Изъятие бухгалтерских документов
Бухгалтерские и иные виды документов приобретают особый статус в различных видах судопроизводства (уголовного, гражданского, арбитражного, административного). Это обусловлено следующими обстоятельствами:
– все виды документов (сводные, учетные регистры, документы оперативного и неофициального учетов) являются объектами исследования не только судебно-бухгалтерской экспертизы, но и других видов экспертиз. Например, при проведении финансово-экономических экспертиз широко используются первичные документы, планы счетов, а также бухгалтерская отчетность с формами-приложениями;
– бухгалтерские документы могут способствовать установлению истины по уголовному либо гражданскому делу, хозяйственному спору и иметь существенное значение в качестве источников доказательств (ч. 3 ст. 81, ст. 84 УПК РФ, гл. 6 ГПК РФ, гл. 6 АПК РФ).
В связи с этим существенное значение приобретает получение учетно-экономических документов для последующего назначения судебно-бухгалтерской экспертизы.
Бухгалтерские и иные документы, необходимые для производства судебно-бухгалтерской экспертизы, могут быть получены контролирующими и правоохранительными органами различными способами.
1. Истребование документов. Получение необходимых документов осуществляется путем направления запроса контролирующим или правоохранительным органом.
Запрос представляет собой официальный письменный документ, направляемый другому органу, который может располагать учетно-экономическими и иными документами, необходимыми для проведения экспертизы. Он составляется по правилам делопроизводства на бланках компетентного органа и заверяется и подписью руководителя и печатью. В экстренных случаях запрос может передаваться с использованием технических средств и закрытых каналов связи (факсимильной, телексной, электронной почты и др.). ОГЛАВЛЕНИЕ запроса касается предоставлению для проверки конкретных учетно-экономических и иных документов.
Правом истребования документов наделены следующие органы: Конституционный Суд РФ (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"); Высший Арбитражный Суд РФ (ч. 4 ст. 66 АПК РФ); суд общей юрисдикции (ст. 57 ГПК РФ); прокуратура (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"); органы ФНС РФ (ч. 1 ст. 93 НК РФ); таможенные органы (ч. 3 ст. 111 ТК ТС, ч. 1 ст. 167 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-Φ3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации"); органы ФАС (ст. 25.4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Φ3 "О защите конкуренции"); Следственный комитет РФ (ч. 2 ст. 7 Закона об СК РФ); органы предварительного расследования (ч. 1 ст. 144 УПК РФ) и др.
Должностные лица и граждане, не имеющие возможности представить истребуемые документы в суд, обязаны в течение пяти дней известить об этом инициатора запроса с указанием уважительных причин.
Налоговые органы при получении документов, имеющих признаки экономических преступлений, направляют их в течение 10 рабочих дней в органы внутренних дел в соответствии с требованиями межведомственных подзаконных нормативных актов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела[1].
2. Изъятие документов на допроцессуалъной стадии является наиболее распространенным способом получения бухгалтерских и иных учетных документов.
Изъятие бухгалтерских документов представляет собой основанные на законах и подзаконных нормативных актах действия правоохранительных и контролирующих органов по принудительному лишению граждан, организаций, предприятий и учреждений независимо от формы собственности возможности пользоваться и распоряжаться бухгалтерскими документами.
Федеральные законодательные и подзаконные акты наделяют правом изъятия бухгалтерских документов правоохранительные и контролирующие органы: Счетную палату РФ (ст. 26 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"), Федеральное казначейство; таможенные органы (ч. 5 ст. 183 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"); органы предварительного расследования (ч. 1 ст. 144, ч. 2 ст. 176 УПК РФ); подразделения полиции (п. 37 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции); оперативно-розыскные органы (п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД); налоговые органы (ч. 1 ст. 94 НК РФ); контролирующие, надзорные и правоохранительные органы при осуществлении административных полномочий (п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ) и др.
Процесс изъятия первичных бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности включает в себя несколько этапов.
1) Подготовительный этап, на котором определяется перечень документов, подлежащих изъятию, конкретные места их нахождения и хранения. На данном этапе существенное значение имеет наиболее точное определение перечня документов, который во многом зависит от их отношения к расследуемому (рассматриваемому) делу, и хозяйственных операций, содержащих искажения бухгалтерского учета. Например, при наличии признаков злоупотреблений в процессе осуществления операций с материально-производственными запасами изъятию подлежат: кассовая книга; кассовые отчеты; акты инвентаризации материалов; накладные на внутреннее перемещение товаров; приходные ордера; карточки складского учета; лимитно-заборные карты; оборотные ведомости по учету материалов; журнал- ордер по счету № 10 "Материалы".
2) Основной (рабочий) этап включает:
а) оформление документа, являющегося основанием для изъятия (протокол, постановление, акт), и предъявление его руководителю экономического субъекта;
б) предварительный осмотр необходимых документов и снятие с них копий в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 9 Закона № 402;
в) оформление протокола (акта), подтверждающего изъятие документов. Изъятие оформляется документом по форме, установленной ведомственными нормативными актами. Документы об изъятии, составляемые правоохранительными органами на допроцессуальной стадии, должны максимально соответствовать требованиям, которые уголовно-процессуальное законодательство предъявляет к оформлению протокола выемки.
3) Заключительный этап предусматривает упаковку, опечатывание, доставку, а также хранение изъятых документов, исключающие их утрату, повреждение и возможность ознакомления с ними посторонних лиц.
В случае пропажи или повреждения бухгалтерских документов приказом должностного лица организации, изъявшей документы, назначается комиссия для расследования причин данного события.
В случае изъятия первичных, в том числе электронных, документов копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в документы бухгалтерского учета (ч. 8 ст. 9 Закона № 402). С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, должностные лица экономического субъекта имеют право также дооформить документы, прошить их, пронумеровать, опечатать, сделать опись и т.д.
Выемка (изъятие) бухгалтерских документов сотрудниками налоговой инспекции осуществляется на основании постановления должностного лица налогового органа, утвержденного руководителем налогового органа или его заместителем. В ходе процедуры изъятия составляется протокол изъятия.
В протоколе изъятия обязательно указываются следующие сведения: наименование протокола; место и дата производства конкретного действия; время начала и окончания действия; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствующего при его проведении, их адреса; ОГЛАВЛЕНИЕ действия, последовательность его проведения, выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства. Не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к налоговой проверке.
Несоблюдение должностными лицами налоговой инспекции порядка изъятия (выемки) документов или оформления протокола может служить поводом к обжалованию их незаконных действий в суде[2].
Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа при проверке сообщения о преступлении вправе изымать документы в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-разыскных[3] мероприятий должностное лицо, осуществляющее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ. При изъятии документов в процессе проведения оперативноразыскных мероприятий с них изготавливаются копии, которые заверяются лицом, изъявшим документы, о чем делается запись в протоколе. В случае если изготовить и передать копии одновременно с изъятием документов невозможно, должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
Соблюдение законодательных требований при изъятии бухгалтерских документов имеет существенное значение. По данным МВД России при осуществлении данной процедуры в 29% случаев допускаются различные нарушения. Например, судебная практика свидетельствует, что нарушение существующих правил изъятия бухгалтерских документов оперативно-разыскными органами влекут негативные правовые полследствия[4].
Изъятие документов на основании уголовно-процессуального законодательства до возбуждения уголовного дела возможно только в случаях, не терпящих отлагательства при осмотре места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).
3. Изъятие документов в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Изъятие осуществляется в соответствии с требованиями УПК РФ (ст. 176,177 – осмотр; ст. 182 – обыск, ст. 183 – выемка, ст. 184 – личный обыск).
Для изъятия документов следователь выносит постановление (ч. 2 ст. 182 УПК РФ) о производстве выемки или обыска, предъявляемое главному бухгалтеру или иному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, для ознакомления и росписи. Результаты производства обыска и выемки документов оформляются протоколом (ч. 12 ст. 182 УПК РФ), в котором указывается: место нахождения документов, обстоятельства обнаружения, перечень видов документов, период их составления, количества страниц, индивидуальные признаки и др. Изъятые документы предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при производстве следственного действия.
В соответствии с законодательством учетные документы могут составляются как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа (ч. 5 ст. 9 Закона № 402), составленного на электронных носителях информации (компьютерных блоках, серверах, ноутбуках, картах памяти), содержащих сведения о деятельности экономических субъектов. Выемка (изъятие) электронных носителей информации производится с участием специалиста. По ходатайству законного владельца изымаемых носителей или обладателя содержащейся на них информации специалистом, участвующим в выемке, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей информации осуществляется копирование информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем.
При производстве выемки не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении их копирования и передаче информации в протоколе делается запись.
Изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами предметы, включая электронные носители информации, и документы подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты. Возвращение их законному владельцу после осмотра и производства других следственный действий осуществляется, если это возможно, без ущерба для доказывания[5].
Полученные на различных этапах бухгалтерские и иные документы могут впоследствии использоваться не только для проверочных действий, ревизий, но и назначения судебно-бухгалтерской экспертизы.