Каковы стратегические задачи государственного антициклического регулирования?
Система государственного антициклического регулирования основывается на разработке стабилизационных мероприятий, т.е. различного рода воздействий на каждой стадии экономического цикла – оживления, подъема (ника), спада, кризиса, депрессии. Встроенные в общую стратегию развития стабилизаторы призваны не только корректировать ситуацию в период кризиса, но и сглаживать негативные проявления на других фазах цикла. Такая система позволяет обеспечить увеличение устойчивости государства к кризисам, решение системных внутренних проблем развития и ответить на внешние вызовы.
Концепция макроэкономической политики, особая роль в которой изначально отводилась антициклическому регулированию, предполагает достижение компромисса нескольких целей:
• высокий уровень занятости;
• низкие темпы инфляции;
• экономическая стабильность;
• высокие темпы экономического роста;
• равновесие платежного баланса и стабильный валютный курс.
Стратегия и тактика антициклического регулирования могут различаться в зависимости от:
• уровня развития экономики и национальных традиций;
• фазы макроэкономического цикла;
• уровня глобализации и международного разделения труда;
• степени концентрации и централизации капитала;
• бюджетных, кредитных, инвестиционных возможностей государства и финансово-банковской системы.
Можно выделить следующие этапы разработки государственной антициклической стратегии:
• уточнение цели развития на определенный период, ключевых факторов ее достижения и задач (приоритетов) для ее реализации;
• установление количественных ориентиров для реализации задач и интервалов их возможного изменения без негативных последствий;
• разработка набора мер, позволяющих вернуть систему в равновесие при выходе ключевых параметров за установленные интервалы.
В соответствии с таким подходом цели обычно представляются в виде "дерева", где на верхнем уровне выделяется стратегическая цель, а иа нижних уровнях субординированы взаимосвязанные с целью задачи в количественном выражении. Определение количественных ориентиров позволяет поэтапно оценивать выполнение цели, находить "слабые звенья" и принимать меры по стабилизации развития. При этом большое количество "ветвей", многоступенчатость не всегда полезны: это может излишне регламентировать процессы, снижать управленческую гибкость.
Следует отметить, что воздействие государственного антициклического регулирования ограничено по степени влияния. Оно не в состоянии предотвратить переход от повышательных к понижательным фазам цикла, однако, будучи системным, подчиненным общей стратегии, оно может частично компенсировать и снизить воздействие негативных явлений, уменьшить амплитуду циклических колебаний.
Как формулируются цели и задачи государственного антикризисного управления?
Рассматривая ОГЛАВЛЕНИЕ государственного антикризисного управления экономикой, мы показали, что оно не может быть нацелено на борьбу с кризисом, а призвано смягчать кризисные последствия и способствовать восстановлению макроэкономического равновесия.
Вместе с тем система государственного антикризисного управления не исключает возможности предотвращения кризиса в отдельных отраслях и сферах экономики или в регионах. В этом контексте можно говорить об упреждающем антикризисном управлении, основанном на раннем выявлении проблем, способных привести к развитию кризисных ситуаций, а также на создании особых механизмов их преодоления. Предупреждение кризиса в качестве цели антикризисного управления предполагает решение задач, связанных с разработкой и применением системы превентивных мер, с формированием необходимой стратегии развития и реализацией принятых в рамках данной стратегии специальных программ. Создание системы упреждающего антикризисного управления способствует смягчению циклического кризиса, так как кризис не наступает одновременно во всех сферах и отраслях экономики, а развивается постепенно, затрагивая все бо́льшие области экономической деятельности.
Государственное управление в период кризиса как элемент общей системы антикризисного управления нацелено на стабилизацию неустойчивого состояния и связано с решением таких задач как:
• облегчение доступа к финансовым ресурсам;
• снижение налоговой нагрузки на бизнес;
• разработка и реализация специальных антикризисных программ;
• стимулирование внутреннего спроса;
• помощь тем компаниям в фазе кризиса, которые можно "вылечить", и эффективное проведение банкротства тех, чью деятельность восстановить невозможно;
• усиление социальной защиты, поддержка безработных и малоимущих слоев населения.
Целями управления в процессе выхода из кризиса является минимизация потерь и возвращение к докризисным параметрам экономики и ее отдельных элементов. Успешное достижение этих целей предполагает, с одной стороны, создание эффективной системы регулирования несостоятельности экономических субъектов, а с другой – решение задачи обновления капитала на новой технической основе, что позволяет экономике перейти в следующую фазу развития.
Вместе с тем, учитывая, что в экономике могут иметь место не только циклические кризисы, государство в процессе антикризисного управления может формулировать и решать и другие специфические задачи, направленные на устранение причин кризиса и стабилизацию экономических процессов.