Изучение ценностных ориентации личности и группы
Ценностные ориентации как отдельного человека, так и группы людей всегда были важной психологической характеристикой, позволяющей оценить мотивацию и совместимость, прогнозировать поведение и планировать средства воздействия. Для их изучения были созданы разные подходы. Одной из наиболее известных методик диагностики ценностной ориентации личности является тест М. Рокича, где испытуемому предлагается два комплекта утверждений — терминальные и инструментальные ценности, которые следует упорядочить по значимости. Универсальность методики позволяет проводить исследования ценностных ориентации у людей разного возраста, профессии, социального статуса, но обобщенность стимульного материала не дает возможности анализировать индивидуальные особенности как отдельного человека, так и группы в целом. Для углубленного изучения ценностных ориентации мы предлагаем использовать следующую процедуру.
Каждый член группы составляет список значимых и желаемых для себя объектов или состояний. Минимальное количество ценностей из списка регламентируется исследователем, мы рекомендуем использовать не менее 5 и не более 15 единиц. При необходимости, уточняется ОГЛАВЛЕНИЕ указанной ценности. Этот момент исследования принципиально важен, так как именно уточнение с помощью психолога может помочь выявить индивидуальные особенности ценностной ориентации.
Например, "Здоровье" может пониматься как хорошее самочувствие, отсутствие болезней или функциональность организма, "Семейное благополучие" как глубокие чувства, гармония отношений, наличие детей или верность супруга, "Материальный достаток" как высокая заработная плата, владение объектами или возможность реализовать планы и т.д. Направление и форма (индивидуальная или групповая) такого уточнения определяется задачами, которые стоят перед психологом, и могут использоваться в качестве тренингового упражнения. Полученная таким образом информация индивидуальна, но уже имеет немалую ценность для дальнейшей работы.
Следующим шагом в исследовании является определение частотного распределения ценностных ориентации. Для этого составляется общий перечень ценностей всех членов группы, похожие из них объединяются, а затем итоговый список упорядочивается в порядке уменьшения количества объединенных ценностей. В результате получаются ценностные ориентации группы, с которыми в дальнейшем производится сравнение индивидуальных ценностных ориентации.
Для количественной оценки степени совпадения индивидуальных и групповых ценностных ориентации может использоваться ранговый коэффициент корреляции, когда близость значения к единице свидетельствует о высоком совпадении ценностей, что типично для неформальных лидеров или хорошо сплоченной группы. Низкое совпадение индивидуальных ценностных ориентации конкретного человека с групповыми может указывать на его демонстративное противостояние лидерам или доминирование интересов вне данной группы.
Знание ценностных ориентации актуально для прогноза поведенческих реакций и взаимоотношений, изучения мотивации и других особенностей личности, разработки системы воздействия и психорегуляции. Учет доминирующих индивидуальных и групповых ценностных ориентации позволяет повысить эффективность учебной и производственной деятельности. Творческий подход к методикам изучения ценностных ориентации, в частности, реализация их в игровой форме, существенно расширяет методический арсенал психолога в диагностической и коррекционной работе.
В подготовке спортсмена высокого класса нет мелочей, точнее, каждая мелочь может оказать решающее влияние на итог соревнований. Поэтому лишней информации о психическом состоянии не бывает, но бывают лишние процедуры, когда спортсмена, который на пике "своей формы" особенно чувствителен к различным воздействиям, заставляют выполнять дополнительные задания для получения этой информации. В условиях завершающего этапа подготовки проблема диагностики приобретает новые особенности — она должна проводиться чаще, так как состояние спортсмена в этот период может изменяться особенно динамично, и быть менее заметной, чтобы не увеличивать и без того большую физическую и эмоциональную нагрузку.
Рис. 6.5. Показатели и критерии отбора на разных этапах спортивной карьеры (по М. С. Брилю, 1980)
Кроме оценки подготовленности, важной задачей диагностики в спорте является отбор: к началу занятий спортом, к переходу на следующий уровень мастерства, в сборные команды и т.д. На рис. 6.5 представлена система отбора на различных этапах спортивной карьеры. И хотя схема ориентирована на анализ всех видов подготовленности (физической, технической, психологической, тактической) для спортивного психолога она может служить ориентиром при выборе средств и методов психодиагностики в своей работе.
Рассмотренные выше методы могут успешно использоваться для решения задач отбора на различных этапах.