Какие инструменты антикризисного управления возможны на региональном уровне?
Реализация антикризисных мер Правительства РФ невозможна без активного участия региональных властей, разработки региональных антикризисных программ, адаптированных к местным условиям. Основными целями системы антикризисных мер, принимаемых на уровне регионов, сформулированными в программах антикризисных мер Правительства РФ на 2008 и 2009 гг., являлись:
• обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов с целью исполнения обязательств;
• содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.
Реализация этих целей обеспечивались как предоставлением поддержки бюджетам субъектов РФ в виде средств из федерального бюджета, так и проведением ответственной политики на региональном уровне. Рассмотрим особенности региональных программ антикризисных мер на наиболее типичных примерах – Воронежской и Томской областях.
Пример 2.16
Формулируя антикризисную программу, руководство Воронежской области отметило, что региональная политика должна обеспечивать безусловную реализацию федеральных антикризисных действий, опираясь на внутренние источники создания и приумножение ресурсов, механизмы частно-государственного и общественного партнерства.
Особенностью программы Воронежской области является то, что реализация значительной части антикризисных мер предполагалась в рамках утвержденных объемов финансирования. Дополнительные ресурсы выделялись лишь приблизительно под 22% от числа предполагаемых мер, среди которых: предоставление гарантий; субсидирование процентной ставки по кредитам; обеспечение софинансирования из областного и местных бюджетов; оказание дополнительной социальной поддержки.
Достоинством антикризисной программы Воронежской области является то, что в ней четко обозначено: "Поддержка предприятий будет осуществляться только при условии взятия ими на себя ряда обязательств по повышению производственной эффективности, обеспечению прозрачности деятельности, выполнению обязательств работодателя при увольнении работников".
Наряду с поддерживающими мерами в период кризиса, областная Программа четко прописывает и долгосрочные цели. Например, она определяет, что основной задачей в сельском хозяйстве является создание условий для сохранения достигнутых темпов развития отрасли и обеспечение опережающего роста животноводства.
Программа также обозначает механизмы решения стратегических задач области. Это в первую очередь относится к задаче "обеспечения благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности". По данному направлению Правительство области видит свою роль в создании в российском и международном сообществе имиджа Воронежской области как региона, привлекательного для инвестиций за счет формирования прогрессивного инвестиционного законодательства, создания благоприятного налогового режима; развития инфраструктуры.
Ознакомление с антикризисной программой Воронежской области показывает, что она является комплексным, методически проработанным практическим планом действий, в котором взаимоувязаны краткосрочные задачи поддержки экономики в острой фазе кризиса со среднесрочными и долгосрочными целями стабильного развития области.
Изучение плана антикризисных мер Администрации Томской области на 2009 г. позволяет сделать вывод о другом подходе: выборе, в первую очередь, селективных мер при попытке решения самых острых проблем.
Пример 2.17
Так, в продолжение деятельности Правительства РФ по составлению перечня системообразующих предприятий, в Томской области был сделан упор на составление реестра организаций регионального значения, и поддержка в кризисе шла преимущественно этим предприятиям. Антикризисные меры понимаются руководством области узко – как меры по преодолению спада экономики, при этом, в отличие от Программы Воронежской области, практически не ставятся среднесрочные и долгосрочные цели.
Красной нитью в Программе проходит слово "сохранение" – сохранение государственной поддержки МСП, сохранение занятости. Можно сказать, что Программа нацеливает лишь на выживание, а не на развитие: ключевым словом в задачах является слово "не допустить": "не допустить роста уровня регистрируемой безработицы свыше 3,3%"; "не допустить сокращения уровня реальных денежных доходов населения ниже 95% относительно 2008 г."; "не допустить снижения темпов экономического развития Томской области более чем на 5%".
Таким образом, рассмотрение только двух региональных программ позволяет сделать вывод, что понимание путей повышения стабильности, роли и содержания антикризисного регулирования в значительной мере отличается по регионам: одни программы, наряду с поддерживающими мерами в период кризиса, прописывают и долгосрочные стратегические цели, рассматривая антикризисное управление как часть антициклического регулирования; другие рассматривают антикризисные меры лишь как механизмы выживания в острой фазе кризиса. При этом различия связаны не столько с дифференциацией условий по регионам, сколько с различным пониманием содержания кризиса, видением путей выхода из кризиса. Возможно, право на существование имеют оба подхода, но представляется, что более дальновидными являются Программы, увязывающие долгосрочные цели развития с краткосрочными задачами поддержки региона в острой фазе кризиса.
Специфическими инструментами регионального антикризисного регулирования могут стать:
• создание в регионах благоприятных условий для объединения и слияния предприятий, создание холдингов, ассоциаций, которые в рамках одной системы будут "вытягивать" слабые звенья за счет более устойчивых;
• выстраивание технолого-сбытовых цепочек, в которых местные власти, помогая одному предприятию, например, госзаказом, обеспечат мультипликационный эффект для всех взаимосвязанных производств;
• рациональное управление пакетами акций предприятий, находящихся в собственности государства или муниципалитетов;
• использование технологий менеджмента, отработанных в коммерческих фирмах. Например, получающая развитие концепция так называемого квазифирменного подхода основана на том, что регион рассматривается как корпорация. Руководство региона занимается "маркетингом территории", "продвижением товара", разрабатывает единую инвестиционную программу.
Вместо резюме
Проблемы, на которые следует обратить внимание
• Вмешательство государства в экономику способствует модификации экономических циклов, снижению напряженности отдельных потенциально "опасных" фаз цикла. Однако государству не под силу преодолеть циклический характер развития экономики в целом, регулирование лишь сглаживает циклические колебания, снижает их амплитуду.
• Существует временно́й лаг между возникновением проблем и принятием мер, между принятием решений и результатами, что делает реактивное антикризисное управление менее результативным. Учет временны́х лагов в антикризисном управлении необходим для прогнозирования влияния тех или иных антикризисных инструментов, выстраивания приоритетов их отбора.
• Эффективное сочетание долгосрочных инструментов антициклического регулирования и реактивных инструментов антикризисного управления может облегчить прохождение фазы кризиса, сделать процесс восстановления экономики менее продолжительным и болезненным. В свою очередь, низкая результативность инструментов антициклического регулирования требует от государства огромных усилий непосредственно во время кризиса для предотвращения развития катастрофических сценариев.
Возможности, которые следует использовать
• Одно из важнейших направлений обеспечения устойчивости развития – мотивация государством развития механизмов рыночной самоорганизации, повышение гибкости и эффективности.
• Для реализации антикризисного управления требуется переосмысление соотношения системных и селективных мер воздействия. В настоящее время необходим поворот от "оперативно-тактических" селективных мер к системным, ориентированным на устойчивость всего бизнеса или его крупных кластеров.
• Полностью отказаться от селективных мер невозможно: в экономике любой страны есть субъекты, требующие целенаправленной помощи государства. Однако для использования точечных мер должны быть созданы правила для всех участников хозяйственной жизни. Селективные меры должны иметь период действия и быть "условными": применяться на условиях достижения определенного результата.