Каково правовое положение объединения работодателей?
Объединение работодателей выступает представителем работодателей – своих членов при участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях.
Правовой статус объединений работодателей во всем мире базируется на положениях Конвенции МОТ № 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948 г.), а также Федерального закона "Об объединениях работодателей".
Статья 3 указанного Закона признает объединение работодателей самостоятельной формой некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Будучи созданным для представительства интересов работодателей, объединение выступает представителем работодателей (ст. 33 ТК), а не стороной социального партнерства (ст. 25 ТК), т.е. от имени и в интересах стороны соглашения – работодателей – действует объединение, однако правовые последствия возникают для представляемых. Обязательства по обеспечению соответствующих условий труда, соблюдению социальных гарантий для работников несут работодатели, от имени которых заключено соглашение, у них возникают обязанности, связанные с действиями представителя (ст. 8 Федерального закона "Об объединениях работодателей"). Объединение работодателей не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей. Оно ответственно лишь за нарушение или невыполнение собственных обязательств, закрепленных соглашением (ст. 15 Закона).
Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 10 Закона). Как правило, объединения работодателей представляют собой организации, объединяющие юридических лиц, поэтому вопрос о приобретении прав юридического лица предрешен. Очевидно, в том случае, когда членами объединения работодателей выступают лишь физические лица, оно может не регистрироваться в качестве юридического лица, во всяком случае, для участия в системе социального партнерства этого не требуется.
В системе социального партнерства объединение обладает широким кругом прав, которые условно можно разделить на две группы:
1) права общего характера, связанные с представительством работодателей в системе социального партнерства; 2) права, определяющие степень участия объединения работодателей в каждой форме социального партнерства (ст. 13 Закона).
К первой группе необходимо отнести прежде всего право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Полномочия второй группы носят более конкретный характер и касаются определенных форм социального партнерства.
Одним из важнейших прав организаций работодателей надо признать право выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений.
Участие объединения работодателей в коллективно-договорном процессе не может исчерпываться проявлением инициативы проведения коллективных переговоров. Оно выступает полноправным участником переговоров, т.е. имеет право:
наделять своих представителей полномочиями на их ведение (п. 5 ст. 13 Закона);
участвовать в формировании отраслевых комиссий для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения (ст. 35 ТК);
получать необходимую для ведения коллективных переговоров и контроля за реализацией соглашений информацию от профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (ст. 37 ТК, п. 9 ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей");
приглашать специалистов, экспертов и посредников (ст. 39 ТК), подписывать разработанное в ходе коллективных переговоров соглашение (ст. 47 ТК);
осуществлять контроль за его выполнением (ст. 51 ТК).
В ходе коллективных переговоров объединение работодателей несет и обязанности:
вступить в переговоры по требованию профессионального союза (объединения профсоюзов) (ст. 36 ТК);
вести коллективные переговоры в порядке, установленном федеральными законами (ст. 36 ТК, ст. 14 Федерального закона "Об объединениях работодателей");
не позднее двух недель со дня получения запроса предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров, контроля за их выполнением (ст. 37 ТК, ст. 14 Федерального закона "Об объединениях работодателей");
оплачивать услуги приглашенных им специалистов, экспертов и посредников (ст. 39 ТК);
выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей (ст. 14 Федерального закона "Об объединениях работодателей");
в течение семи дней со дня подписания направлять подписанные соглашения на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст. 50 ТК).
Наряду с правом осуществлять коллективно-договорное регулирование трудовых отношений (проводить коллективные переговоры и заключать соглашения) объединения работодателей наделены полномочием участвовать в формировании и деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (п. 5 ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей").
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей" объединения работодателей представляют интересы своих членов при разрешении коллективного трудового спора, формировании примирительных органов (примирительной комиссии и трудового арбитража) (ст. 398–404 ТК).
В соответствии сп.7 ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей" объединения работодателей могут принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения. Это право основано на положениях Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации". В соответствии со ст. 20 Закона создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Членами таких комитетов наряду с представителями объединений профессиональных союзов и органов службы занятости являются объединения работодателей.
Последним правомочием объединений работодателей в системе социального партнерства является право представительства в органах управления государственных внебюджетных фондов. Причем ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей" подчеркивает, что объединения работодателей уравниваются в правах с профессиональными союзами и их объединениями, а также органами государственной власти. То есть управление фондами осуществляется на паритетной основе тремя участниками в соответствии с законодательством РФ.