Язык науки: методологические проблемы его изучения
Методологический анализ языка опирается на фундаментальное положение о единстве мышления и языка. Будучи функцией мозга и являясь обобщением, отвлеченным и опосредованным отражением действительности, мышление не может существовать без языка, оно нуждается в языке как в средстве общения.
Принято различать две важнейшие функции, которые язык выполняет в обществе, в практической деятельности и в познании:
а) коммуникативную, необходимую для обмена информацией;
б) мыслеоформляюиую, необходимую для формирования знаний, объективной фиксации актов и результатов мышления. В этой функции язык выступает как средство организации знаний и хранения информации.
Язык и мышление изучается рядом научных дисциплин:
• лингвистика, включающая морфологию, синтаксис, лексикологию, фонетику, стилистику, специально и наиболее всесторонне занята языком;
• психология фокусируется на самом процессе речевого общения индивидов как форме психической деятельности;
• гносеология рассматривает язык в тесном единстве с мышлением — как форму его материального воплощения, средство фиксации знаний вообще;
• логика акцентирует внимание на языке как средстве изоморфного выражения разнообразных логических отношений;
• культурология придает проблематике языка культуры междисциплинарный характер, опираясь на данные семиотики и герменевтики.
Однако в методологии науки рассмотрение языка имеет специфический характер и направлено на выявление языка как средства выражения, фиксации, переработки, передачи и хранения научных знаний, научной информации.
Важность такого подхода определяется следующими обстоятельствами.
1. Общественным характером науки: она может существовать и развиваться лишь благодаря совместной, коллективной деятельности людей, которая требует трансляции знаний, обмена научными идеями и мыслями, выраженными на определенном языке.
2. Слова и другие знаки — это материальные предметы. В тех случаях, когда удается однозначно сопоставить с ними определенные понятия (например, числа в математике), это значительно облегчает теоретическую деятельность ученого, потому что практические операции с материальными объектами в ряде случаев легче, быстрее и эффективнее, чем мысленные операции (вспомним обыкновенные счеты). Кроме того, подобные операции можно поручить машинам, облегчив некоторые виды умственного труда.
3. Воплощаясь в слова и другие знаковые системы, наши мысли становятся более четкими, определенными и точными. Разумеется, словесное, языковое выражение идей не гарантирует само по себе ни их точности, ни тем более истинности. Каждому известны случаи, когда слова становятся воплощением ложных идей, иллюзий, средством обмана и фальсификаций. Иначе говоря, в языке таятся и опасности, что требует внимательного и глубокого его изучения и понимания.
Мнение эксперта
Сергей Викторович Мейен (1935—1987), российский геолог, палеоботаник, философ, писал: "...Я не уверен, что наука мыслит только понятиями, поскольку едва ли интуитивные невысказанные представления (может быть, самые ценные в науке) можно отнести к числу понятий. Однако, пока "поток сознания" не входит в число основных методов общения ученых, мы вынуждены рано или поздно обращаться к понятиям. Обращаясь в понятие, "тотальные и уникальные" объекты теряют и тотальность и уникальность. Войдя в понятие, они образуют все вместе таксон и вырождаются в архетип. Проекция объекта на архетип и есть редукция (обычно называемая идеализацией). Мы редуцируем объекты до их архетипов. Работать с самим объектом без его идеализации равносильно работе с архетипом бесконечной сложности. Поэтому редукция неизбежна... Удачная редукция означает выделение такого архетипа ("естественного"), который позволяет по введенным в архетип меронам [1] дедуктивно вывести прочие мероны и в идеале прийти к тотальному и уникальному объекту"[2].
Понимание всякого языка как знаковой системы укрепилось в рамках семиотики (от греч. — знак), исследующей язык в трех основных направлениях:
1) семантики, изучающей отношение знаков к тому содержанию, которое они выражают или обозначают;
2) синтактики, занимающейся изучением отношений знаков между собой;
3) прагматики, исследующей отношения между знаками и людьми, которые их употребляют.