Какова последовательность примирительных процедур?

Последовательность проведения примирительных процедур определена ст. 401 ТК. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение спора примирительной комиссией является обязательным. Затем стороны вправе выбрать ту процедуру, которая кажется им более эффективной. В зависимости от выбора сторон спор может рассматриваться:

примирительной комиссией – посредником;

примирительной комиссией – трудовым арбитражем;

примирительной комиссией – посредником – трудовым арбитражем.

В любом случае стороны должны использовать как минимум две примирительные процедуры, чтобы попытаться разрешить спор по взаимному согласию.

Может ли объединение работодателей быть стороной коллективного трудового спора?

Хотя понятие коллективного трудового спора (ст. 398 ТК) сформулировано таким образом, что можно сделать вывод о том, что объединение работодателей является стороной коллективного трудового спора, этот вопрос решается на основе анализа комплекса правовых норм ТК и Федерального закона "Об объединениях работодателей".

Прежде всего надо отметить, что сторонами социального партнерства (а проведение примирительных процедур является формой социального партнерства – ст. 27 ТК) признаны работники и работодатели (ст. 26 ТК). Объединение работодателей является представителем работодателей (ст. 33 ТК) и участвует в системе социального партнерства, защищая интересы работодателей. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об объединениях работодателей" объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений лишь в части, касающейся обязательств этого объединения, и не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей. Следовательно, объединение работодателей может выступать стороной коллективного трудового спора лишь в том случае, когда требования работников предъявляются по поводу выполнения обязательств самого объединения работодателей. В связи с тем что такие условия могут носить исключительно организационный характер (поскольку объединение является некоммерческой организацией), вероятность возникновения подобных споров невелика.

Каковы правовые последствия несообщения работодателем ответа на требования работников?

Отсутствие ответа работодателя является моментом начала коллективного трудового спора (ст. 398 ТК).

В соответствии со ст. 400 ТК работодатель обязан принять к рассмотрению направленные им требования работников. В течение двух рабочих дней со дня получения требований работодатель обязан рассмотреть их и сообщить о принятом решении представительному органу работников. Ответ составляется в письменной форме, которую закон признает обязательной.

Если работодатель принимает решение об удовлетворении требований работников, коллективного трудового спора не возникает.

В случае отклонения всех или части требований, а также несообщения работодателем о своем решении день сообщения об отклонении требований или истечение двухдневного срока, исчисленного в рабочих днях, считается моментом начала коллективного трудового спора.

С этой даты у сторон возникает обязанность приступить к проведению примирительных процедур.