Кадровая политика в организации
Кадровая политика в широком смысле - это система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы. Например: профотбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение и т.п. Кадровая политика в узком смысле - это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (часто неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации. Например, "кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием", означает, что это будет основным аргументом при решении многих кадровых вопросов.
Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) - это специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.
Выделяются следующие типы кадровой политики (по разным основаниям).
Первое основание - по уровню осознанности норм и правил, принятых в организации, - позволяет выделить следующие типы:
1) пассивная кадровая политика (нет четкой кадровой программы, работа в режиме экстренного реагирования на конфликтные ситуации);
2) реактивная кадровая политика (нет среднесрочного прогнозирования, хотя есть программы контроля и диагностики конфликтных ситуаций, т.е. программы краткосрочного прогнозирования);
3) превентивная кадровая политика (кадровая политика строится на обоснованных прогнозах развития ситуации; имеются программы краткосрочного и среднесрочного прогнозирования, но нет программ целевого планирования);
4) активная кадровая политика (основана на краткосрочных, среднесрочных и долгосрочно-целевых программах) - возможны разные варианты прогноза: рациональная кадровая политика (основана на качественном и количественном анализе ситуации; опора на программу кадровой политики с конкретными вариантами ее реализации); авантюристическая кадровая политика (нет обоснованного прогноза развития ситуации; программа работы с персоналом строится на эмоциях и "здравом смысле").
Второе основание - преимущественная ориентация в работе на персонал (при наборе, адаптации, обучении, продвижении, мотивации и внедрении инноваций) - предполагает выделение следующих типов:
1) ориентация на собственный персонал - закрытая кадровая политика (для нового сотрудника необходимо пройти все иерархические уровни служебного роста - заслужить доверие);
2) ориентация на внешний персонал - открытая кадровая политика (новый сотрудник может прийти в организацию и занять там любую должность в зависимости от своей квалификации и опыта работы).
Выделяются следующие основные этапы построения кадровой политики.
1. Сначала необходимо согласовать следующие позиции, общие принципы кадровой политики, определение приоритетов; организационно-штатная политика - планирование потребности в трудовых ресурсах; информационная политика - создание и поддержка системы движения кадровой информации; финансовая политика - формирование принципов распределения средств, эффективной системы стимулирования труда; политика развития персонала - профориентация и адаптация сотрудников, помощь в индивидуальном планировании карьеры, создание рабочих групп и команд; оценка результатов деятельности - анализ соответствия кадровой политики и стратегии развития организации.
2. Далее выделяются этапы проектирования кадровой политики:
1) нормирование (цель - согласование принципов и целей работы с персоналом с целями организации в целом, со стратегией и конкретным этапом ее развития);
2) программирование (цель - разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных в будущем изменений ситуации);
3) мониторинг персонала (цель - разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации), например: выделение индикаторов состояния кадрового потенциала; оценка эффективности кадровых мероприятий; для постоянного мониторинга - конкретные программы по оценке и аттестации, планированию карьеры, созданию и поддержке эффективного психологического климата организации и т.п.
Особый интерес представляет управление персоналом развивающейся организации. Выделяются следующие основные мероприятия в области кадровой политики в соответствии со стадиями развития такой организации.
Стадия формирования организации - основные задачи по управлению персоналом:
1) подготовка организационного проекта: проектирование организационной структуры; расчет потребности в персонале; анализ кадровой ситуации в регионе; разработка системы стимулирования труда;
2) формирование кадрового состава: анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов; определение сегмента рынка рабочей силы, из которой целесообразно проводить набор;
3) разработка системы и принципов кадровой политики: формирование кадровой политики и плана кадровых мероприятий; формирование самой кадровой службы (организационная структура, набор состава); разработка системы сбора, хранения и использования кадровой информации.
Стадия интенсивного роста организации - основные задачи:
1) обеспечение готовности организации к переструктурированию в зависимости от конъюнктуры: создание новых подразделений (с соответствующим кадровым обеспечением); обеспечение долгосрочных контактов с постоянными клиентами (через дополнительные услуги и сервис); создание имиджа организации (через установление контактов с общественностью, рекламу);
2) привлечение нового персонала;
3) противодействие "размыванию корпоративной культуры" (особенно с приходом новых сотрудников со своими ценностями).
Стадия стабилизации - основные задачи:
1) поддержание достигнутого уровня, а также - стремление оптимизировать и совершенствовать затраты на кадровую политику;
2) преодоление сопротивления изменениям;
3) обеспечение текущих кадровых задач (аттестация, подбор новых сотрудников, участие в профилактике и разрешении трудовых конфликтов и т.п.).
Стадия спада (ситуации кризиса). Основная проблема кризиса организации: с точки зрения экономической и чисто производственной - невозможность вписаться в конъюнктуру рынка (товар не находит спроса); с точки зрения управления персоналом - с одной стороны, имеющаяся организационная культура и уровень квалификации работников и, с другой стороны, требования изменения организационной культуры в соответствии с новыми условиями.
Таким образом, главные усилия менеджера по персоналу направлены на смену типа профессиональной деятельности (детерминированы извне) и на смену типа организационной культуры (детерминированы изнутри организации - более психологичное направление работы).
Условно можно выделить следующие технологии и методы управления персоналом в организации.
1. Методы формирования кадрового состава организации.
Планирование структуры организации, где сама организационная структура - это совокупность взаимосвязанных элементов, отражающая отношение организации к своему персоналу. Планирование структуры предполагает выделение следующих типов этих структур:
1) линейная - звенья связаны друг с другом последовательно;
2) кольцевая - звенья связаны последовательно, но "выход" последнего звена одновременно является "входом" первого (например, медкомиссия - с "бегунком" по всем кабинетам и опять к главному врачу);
3) "колесо" - близко к кольцевой, но в центре - звено, связанное со всеми остальными;
4) звездная - нет линейных связей и все элементы структуры замыкаются только на "центр" (например, в законспирированных организациях);
5) многосвязная - каждое звено связано со всеми остальными многочисленными нитями;
6) сотовая - каждое звено связано лишь с несколькими другими (с тремя-четырьмя) и имеет один внешний "выход" (или "вход") либо связана с двумя звеньями и имеет два "входа" ("выхода");
7) иерархическая - с четкой иерархией (ступенями) управления;
8) смешанная - в различных подсистемах возможны перечисленные выше виды структур.
Выделяют следующие этапы проектирования организации:
1) определение целей и результатов деятельности;
2) определяются связи с внешней средой;
3) разделяются процессы (по стадиям, по иерархическим уровням);
4) группируются функции и выделяются основания для объединения отдельных этапов работ в более обобщенные цепочки - в соответствии со всем этим формируется и структура (конкретные подразделения и рабочие группы) организации.
Оценка потребности в персонале предполагает следующие основные действия:
1) общая потребность в кадрах определяется в соответствии с базовой и дополнительной потребностью в кадрах;
2) базовая потребность определяется из объема работ и выработки на одного работника;
3) дополнительная потребность - это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода;
4) при долговременном планировании кадров охватывается перспектива на период более трех лет.
Основные стадии оценки кандидатов при приеме на работу.
1) предварительная отборочная беседа;
2) заполнение бланка заявления;
3) беседа по найму (интервью);
4) тестирование (в соответствии с ранее выделенными профессионально важными качествами, полученными на основе профессиографирования конкретных трудовых постов);
5) проверка рекомендаций и послужного списка претендента.
Особую заботу руководства и менеджеров по персоналу представляет организация конкурсного набора персонала на работу. Цели конкурса: поднятие престижа должности; привлечение большего числа кандидатов; повышение объективности решения о приеме на работу; демократизация отбора и т.п. Необходимые элементы конкурсного отбора: наличие претендентов; конкурсная комиссия; механизмы оценки достоинств конкурентов и принятия решения ио итогам конкурса; механизм информирования участников конкурсной процедуры о ходе и результатах конкурса. Основные подходы к конкурсу:
- выборы - наиболее простой и традиционный способ (претендент не подвергается специальным испытаниям, все решается мнением большинства членов комиссии на основании изучения его документов и оценки опыта предшествующий работы);
- подбор - с использованием собеседования и психологического тестирования (а не только на основе изучения документов претендента);
- отбор - на основе тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого претендента и прогнозирования его профессиональной деятельности.
Важным элементом работы менеджера по персоналу является участие в организации адаптации персонала, где выделяются следующие основные этапы:
1) оценка уровня подготовленности новичка;
2) ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и правами;
3) действенная адаптация - помощь в освоении своего нового статуса;
4) функционирование - постепенное преодоление производственных и межличностных проблем и переход к стабильной работе (нередко это происходит через год-полтора после начала работы).
2. Методы поддержания работоспособности персонала.
Повышение производительности и нормирование труда. Производительность труда определяется на основе: трудозатрат (среднее число отработанных человеко-часов); среднечасовой выработки (в зависимости от образования, особенностей технологии, эффективности размещения трудовых ресурсов и др.). Нормирование труда предполагает использование следующих основных методов: хронометраж рабочего времени (среднее время на производство единицы продукции); оценка "стоимости труда" (уровень квалификации, создание условий труда, интенсивность и ответственность работы) - для производства единицы продукции; определение "плавающего тарифа" - с учетом того, что расценки на продукцию могут меняться (с использованием коэффициентов увеличения или уменьшения заработной платы).
Оценка труда работников. Кадровые задачи, решаемые в ходе оценки труда: оценка потенциала работника для его профессионального роста; снижение затрат на обучение; действия, направленные на поддержание у сотрудников чувства справедливости, и др. Основные подходы к оценке труда: оценка результатов деятельности; оценка поведения работника; рейтинги успешности (на основе наблюдений за работником); процедуры ранжирования (для определения различия между рядом лиц по конкретному показателю).
Заметим, что реально оценка труда многих работников связана с проблемой справедливости оценки труда. К сожалению, во многих случаях эта проблема не решена.
Важнейшим событием в жизни любой организации является аттестация персонала. Главное назначение аттестации - это не только контроль исполнения, но и выявление резервов повышения уровня отдачи работника. Основные задачи аттестации:
1) контроль результатов труда и способностей сотрудника (контрольная функция);
2) инициирование коммуникации между руководителем и подчиненным (коммуникативная функция);
3) принятие решения об изменениях в карьере работника и оплате его труда (функция отбора);
4) стимулирование работника к профессиональному росту (стимулирующая, развивающая функция).
Э. Ф. Зеер выделяет следующие основные этапы аттестации.
1. Подготовка аттестации (осуществляется кадровой службой): разработка принципов и методики проведения аттестации; издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, план проведения аттестации и др.); подготовка специальной программы по проведению аттестации (если она проводится в первый раз).
2. Проведение аттестации: аттестуемые и руководители самостоятельно готовят отчеты (по специально разработанной схеме); аттестуемые, руководители и коллеги заполняют оценочные листы (при определении рейтингов успешности и ранжирования конкретных способностей аттестуемых); анализируются результаты; проводятся заседания аттестационных комиссий.
3. Подведение итогов аттестации: анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации; подготовка рекомендаций по работе с персоналом; утверждение результатов аттестации.
Общий анализ результатов аттестации предполагает следующие действия: 1) оценка труда: выявление работников, не удовлетворяющих стандартам труда; выявление работников, удовлетворяющих стандартам труда; выявление работников, существенно превышающих стандарты труда; 2) оценка персонала: диагностика уровня развития профессионально важных качеств - ПВК; сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по условиям и специфике конкретных должностей); выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами; оценка перспектив эффективной деятельности; оценка профессионального и служебного роста; оценка возможных ротаций (перестановок кадров);
3) сведение (обобщение) и обработка данных: составляются сравнительные таблицы эффективности работников; выделяются группы риска (неэффективно работающие сотрудники или имеющие недостаточный уровень развития ПВК); выделяются группы роста (работники, ориентированные на успех и способные к профессиональному развитию); готовятся рекомендации по использованию данных аттестации; 4) проведение собеседования по результатам аттестации: уточняются некоторые данные; собирается дополнительная информация о сотрудниках; 5) организация хранения данных: разработка особых форм ввода, хранения и оперативного извлечения информации (по персоналиям, отделам, уровням иерархии, направлениям деятельности подразделений).
Следующим важным направлением работы является формирование кадрового резерва организации. Выделяются следующие основные типы резерва (по разным основаниям):
1) по виду деятельности: резерв развития - специалисты, готовые работать по новым направлениям (возможен выбор карьеры: профессиональной или руководящей); резерв функционирования - сотрудники, ориентированные именно на руководящую карьеру;
2) по времени назначения: группа А - кандидаты, которые могут быть предложены в настоящее время; группа Б - перспективные кандидаты (на ближайшие год-три).
Основные этапы работы с резервом:
1) анализ потребности в резерве;
2) формирование и составление списка резерва;
3) подготовка кандидатов: собственно профессиональная (но общим и индивидуальным программам) и социально-психологическая.
Планирование карьеры сотрудников. Выделяются следующие типы карьеры:
1) профессиональная карьера предполагает рост знаний, умений, навыков и реализуется в следующих вариантах: а) специализация; б) транспрофессионализация (через освоение смежных или новых специальностей);
2) внутриорганизационная карьера связана с траекторией движения человека в данной организации - варианты:
а) вертикальная карьера - должностной рост; б) горизонтальная карьера - продвижение внутри организации, например работа в разных подразделениях одного уровня (повышение своего мастерства в рамках данной должности или данного должностного уровня); в) центростремительная карьера - продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решения (не обязательно с должностным ростом, например, секретари-референты или персональные водители начальников).
При этом задачей менеджера и руководителя является воодушевление сотрудника на успешную карьеру. Это легче сделать, если помимо общих разговоров помочь составить сотруднику план карьеры (в виде определенного документа), который не только обязывает сотрудника делать что-то в плане своего профессионального роста, но и руководителя относиться к такому сотруднику с большим вниманием.
Другим важным направлением работы менеджера по персоналу является участие в организации обучения персонала. Необходимость непрерывного образования определяется следующими обстоятельствами: постоянное обновление производства - поэтому необходима постоянная переподготовка в соответствии с новой техникой и условиями труда; в мире конкурентного производства велика вероятность неожиданных ситуаций, следовательно - необходима разносторонняя подготовка к меняющимся условиям как условие ответа на любой "вызов" ситуации; темп обновлений очень высок, а значит - есть необходимость поспевать за изменениями; для фирмы выгоднее опираться на своих (разносторонних и постоянно переобучающихся) специалистов, чем на новых работников, которым еще предстоит освоиться в данной компании.
Примечательно, что в американских фирмах ценность сотрудника определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.
При обучении (переобучении) уже сложившегося профессионала существуют два основных направления: 1) внутренняя интеграция; 2) внешняя адаптация.
3. Важнейшим направлением оптимизации кадрового состава предприятия является командообразование.
Команда в организации (по С. Танненбауму) - это небольшое количество работников (чаще всего пять-семь, реже 15-20), которые: разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности; имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты; способны изменять функционально-ролевую соотнесенность (исполнять любые внутригрупповые роли); имеют взаимоопределяющую принадлежность свою и своих партнеров к данной общности (группе).
Само обращение к проблеме командообразования - это вынужденное признание того факта, что во многих организациях реальную работу выполняют не так называемые коллективы, а лишь небольшая группа высококвалифицированных и главное - ориентированных на творческую работу людей. Ведь, как известно, в любом коллективе часто настоящие работники (которых не так уж и много) "тянут" основную работу, тогда как другие обычно выполняют чисто "декоративные" функции, например, развлекают сотрудников байками и анекдотами, организуют чаепития или просто "украшают" собой интерьеры помещений.
Поэтому усилия руководителей и менеджеров по персоналу все больше переориентируются на создание таких команд и обеспечение наиболее благоприятных условий для их работы. Но при этом возникает проблема: другие сотрудники, естественно, не хотят чувствовать себя лишь "декоративными" придатками этих команд. Заметим, что и здесь в основе данной проблемы лежит уязвленное чувство собственного достоинства нерадивых работников. Эта проблема порождает множество других проблем, например проблему справедливости при оплате труда и т.п.