Лекция 7. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
– основные задачи развития в юношестве и оптимальные условия их формирования;
– особенности психосоциального развития в юношеском возрасте;
– особенности самосознания в юношеском возрасте;
уметь
определять трудности развития в юношеском возрасте;
– выявлять условия оптимального развития в юношестве;
– определять способы и механизмы поддержки человека в период юношества;
владеть
– способами применения полученных знаний в практической работе с человеком в период юношества;
– навыками анализа основных закономерностей развития в юношестве.
Основные задачи развития и оптимальные условия их реализации
Юношество – возрастной период, который следует за подростковым и предвосхищает зрелые возрасты. Его возрастные границы размыты и сильно зависят от социальной ситуации развития человека. Нижнюю границу юношества обычно относят к возрасту окончания школы – 16–17 годам, верхнюю связывают с завершением кризиса встречи с взрослостью, т.е. примерно 21–23 годам. В последнее время этот возрастной период часто называют молодостью, поэтому будем использовать оба названия в качестве синонимов.
Кризис встречи с взрослостью
Основные задачи развития в юношестве определяются необходимостью проживания и разрешения кризиса встречи с взрослостью. Его главные социальные причины связаны с удлинением в современном мире периода, в течение которого человек только готовится к выполнению профессиональных функций и лишен возможности созидательной деятельности. Такое положение является исторически достаточно новым и присуще только городу: в сельской местности ребенок и сейчас, начиная с шести-семи лет, принимает участие в тех или иных видах работ.
Кроме того, профессиональная деятельность сегодня рассматривается не только с экономических позиций – как возможность получить еду и жилье, но и как сфера, в которой человек реализует свои ресурсы, т.е. с позиций самоактуализации. Молодым людям хочется не только иметь определенную зарплату, но и получать удовольствие от выполняемой работы, поэтому вопрос профессионального самоопределения перед многими стоит достаточно остро. Между тем моменты выбора профессии и реального знакомства с ней иногда бывают сильно растянуты во времени, особенно если молодой человек получает высшее образование. Таким образом, делая выбор еще в школе, будучи подростком, человек отвечает за его последствия уже в следующем возрастном периоде, существенно изменившись. За время, прошедшее с момента выбора, могут смениться интересы, жизненные приоритеты, появится новое знание о своих возможностях. Вот почему даже не начало реальной профессиональной деятельности, а близость этого времени заставляет молодых людей ставить для себя вопросы: "Как жить дальше? Что делать? Зачем все это?" и т.д. Метафорически данный кризис можно отобразить картинкой: "Путник на распутье, выбирающий дорогу в лесу".
Проживание кризиса осложняется противоречивостью социальных стереотипов родителей молодых людей, с одной стороны, и представителей их собственной возрастной группы – с другой. Скажем, родители делают акцент на необходимости экономической стабильности, традиционного брака, а в среде сверстников высокой ценностью является свобода. Вдобавок в период реального самоопределения у человека количественно и качественно меняется референтная группа: профессиональная деятельность сокращает время на межличностное общение в группе сверстников и в определенной степени его начинает заменять общение в профессиональной среде. Качества человека как профессионала становятся значимыми для общения.
Социальные факторы могут дополняться индивидуально-личностными, такими как недостаточное знание своих возможностей, неуверенность в себе и в будущем при высоком стремлении к самоутверждению.
На это время обычно приходится разрушение подростковых иллюзий и, как следствие, изменение картины мира, а иногда и ценностей. В настоящее время данный кризис наиболее остро выражен у студентов, у которых растянут во времени период от окончания школы (детство) до поступления на работу (взрослая жизнь). Рассмотрим специфику проживания кризиса отдельно студенчеством и работающими молодыми людьми.