Какие механизмы используются для восстановления неплатежеспособных компаний в Европе?
Сущность банкротства как инструмента антикризисного управления лучше всего выражается в целях реабилитационных процедур. Законодательство Англии выделяет три основные цели "административного управления" – процедуры реорганизации и оздоровления должника:
• спасение компании как действующего бизнеса – "as going concern" (приоритетная цель);
• если спасти предприятие нельзя, то достичь лучшего для кредиторов результата (по сравнению с немедленной ликвидацией) возможно посредством продажи предприятия как действующего бизнеса;
• только если выполнение ни одной из вышеназванных целей не представляется возможным, арбитражный управляющий может продать имущество должника третьим лицам и распределить выручку от реализации среди кредиторов.
Очевидно, что в случае успешного оздоровления стоимость компании-должника значительно увеличится по сравнению с ликвидационной стоимостью активов, которые могли быть реализованы при конкурсном производстве. Следовательно, кредиторы ранее несостоятельного, а сегодня нормально функционирующего должника могут рассчитывать на наиболее полное удовлетворение своих требований по истечении согласованного срока.
Специфичным механизмом антикризисного управления является получение кредиторами гарантий возмещения своих требований от Банка Англии на период временного моратория. Эта схема (гарантии Банка Англии – временный мораторий – соглашение с кредиторами о реорганизации) получила название "Лондонского Подхода". Первоначально введенный Банком Англии в 1970 г. и обновленный в 1990 г., "Лондонский подход" предполагает достижение трех основных целей:
• избежать ликвидации жизнеспособной фирмы, попавшей в кризис;
• обеспечить минимизацию потерь для банков;
• обеспечить финансовую поддержку для выживших компаний.
Примерная схема реализации "Лондонского подхода" представлена на рис. 13.4.
Рис. 13.4. Схема реализации "Лондонского подхода"
В течение временного моратория, который редко длится больше 2 месяцев, кредиторы изучают предложения должника по его реструктуризации и условиям мирового соглашения, также предлагаемого должником сразу. Предложения должны быть убедительными для кредиторов, поэтому экспресс-анализ и диагностику должника, а также разработку плана реструктуризации по заказу должника обычно выполняет специалист по антикризисному управлению.
Основным механизмом финансового оздоровления компаний в Германии является так называемое переносное оздоровление (ubertragende sanierung), в английском варианте известное как asset deal (дословно – "сделка с активами"). Суть данной легальной процедуры заключается в продаже имущества должника другой специально создаваемой компании, которая и осуществляет дальнейшую реорганизацию бизнеса, становясь правопреемником должника. К этой фирме-правопреемнику переходит значительная часть движимого или недвижимого имущества, большая часть работников, ноу-хау и клиенты фирмы-банкрота, а требования кредиторов удовлетворяются из выручки от продажи имущества в ходе asset deal.
Различие asset deal и процедуры стандартного финансового оздоровления (Insolvenzplanverfahren) заключается в том, что в первом случае владельцем и руководителем бизнеса должника становится новое юридическое лицо, купившее его активы и настроенное на вывод его из кризиса, тогда как при обычном оздоровлении должнику – прежнему юридическому лицу – предоставляется возможность реорганизации своего бизнеса. По статистике "переносное оздоровление" доминирует среди процедур банкротства в Германии: на него приходится около 70% всех дел, тогда как примерно 10% занимает стандартное финансовое оздоровление и, соответственно, 20% – ликвидация компании.
Пример 13.7
Немецкая компания Automag была основана после Первой мировой войны в форме товарищества и занималась ремонтом и перестройкой автомобилей, однако через год ее основной деятельностью стала торговля автомобилями. В настоящее время компания, расположенная в столице Баварии – Мюнхене – является крупнейшим дилером автомобилей BMW. В 2001 г. компания столкнулась с финансовыми трудностями и была вынуждена закрыть один из филиалов из-за невозможности продления договора аренды. Несмотря на то, что к концу года новый филиал был открыт в другом районе Мюнхена, высокий уровень долгов обусловил начало процедуры переносного оздоровления в 2004 г. Фирмой-должником была основана компания B&G Kfz CmbH&Co KG, в которую перевели все активы фирмы Automag за исключением земельного участка. Сам Automag был переименован в коммандитное товарищество K&L Grundstucksverwaltungs GmbH&Co KG, которое стало должником. Далее обладающая активами компания B&G была переименована обратно в Automag.
Несмотря на то, что многие компании Германии вне зависимости от масштаба их бизнеса при неплатежеспособности прибегают к процедуре переносного оздоровления, согласие с кредиторами на подобную схему достигается не всегда. К примеру, немецкий дом моды ESCADA, имеющий штаб-квартиру в Мюнхене и работающий в сегменте "люкс", в 2007–2008 гг. столкнулся с падением продаж. Предпринятые меры в виде открытия аутлетов, где одежда продавалась со скидкой 50%, и добавления 30 млн евро к уставному капиталу не смогли поправить положение компании, которая в 2009 г. подала на банкротство. Предложенная сделка, требующая вложений по выкупу эмиссии облигаций на сумму 200 млн евро, не нашла одобрения среди кредиторов ("за" проголосовало менее 80% (необходимых по закону) кредиторов). В результате ESCADA, имеющая 2400 служащих (400 из них – в штаб-квартире) и 182 собственных магазина в 60 странах мира, была куплена примерно за 100 млн евро крупнейшей сталелитейной компанией Mcgha Mittal по желанию невестки ее владельца – индийского миллиардера Лакшми Миттала.
Важным механизмом антикризисного управления в странах Запада является предварительная подготовка к судебным процедурам, делающая участие суда "техническим" и снижающая длительность и затраты на ее проведение. Так, в США – существует термин "подготовленное банкротство" (prepackaged bankmptcy), когда план реорганизации оговаривается со всеми кредиторами до фактической подачи заявления по Главе 11 Кодекса о банкротстве. В Германии подготовка к asset deal начинается приблизительно за месяц до открытия судебной процедуры: приглашенный арбитражный управляющий проводит тщательную инвентаризацию, оценивает стоимость активов, подлежащих продаже, находит покупателя всего бизнеса целиком (желательно). Если покупатель не находится, фирма-банкрот в ее прежнем юридическом лице входит в процедуру ликвидации.
Во Франции представители суда стремятся инициировать переговоры проблемного предприятия с кредиторами при первых признаках надвигающейся неплатежеспособности с целью не допустить захвата имущества фирмы со стороны отдельных кредиторов. Мониторинг, являющийся основой этого механизма, осуществляется посредством введения схемы постоянной отчетности фирм перед региональными советами директоров и судом и дополняется информацией от аудиторов акционерных обществ, обязанных в случае обнаружения угрозы неплатежеспособности немедленно информировать об этом администрацию компании и председателя торгового суда. Система дополняется созданием групп по принятию превентивных мер, включающих бухгалтерские организации, торговые палаты или профессиональные ассоциации, которые проводят конфиденциальный анализ любой финансово-бухгалтерской информации, сообщаемой их членами. Представляется, что подобная модель в адаптированном виде могла бы быть использована и в России, где компании уделяют недостаточно внимания превентивному антикризисному управлению.
Какие компании подлежат восстановлению в первую очередь?
В странах с развитой экономикой, в частности в Германии, наибольшее количество планов восстановления разрабатывается для компаний в перерабатывающих отраслях, при этом для индивидуальных предпринимателей (т.е. организаций малого бизнеса) чаще, чем для более крупных обществ с ограниченной ответственностью; продолжительность планов оздоровления в 50% случаев не превышает 1 год. Проведенный анализ по странам с транзитной экономикой, в том числе и России, показывает, что они пошли другим путем. Планы финансового оздоровления разрабатываются в основном для крупных, "стратегических" предприятий, при этом для их поддержания зачастую неэффективно тратятся огромные бюджетные средства, планы растягиваются на десятилетия.
В нашей правовой системе выделяются группы предприятий, на которые не распространяется Закон о банкротстве или для которых существуют особые условия. Так, положения Закона о банкротстве не распространяются на ОАО "РОСНАНО", Госкорпорацию "Ростех", Госкорпорацию по атомной энергии "РОСАТОМ", Госкорпорацию "ОЛИМПСТРОЙ", Государственную компанию "АВТОДОР". Для стратегических предприятий и естественных монополий условия открытия дела о банкротстве смягчены. Все эго зачастую приводит к нерыночным методам защиты ряда предприятий, их искусственной поддержке государством. Многие предприятия стремятся попасть в список стратегических предприятий, не имея на это достаточных оснований. Подобные списки способствуют развитию коррупции, оттягивают финансовые ресурсы на сомнительные цели, замедляют экономическое развитие страны.
Пример 13.8
В настоящее время многие стратегические предприятия стабильно убыточны. Так, по результатам анализа финансового состояния 15 стратегических предприятий и организаций ОПК, проведенного Федеральной налоговой службой (ФНС) в конце 2011 г. при использовании соответ ствующей Методики, все они были отнесены к 3-й группе (имеющие обязанность по уплате обязательных платежей, не исполненную в течение 6 месяцев) и 4-й группе (имеющие непосредственную угрозу возбуждения дела о банкротстве) из пяти возможных.
Таким образом, причины выборки компаний для оздоровления в странах с транзитной экономикой, скорее, политические и социальные, а не экономические. Сравнительный анализ опыта России и стран Восточной Европы показывает, что у нас предусмотрено больше всего исключений из законодательства о банкротстве для стратегических предприятий. Такой опыт, как правило, является негативным: например, в результате принятия исключений в Албании и Румынии закрытие и окончательное банкротство нерентабельных производств было лишь отложено, планы оздоровления крупных предприятий почти нигде не были реализованы, что не позволило решить ни экономические, ни политические, ни социальные задачи.