Кадровый резерв муниципальной службы

Кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя формирование кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы (далее – кадровый состав), организацию работы с кадровым резервом на муниципальной службе и его эффективное использование.

Приоритетными направлениями формирования кадрового состава и создания кадрового резерва являются:

– назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;

– содействие продвижению по службе муниципальных служащих;

– повышение квалификации муниципальных служащих;

– создание кадрового резерва и его эффективное использование;

– оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации;

– применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении[1].

Кадровый резерв в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами создается для замещения вакантных должностей муниципальной службы.

Формирование кадрового резерва осуществляется на основе следующих принципов.

• Равный доступ граждан Российской Федерации к муниципальной службе.

• Объективность в подборе и зачислении в резерв специалистов в соответствии с их квалификационными требованиями, заслугами и способностями, необходимыми для выполнения более ответственных работ.

• Компетентность и профессионализм.

• Запрет при оформлении резерва учитывать пол, происхождение, национальность, религиозные и политические взгляды специалистов.

• Ответственность руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления за повышение профессионального уровня кандидатов на замещение вакантных должностей муниципальной службы[2].

Кадровый резерв обеспечивает эффективность прохождения муниципальной службы, се открытый характер, планирование муниципальной службы, реализацию права муниципального служащего на продвижение по службе, стимулирование активности муниципальных служащих и повышение их профессиональной квалификации.

Кадровый резерв формируется отдельно на высшие, главные и ведущие муниципальные должности муниципальной службы в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, установленным законодательством муниципального образования.

Кадровый резерв в органах местного самоуправления формируется в соответствии с требованиями Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" по результатам проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы и включения муниципальных служащих в кадровый резерв. Кадровый резерв создается и утверждается правовым актом соответствующего органа местного самоуправления о замещении высших, главных и ведущих муниципальных должностей муниципальной службы.

Кадровая служба соответствующего органа местного самоуправления осуществляет организационно-методическую работу по формированию кадрового состава и созданию кадрового резерва и обеспечивает координацию этой работы. Подбор кандидатов для зачисления в кадровый резерв по результатам конкурса осуществляется в соответствии со следующими требованиями.

• Профессиональная компетентность: наличие соответствующего образования, опыта, знаний, умений и навыков по профилю муниципальной должности муниципальной службы, способность анализировать и принимать обоснованные решения и добиваться их выполнения, деловая культура, систематическое повышение профессионального уровня.

• Организаторские способности: умение руководить подчиненными, координировать и контролировать их деятельность, владеть современными методами и техникой управления, инициативность, оперативность.

• Ответственность за порученное дело: высокая требовательность к себе и подчиненным, обязательность, способность к критической оценке своей работы, работоспособность, аккуратность.

• Нравственные качества: добросовестность, объективность, социально-психологическая и нравственная зрелость.

• Психолого-педагогические качества: способность обучать и разъяснять, терпеливо, выдержанно работать с человеком, умение объединять и вдохновлять людей, коммуникабельность, культура общения.

При зачислении в кадровый резерв для оценки деловых и личностных качеств муниципальных служащих предварительно изучается личное дело муниципального служащего, оцениваются результаты его деятельности, выполнение им должностных обязанностей и конкретных поручений, анализируются материалы аттестаций и конкурсов, учитывается общественное мнение. Кроме того, проводится собеседование, применяется тестирование и анкетирование.

Муниципальный служащий, зачисляемый в кадровый резерв для замещения высшей, главной или ведущей должности муниципальной службы, должен иметь ряд преимуществ перед иными претендентами на занимаемую должность. Муниципальным образованием могут быть определены те или иные требования, предъявляемые к претенденту на вакантную должность, среди которых могут быть выделены:

– высшее профессиональное образование но специализации муниципальных должностей муниципальной службы либо образование, считающееся равноценным:

– стаж муниципальной службы на главных, ведущих и старших должностях (при включении в кадровый резерв на соответствующие должности) не менее двух лет.

При зачислении в кадровый резерв предпочтение отдается претендентам, имеющим второе высшее образование либо обучающимся по программе переподготовки в соответствующих учебных заведениях.

Для кандидатов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, зачисленных в кадровый резерв, с учетом их специального образования и опыта работы предусматриваются следующие мероприятия, направленные на дальнейшее развитие их профессиональных знаний и навыков, необходимых для замещения вышестоящей муниципальной должности муниципальной службы.

• Перевод специалиста, состоящего в кадровом резерве, на другие должности соответствующей группы должностей с целью приобретения им необходимых навыков и знаний.

• Возложение исполнения обязанностей лица, замещающего вышестоящую должность муниципальной службы, в период его отсутствия с целью получения опыта замещения вышестоящей должности или выполнения руководящей работы.

• Содействие в получении высшего профессионального и дополнительного образования.

• Стажировка на вышестоящей должности[3].

Руководители структурных подразделений органов местного самоуправления несут персональную ответственность за повышение профессионального уровня кандидатов на замещение муниципальных должностей муниципальной службы, включаемых в кадровый резерв.

Условиями эффективности работы по созданию кадрового резерва являются:

– своевременное назначение на муниципальные должности муниципальной службы лиц, состоящих в кадровом резерве;

– ежегодное уточнение состава кадрового резерва, доукомплектование, планирование должностных назначений, определение целесообразности дальнейшего пребывания в кадровом резерве лиц, не получивших назначения;

– повышение престижа муниципальной службы.

Муниципальные служащие, зачисленные в кадровый резерв, пользуются следующими гарантиями:

– первостепенное направление на обучение в учебные заведения;

– первоочередное рассмотрение вопроса о выдвижении на более высокую муниципальную должность муниципальной службы.

Исходя из вышеизложенного, отметим, что формирование кадрового состава и создание кадрового резерва является неотъемлемой частью механизма реализации государственной кадровой политики. Основная цель формирования кадрового состава и кадрового резерва – создание подготовленного к управлению в новых условиях состава муниципальных служащих, его совершенствование на основе отбора, подготовки и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно реализовывать задачи и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.