Кафедра социологии в Петрограде
В 1920 г. в Петроградском государственном университете открывается первый в России факультет общественных наук с кафедрой социологии, во главе с П. Сорокиным. Наряду с большой организационной работой (в июне 1918 г. им была составлена "Записка об учреждении Института социальных наук"), П. Сорокин занимается составлением учебников по социологии для учебных заведений страны, работает над созданием программ. Факультет призван был сочетать преподавательскую и широкую научно-исследовательскую деятельность как эмпирического, так и теоретического порядка.
В 1920/21 учебном году на факультете слушатели могли познакомиться с интереснейшими курсами, не уступавшими, пожалуй, тем, которые читались в лучших университетах Европы или Америки: П. А. Сорокин – система обшей социологии, К. М. Тахтарев – генетическая социология, Н. А. Карев и Н. А. Гредескул – история социологических учений, В. В. Святловский[1] – история социалистических учений. Наряду с такими общеобязательными курсами, студентам предлагались факультативы, в частности П. А. Сорокин вел уголовную социологию, а А. Ф. Кони – этику общежития[2].
В 1921 – 1922 гг. в столице какое-то время действовал "Кружок объективного изучения – массового и индивидуального – поведения людей". Его почетным председателем был академик И. Павлов, а действующим – П. Сорокин. Сюда входили питерские профессора и преподавательская молодежь, по профессии биологи и социологи, а по теоретическим воззрениям – сторонники бихевиоризма (в том числе Г. П. Зеленый, В. В. Савич и др.). Название бихевиоризма возникло не случайно. Это единственное в социологии течение, которое находится в приграничной зоне между биологией и социологией, пытаясь построить точные, математические вычисляемые формулы социального поведения человека. И. А. Голосенко и В. В. Козловский именуют этот кружок (иногда его называют обществом) "бихевиористским социологическим институтом"[3]. Правильнее было бы сказать "институция", подразумевая некую не учрежденную властями в качестве стационарного учебного заведения практику научного общения специалистов между собой, носившую скорее полуформальный характер. Деятельность общества была прервана властями почти сразу из-за политических настроений И. Павлова и П. Сорокина.
Созидательная деятельность продолжалась до середины 1920-х гг., после чего и прежние традиции, и новые институты начинают постепенно уходить из сферы научной жизни, а к концу десятилетия исчезают совсем вместе со словом "социология". К середине 1920-х гг. вся печать становится партийной. Возвращается цензура. Научные и общественно- политические ассоциации упраздняются или переходят под полный партийный контроль (профсоюз, природоохранные, спортивные объединения).
Большевики, изменившие политический строй России, сломавшие социальную структуру общества, прежние экономические устои общества, образ жизни, мировоззрение и традиции населения, мечтавшие о мировой революции и переустройстве всего мира, не могли довольствоваться тем, что в недрах нового общества сохраняются "старорежимные" науки, прежде всего философия, экономика, социология и психология. В новом обществе, полагали они, и науки об обществе должны быть совершенно иными. Старую профессуру и свободу слова они терпели очень недолго – каких- нибудь 5–7 лет, пока шла гражданская война и все внимание компартии было сосредоточено на внешних угрозах. Как только они разобрались со своими врагами за рубежами родины, большевики незамедлительно направили свой взор на внутренних, идейных, врагов и принялись наводить порядок в изрядно разрушенном двумя войнами научном хозяйстве страны – разумеется, таким образом, как они понимали этот порядок.