Лекция 7. Изучение элементов синтаксиса и пунктуации
Синтаксис (от греч. — построение, строй) языка — его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей и правил, регулирующих построение речи. Синтаксис как наука — это раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц'. Синтаксические единицы — это конструкции, в которых элементы объединены синтаксическими связями и отношениями. Синтаксис рассматривается как замыкающий ярус языковой системы, который использует единицы всех уровней системы языка для реализации его коммуникативной и познавательной функций.
Место синтаксиса в курсе русского языка
Синтаксис традиционно изучается в школьном курсе грамматики. Методисты (А. В. Текучев, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов и другие) отмечают необходимость изучения синтаксиса во взаимосвязи с другими разделами науки о языке. На синтаксической основе происходит усвоение норм произношения, процессов словоизменения, формирование речевых и языковых умений, орфографических навыков.
Задачи изучения синтаксиса в школе:
1) обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий;
2) совершенствовать речь учащихся в направлении ее соответствия синтаксическим нормам языка;
3) обогащать синтаксический строй речи учащихся;
4) создать базу для усвоения школьниками правил пунктуации.
В программах синтаксис представлен в первой содержательной линии курса "Русский язык", предполагающей получение учащимися основ лингвистических знаний из области синтаксиса[1]. Основу содержания школьного курса синтаксиса составляет система синтаксических понятий; в начальной школе изучаются словосочетание и предложение.
Значение работы над словосочетанием как единицей языка заключается в следующем:
1) усвоение моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения, оказывает положительное влияние на развитие логического мышления;
2) работа над словосочетанием подготавливает школьников к осознанию синтаксических отношений между словами внутри предложения;
3) работа над словосочетанием позволяет организовать изучение частей речи на синтаксической основе (например, ознакомление младших школьников с категорией падежа имен существительных осуществляется на основе установления связи между словами, входящими в словосочетание);
4) изучение словосочетания способствует формированию орфографического навыка школьников[2].
ОГЛАВЛЕНИЕ изучения словосочетания:
1) формирование представления о словосочетании как единице синтаксиса;
2) формирование умений:
— определять в словосочетании главное и зависимое слова при помощи вопросов;
— выделять словосочетания в предложении;
— устанавливать связи между словами в словосочетании;
— различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Методически правильная организация процесса освоения школьниками данной синтаксической единицы предполагает учет ее характерных признаков. Словосочетание как единица синтаксиса представляет собой непредикативное соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения сложного явления действительности[3]. В составе словосочетания имеется грамматически господствующее слово (главный компонент) и грамматически подчиненное слово (зависимый компонент). Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами (согласования, управления и примыкания).
Отличия словосочетания от предложения:
1) словосочетанию не свойственна функция сообщения, оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения;
2) словосочетание не выражает суждения, ему не свойственна категория модальности (выражение отношения автора предложения к действительности или к высказыванию);
3) словосочетание не имеет интонации;
4) в словосочетании используется только подчинительная связь, тогда как в предложении используется и сочинительная, и подчинительная связь.
Данные признаки словосочетания необходимо учитывать в процессе формирования у учащихся умения различать словосочетание и предложение.
Этапы работы над словосочетанием выделены Г. А. Фомичевой. Первый этап предполагает первичное усвоение синтаксических отношений между словами при изучении раздела "Предложение". Второй этап связан с формированием умений устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов предложения с второстепенными членами предложения. На третьем этапе происходит формирование умения определять часть речи на основе учета лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи. Предусмотрено усвоение норм согласования и управления. На четвертом этапе учащиеся усваивают правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.
Виды упражнений над словосочетанием методисты выделяют на раз-пых основаниях. Т. Г. Рамзаева указывает упражнения, которые направлены на осознание учащимися сущности зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Виды таких упражнений:
1) распространение предложения на основе указания члена предложения, который требуется распространить;
2) восстановление деформированного предложения (начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов выделяются словосочетания);
3) деление сплошного текста на предложения (в каждом предложении выделяются главные члены и словосочетания);
4) анализ предложения и составление его схемы (выделяются грамматическая основа, затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее, затем второстепенные члены, которые поясняют сказуемые, далее второстепенные члены, поясняющие другие второстепенные члены предложения)[4].
Г. А. Фомичева указывает упражнения, предполагающие конструирование различных типов словосочетаний с целью предупреждения возможных ошибок в употреблении падежных форм имен существительных и прилагательных. Виды таких упражнений:
1) составление словосочетаний из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова;
2) составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов;
3) составление словосочетаний по данному зависимому слову (существительному, прилагательному, наречию) путем подбора главного слова;
4) составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки имен существительных в разных падежах;
5) составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога;
6) составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке[5].
Работа над предложением значима в реализации социокультурной цели обучения русскому языку, которая предполагает формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие их устной и письменной, монологической и диалогической речи[6].
Предложение трактуется как "главное средство выражения и сообщения мысли"[7]. В работе над предложением необходим учет его многоаспектности (грамматической организованности, семантической завершенности, интонационного оформления).
Значение работы над предложением состоит, во-первых, в том, что в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка — познавательная, экспрессивная и коммуникативная. Во-вторых, в процессе изучения теоретического материала о предложении как единице синтаксиса происходит обогащение знаний учащихся о языке, что повышает уровень их языковой компетенции. В-третьих, при выполнении упражнений формируется умение осознанно использовать предложения в устной и письменной речи. В-четвертых, на синтаксической основе осуществляется усвоение лексики и морфологии, фонетики и орфографии. Предложение как единица речи дает возможность детям осознать роль в языке имен существительных, прилагательных, глаголов. В-пятых, работа над предложением развивает внимание и интерес учащихся к интонационно-смысловой стороне высказывания, что оказывает положительное влияние на формирование пунктуационных умений школьников. В-шестых, предложение располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых повышает уровень культуры речи школьников, способствует развитию их творческих способностей. В-седьмых, происходит развитие речи учащихся на всех уровнях: произносительном (формируется умение правильно интонировать предложение); лексическом (в составе предложения раскрывается лексическое значение слова; предложение имеет большие возможности для уточнения и активизации словаря); грамматическом (формируется умение употреблять в речи различные синтаксические конструкции); на уровне связной речи (предложение используется в качестве "строительного материала" для создания текста). Наконец, при ознакомлении школьников с особенностями синтаксических понятий при выполнении упражнений, предполагающих анализ различных синтаксических конструкций, развивается логическое мышление учащихся, овладение универсальными учебными действиями.