Из истории контроля

В нашей стране первые сведения о контроле как особом виде управленческой деятельности относятся к 50-м гг. XVI в., когда по указу царя был создан Приказ тайных дел. Управлял Приказом сам царь Алексей Михайлович. Приказу были даны широкие полномочия, в том числе наблюдение за выполнением боярами должностных обязанностей, проверка деятельности "служивых людей", воевод и др. В 1657 г. был образован Счетный приказ для контроля финансовой деятельности. Интересную меру по контролю за расходованием казенных денег предпринял Петр Первый, поручивший местным органам власти контролировать обоснованность калькуляций (затрат) на изготовление пушек.

Впоследствии применялись самые различные методы контроля - преимущественно административные, прямые и косвенные, экономические и моральные, коллективные и индивидуальные и т.п.

В менеджменте основным объектом контроля является деятельность предприятий, организаций, органов власти и управления, общественных союзов и ассоциаций и т.п., а его предметом - процессы и конечные результаты, т.е. их качественные, количественные, пространственные и временные характеристики, содержащиеся в соответствующих программах и планах, а также стандартах, нормах и правилах.

Виды контроля разнообразны и многочисленны, структурировать их возможно по различным основаниям: по целям и задачам, сферам деятельности, объектам и субъектам, временным горизонтам, методам проведения и т.п.

Контроль, в частности, различается тем, что в одних случаях он сфокусирован на итогах текущей деятельности и проводится непрерывно (движение финансовых потоков, снабжение продовольствием и т.п.), в других - на результатах, которые могут быть получены в конце какого-либо периода, поэтому их наблюдение и оценку можно осуществлять преимущественно дискретно, т.е. не постоянно, а с перерывами.

В экономике страны, в ее регионах и отдельных организациях основными предметами контроля являются потоки, оборот и кругооборот вещества, энергии и информации, интенсивность их применения, результативность институциональных преобразований, эффективность систем и методов менеджмента и многие другие. Этот контроль основан на экономических и организационных критериях, отраженных в статистических показателях. В связи с этим появляется возможность оперативно осуществлять коррекцию в случаях, если будет обнаружено, что текущие процессы, например производительность труда, реальные прямые и сопряженные затраты, доходы и т.п., не соответствуют величине запланированных показателей.

Контроль на основе использования традиционных показателей включает также оценки прошлой деятельности сотрудников, степень удовлетворенности потребителей произведенными в организации товарами или услугами, соблюдения стандартов и т.п. Это позволяет наметить отправные точки для планирования будущих действий.

В социальной сфере контролю подвергаются: уровень и качество жизни, демографические процессы в целом по стране, в субъектах Российской Федерации, в городах и территориальных агломерациях, динамика индекса человеческого развития и его составляющих, воспроизводство интеллектуального капитала, ситуация и векторы развития в здравоохранении, образовании, культуре и др.

Контроль эффективного использования ресурсов питьевой воды

В мировом общественном сознании культивируется представление о неодолимости движения от мировой политики к мировому управлению, прежде всего в области сохранения природной среды и использования особо дефицитных ресурсов планетарного значения.

Одним из политически наиболее острых аспектов этих проблем является вопрос о питьевой воде. В элитных кругах мирового сообщества именно в связи с ее нехваткой было впервые заявлено, что неэффективное управление суверенным государством этим ресурсом не должно приводить к угрозе для других стран. Более того, эти ресурсы должны быть переданы из-под неэффективного государственного суверенитета под некий международный протекторат, фактически - под реальное глобальное управление мира. Подобного рода дискуссии ведутся также в контексте с неэффективным управлением озером Байкал - важнейшим резервуаром пресной воды на планете.

Однако и в самой России по-настоящему чистая питьевая вода доступна далеко не всем. Основными причинами являются: изношенные коммунальные сети, загрязнение водоемов предприятиями, построенными еще в советские времена, и многое другое.

Все это негативно сказывается на здоровье людей. По оценкам экспертов, с плохим состоянием окружающей среды связано 20% всех заболеваний. И только за счет повышения качества потребляемой воды средняя продолжительность жизни россиян может увеличиться на 5-7 лет в течение десятилетия.

Примером решения такого рода задач, имеющих общественно-политическое значение, является комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, которая должна быть реализована в Ростовской области при поддержке Инвестиционного фонда. Общий объем инвестиций в проект составит, как ожидается, 19,5 млрд руб., что позволит улучшить качество жизни 1,5 млн человек.

Наиболее общие принципы контроля:

o объективность, т.е. использование достоверных фактов и обстоятельств, реально влияющих на конечные результаты контролируемой деятельности;

o соответствие форм и методов контроля целям и задачам организации, характеру решаемых задач и ожидаемым результатам;

o своевременность, состоящая в том, что контрольные действия должны быть осуществлены до того, как потенциальные отклонения и нарушения вызовут дополнительные потери или кризис;

o действенность, означающая, что в результате контрольных мер должны быть улучшены конечные показатели;

o легитимность контроля, т.е. соответствие проводимых мероприятий нормам законодательства, функциям органов власти и управления, а также специфике систем менеджмента;

o сочетание властных полномочий и ответственности структур и отдельных специалистов, осуществляющих контроль, за применяемые методы, а также за качество сделанных ими выводов и предложений;

o минимальная достаточность, означающая, что превышение норм контроля, его периодичности, масштабов приводит к нерациональному расходованию используемых сил и средств.