Изучение затрат на рабочую силу
Международные стандарты оценки затрат на рабочую силу определены в Резолюции по статистике стоимости труда, принятой 11 Международной конференцией статистиков труда в октябре 1966 г.
Есть два подхода к определению расходов на рабочую силу: на народнохозяйственном уровне и на уровне отрасли (или предприятия). При использовании первого подхода необходим учет затрат не только предпринимателя, но и государства. В любой стране государство в той или иной мере участвует в финансировании издержек на рабочую силу (например, социальное обеспечение). Однако сбор такой информации на уровне отрасли (предприятия) или региона затруднителен, поэтому на 11 Международной конференции выбор был сделан в пользу сбора данных на основе второго подхода. Он предполагает учет издержек с точки зрения работодателя. Но наряду с этим было отмечено, что для международных сопоставлений данные о расходах работодателей следует дополнять данными о соответствующем финансировании государства.
В Резолюции Международной конференции дается следующее определение расходов на рабочую силу: "расходы на рабочую силу представляют собой издержки, которые несет работодатель в связи с наймом и ОГЛАВЛЕНИЕм рабочей силы. Статистическое понятие расходов на рабочую силу включает вознаграждение за выполненную работу, выплаты за неотработанное время, премии и подарки, стоимость продуктов, напитков и других выплат натурой, расходы работодателя, связанные с предоставлением жилья сотрудникам, взносы работодателя на социальное обеспечение, его расходы на профподготовку, социальные нужды и по другим статьям, например, перевозка работников, расходы по найму, а также налоги, относимые к расходам на рабочую силу".
В соответствии с международной классификацией затраты на рабочую силу делятся на 10 групп:
1) прямая заработная плата: основная заработная плата повременщиков и выплаченные им стимулирующие доплаты, заработки сдельщиков, доплата за сверхурочную работу, а также работы в ночное время и выходные дни;
2) оплата за неотработанное время: оплата выходных и отпусков, праздничных дней, выплаты при рождении или смерти членов семьи, оплата выходных пособий и другие аналогичные выплаты;
3) премиальные и денежные вознаграждения: премии в конце года и сезонные премии; выплаты по участию в прибыли, дополнительные выплаты к отпуску сверх обычной оплаты отпуска и другие премии и денежные вознаграждения;
4) оплата еды, питья, топлива и другие выплаты в натуральной форме;
5) стоимость жилья для рабочих, предоставляемого работодателями: оплата стоимости жилья как являющегося, так и не являющегося собственностью предприятия;
6) затраты работодателей на социальное обеспечение: установленные законом выплаты по старости, инвалидности, потери кормильца, болезни, выплаты матерям, за производственные травмы, по безработице, пособия многодетным семьям, выплаты по частным программам социального обеспечения, прямые выплаты служащим, связанные с их отсутствием на работе из-за болезни, материнства или вследствие производственного травматизма, с целью компенсации потерь в заработке, стоимость ухода за больными и медицинское обслуживания;
7) стоимость профессионального обучения (включая также плату за обучение и другие выплаты за услуги инструкторов со стороны, учебных учреждений, за учебный материал, возмещение работникам платы за обучение и т.д.);
8) стоимость культурно-бытового обслуживания: стоимость образовательных, культурных, восстановительных и связанными с этим средств обслуживания и услуг;
9) прочие расходы на рабочую силу;
10) налоги, рассматриваемые как стоимость труда.
В соответствии с международными стандартами первичные данные о затратах на рабочую силу целесообразно получать на основе выборочных обследований не реже чем раз в пять лет. Рекомендуется использование следующих статистических показателей для анализа затрат на рабочую силу:
• издержки на рабочую силу в расчете на единицу продукции;
• издержки на рабочую силу в расчете на единицу трудовых затрат;
• средние затраты на рабочую силу в расчете на единицу отработанного времени;
• затраты на рабочую силу в расчете на одного работника.
Начиная с 1996 г. в России обследования организаций о составе затрат на рабочую силу проводятся Росстатом каждые два года. Используемая классификация затрат на рабочую силу по данным за 2002 г. состояла из следующих разделов:
• оплата за отработанное время;
• оплата за неотработанное время;
• единовременные поощрительные выплаты;
• оплата стоимости питания и проживания;
• расходы по обеспечению работников жильем;
• расходы организаций на социальную защиту работников, в том числе обязательные отчисления и выплаты и добровольные расходы;
• расходы на профессиональное обучение;
• расходы на культурно-бытовое обслуживание;
• налоги и сборы, связанные с использованием рабочей силы;
• прочие расходы.
Объектами наблюдения были юридические лица и их обособленные подразделения, относящиеся к крупным, средним и малым организациям и удовлетворявшие следующим критериям:
• основной вид деятельности должен относиться к одной из наблюдаемых отраслей экономики;
• среднесписочная численность работников за год должна превышать 10 человек;
• среднемесячная заработная плата за год должна быть выше минимальной заработной платы.
Состав и структура затрат на рабочую силу в России в 2007 г. приведены в табл. 6.7.
Структура затрат на рабочую силу по видам экономической деятельности
Таблица 6.7
Показатели |
Добыча полезных ископаемых |
Обрабатывающие производства |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
Строительство |
Оптовая и розничная торговля |
Гостиницы и рестораны |
Транспорт и связь |
Финансовая деятельность |
Операции с недвижимым имуществом |
Среднемесячные затраты на рабочую силу, руб. |
38751,6 |
17 670,7 |
20 521,9 |
20 657,3 |
15435,3 |
13 745,5 |
22 132,5 |
40881.6 |
21 775,7 |
В том числе, %•. |
|||||||||
заработная плата |
74,8 |
76,7 |
77,2 |
78,1 |
81,0 |
80,9 |
76,0 |
82,2 |
79,3 |
из нее: |
|||||||||
оплата за отработанное время |
57,8 |
65,7 |
63,1 |
68,4 |
70.2 |
71,2 |
63,4 |
66,1 |
69.2 |
оплата за неотработанное время |
8,7 |
6.6 |
7.0 |
5,8 |
5,4 |
5,8 |
7,3 |
5,2 |
5,9 |
единовременные поощрительные выплаты |
7,9 |
4.0 |
6.9 |
3,4 |
4,3 |
3,3 |
4.9 |
10,7 |
4,0 |
оплата питания и проживания |
0,4 |
0,5 |
0.3 |
0,4 |
1,2 |
0,5 |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
Расходы по обеспечению работников жильем, % |
1,8 |
0,2 |
0.1 |
0,1 |
0,0 |
0,3 |
0,4 |
0,0 |
0,1 |
Расходы на социальную защиту, % |
|||||||||
В том числе |
|||||||||
обязательные отчисления и выплаты |
14,6 |
17.9 |
16,9 |
17,4 |
14,8 |
15,7 |
16.6 |
14,2 |
15,1 |
добровольные расходы |
3,8 |
1.8 |
2,8 |
1,0 |
1,5 |
1,2 |
3,5 |
1,2 |
1,5 |
Расходы на профессиональное обучение |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
0,2 |
0.2 |
0,1 |
0.6 |
0,2 |
0,2 |
Расходы на культурно-бытовое обслуживание, % |
1,5 |
0,8 |
0,5 |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
0,4 |
0.3 |
0,3 |
Прочие расходы, % |
3,0 |
2,2 |
1,9 |
3,0 |
2,1 |
1.7 |
2,4 |
1,9 |
3,4 |
Налоги и сборы, % |
0,1 |
0,1 |
0.1 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
В среднем по России в 2007 г. затраты на рабочую силу составили 20683,1 руб., однако дифференциация видов экономической деятельности по размеру и составу затрат на рабочую силу достаточно существенна. Наиболее низкие затраты на рабочую силу наблюдались для вида деятельности "Гостиницы и рестораны" – 66,5% среднероссийского уровня. Наиболее высокий уровень затрат на рабочую силу был зафиксирован для вида деятельности "Финансовая деятельность", в которой он превышает среднероссийкий уровень на 97,66%.
Из приведенных в табл. 6.7 данных очевидно, что основную долю в затратах на рабочую силу составляет заработная плата. Расходы на нее, как уже отмечалось, формируются из оплаты за отработанное и неотработанное время, единовременных поощрительных выплат, а также оплаты стоимости питания и проживания. Как свидетельствуют данные обследований за 2005–2007 гг., доля заработной платы в затратах на рабочую силу в целом по экономике возросла с 76,5 до 77,7%. По следующим составляющим отмечается снижение показателей: но расходам на обеспечение работников жильем – с 0,4 до 0,3%, социальную защиту – с 17,2 до 16,4%, культурно-бытовое обслуживание – с 0,7 до 0,6%. Для прочих расходов отмечается рост с 2,4 до 2,5%, доля налогов и сборов осталась без изменения на уровне 0,1%. Кроме того, необходимо отметить, что рассмотрение структуры затрат на рабочую силу позволяет сделать вывод, что дополнительные затраты организаций в пользу работников остаются крайне низкими на протяжении всего рассматриваемого периода.
При изучении расходов на рабочую силу существенное внимание уделяется соответствию периодов, за которые обобщается информация, как о самих расходах, так и о численности работников и отработанном ими времени. В связи с этим информация о численности работников, отработанном, а также неотработанном, но оплаченном времени регистрируется и обобщается в рамках обследований расходов на рабочую силу.
Показатели средних расходов на рабочую силу – среднемесячные затраты на рабочую силу в расчете на одного человека и среднечасовые затраты на рабочую силу – рассчитываются по экономике в целом, отраслям (видам деятельности), субъектам РФ, предприятиям различных форм собственности. Полученная информация используется как для межрегиональных и межотраслевых сопоставлений при разработке социальной политики страны, так и для международных сопоставлений.
* * *
Основные показатели статистики доходов населения
Направления изучения |
Показатели |
Оплата труда |
• Состав и структура фонда заработной платы. • Состав выплат социального характера. • Величина и структура оплаты труда в СНС; доля оплаты труда в ВВП. • Динамика номинальной и реальной заработной платы. • Показатели распределения работников по уровню средней заработной платы. |
• Заработная плата работников и ее отношение к среднероссийскому уровню при группировках: по отраслям, формам собственности предприятий, категориям персонала, должностям и профессиям, регионам. • Доля работников со средней заработной платой ниже среднероссийского уровня |
|
Затраты на рабочую силу |
• Состав и структура затрат на рабочую силу. • Различия в структуре затрат на рабочую силу но отраслям и формам собственности предприятий. • Средняя величина затрат на рабочую силу по регионам и ее отношение к среднероссийскому уровню |