические статьи, новинки книгоиздания, теле- и радиопередачи. Преподаватели на защите часто просят ответить студента на вопрос, каким образом последние события повлияют на развитие темы его исследования, или попросить выразить свое мнение по той или иной современной проблеме, смежной с анализируемым вопросом
Таким образом, при ответах на вопросы важно показать себя компетентным специалистом в своей теме, нужно говорить уверенно и четко, демонстрируя себя специалистом в своей профессиональной области.