Изучение деятельности домашних хозяйств в Системе национальных счетов
Для углубленного изучения экономических и социальных условий жизни населения особое внимание необходимо уделять домашним хозяйствам. В СНС рекомендуется различать два типа институциональных единиц: физические лица или группы лиц и юридические лица или общественные организации.
В СНС 1993 г. институциональная единица, как уже отмечалось в гл. 4, определяется как хозяйственная единица, которая может от своего имени владеть активами, принимать на себя обязательства и заниматься хозяйственной деятельностью и операциями с другими единицами. Институциональная единица обладает следующими отличительными признаками:
• владеет товарами и активам и от собственного имени, что дает ей возможность обмениваться правами собственности на эти товары и активы при операциях с другими единицами;
• принимает самостоятельные экономические решения и занимается хозяйственной деятельностью, за которую сама несет ответственность;
• принимает финансовые обязательства от своего имени, а также заключает договоры;
• имеет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, либо у нее есть практическая возможность подготовить полный набор счетов при возникновении необходимости.
В рамках СНС все институциональные единицы-резиденты группируются в пять секторов: сектор нефинансовых корпораций; сектор финансовых корпораций; сектор органов государственного управления; сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; сектор домашних хозяйств. В сектор объединяются институциональные единицы, однородные по выполняемым функциям и источникам финансирования.
Сектор "Домашние хозяйства" включает все домашние хозяйства- резиденты. Домашнее хозяйство в СНС определяется как "отдельное лицо или группа лиц, проживающих совместно, объединяющих (полностью или частично) свои доходы и имущество и совместно потребляющих определенные виды товаров и услуг, к которым относятся главным образом жилье и продукты питания"[1].
Члены домашних хозяйств не являются самостоятельными институциональными единицами, поскольку:
1) активы могут принадлежать совместно нескольким членам домашнего хозяйства;
2) в рамках домашнего хозяйства принимаются совместные обязательства;
3) доходы (или их часть), получаемые членами домашнего хозяйства, объединяются в интересах всех его членов;
4) решения о расходах принимаются всеми членами домашнего хозяйства.
В связи с этим составление сколько-нибудь значимых счетов и балансов активов и пассивов для каждого члена домашнего хозяйства не представляется возможным.
Некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, рассматриваются как его часть, а не как самостоятельная институциональная единица. Лица, постоянно проживающие в каком-либо учреждении (или предполагается, что будут проживать там длительное время), являются членами одного институционального домашнего хозяйства. К этой категории домашних хозяйств относятся:
• члены религиозных орденов и общин, проживающие в монастырях;
• лица, находящиеся на длительном лечении в больницах;
• лица, отбывающие длительные сроки заключения;
• военнослужащие, проживающие в гарнизонах;
• лица, постоянно проживающие в домах престарелых.
Таким образом, домашние хозяйства могут быть объединены в две группы: неинституциональные и институциональные. В СНС 1993 г. приводится подробная классификация неинституциональных домашних хозяйств. В укрупненном виде она представлена на рис. 7.1.
Рис. 7.1. Классификация неинституциональных домашних хозяйств
Каждая группа неинституциональных домашних хозяйств подразделяется по следующим признакам:
Данная классификация даст возможность выделить однородные группы домашних хозяйств, а также оценить их роль как производящего, потребляющего и накапливающего сектора экономики.
Основные обобщающие показатели сектора "Домашние хозяйства" могут быть получены в рамках СНС[2]. Счет производства является первым из счетов, составляемых для институциональных единиц. Для сектора домашних хозяйств счет производства имеет вид, представленный в табл. 7.2.
Счет производства
Таблица 7.2
Использование ресурсов |
Формирование ресурсов |
Промежуточное потребление |
Выпуск |
Валовая добавленная стоимость |
Производство в секторе домашних хозяйств осуществляется на некорпоративных предприятиях, принадлежащих хозяйствам полностью или частично. Деятельность, включаемая в границы производства этого сектора, подразделяется на следующие виды:
• производство сельскохозяйственной продукции и ее последующее хранение, сбор лесных и других плодов дикорастущих культур, лесное хозяйство, рубка леса и заготовка дров, охота и рыболовство;
• производство других видов сырья, например добыча соли, снабжение водой и т.д.;
• переработка сельскохозяйственной продукции, производство зерна, муки, выделка шкур и кож, производство и консервирование мясной и рыбной продукции, производство молочной продукции, нива, вина, спиртных напитков;
• различные виды обработки продукции, например изготовление тканей, пошив одежды, производство гончарных изделий, утвари и товаров длительного пользования и т.д.
В границы производства домашних хозяйств включаются также стоимость услуг оплачиваемой домашней прислуги (домашняя прислуга рассматривается как работник некорпоративного предприятия, которым владеют члены домашнего хозяйства); капитальный ремонт жилищ, выполняемых домовладельцем; жилищные услуги для собственного потребления проживающими в собственных жилищах.
Не включаются в границы производства домашних хозяйств следующие виды деятельности:
• уборка, отделка и ОГЛАВЛЕНИЕ жилища, занимаемого домашним хозяйством, включая мелкий ремонт;
• чистка, обслуживание и ремонт бытовых товаров длительного пользования и других товаров, включая транспортные средства, используемые членами домашнего хозяйства в личных целях;
• приготовление и подача пищи;
• воспитание и обучение детей, а также уход за ними;
• уход за больными и престарелыми;
• перевозка членов домашнего хозяйства и их имущества.
При оценке добавленной стоимости и ее компонентов (так же как и ВВП в целом) необходимо уделять внимание отражению деятельности теневой экономики. В рамках СНС различаются незаконное и теневое производство. Выделяют два вида незаконного производства:
• производство и распространение товаров и услуг, запрещенных законом;
• производственная деятельность, которая сама по себе является законной, но при этом осуществляется лицами, не имеющими на это полномочий.
К теневой экономике относятся виды деятельности, являющиеся производственными в экономическом смысле, но скрываемые от государственных органов с целью избежания уплаты налогов, взносов на социальное обеспечение, сокрытия нарушений в технике безопасности, технологии производства и т.д.
И незаконная, и теневая деятельность включаются в границы производства. Оценка теневого бизнеса крайне важна, так как он направлен на личное обогащение и в связи с этим не может исключаться из анализа доходов и расходов домашних хозяйств. Доходы, получаемые от нелегальных операций, могут расходоваться на вполне легальные цели, и наоборот, расходы па приобретение нелегальных товаров и услуг могут финансироваться домашними хозяйствами из легальных источников.
Промежуточное потребление отражает стоимость товаров и услуг, потребляемых в процессе производства другой продукции. Валовая добавленная стоимость сектора домашних хозяйств является балансирующей статьей счета производства и определяется как разность между валовым выпуском и промежуточным потреблением. Добавленная стоимость может рассчитываться и на чистой основе. Чистая добавленная стоимость определяется как стоимость выпуска за вычетом стоимости как промежуточного потребления, так и потребления основного капитала.
Счет первичного распределения доходов состоит их двух последовательных счетов: счета образования доходов и счета распределения первичных доходов. Основная задача построения этого счета заключается в отражении направлений распределения первичных доходов между институциональными единицами. К первичным относятся доходы, получаемые институциональными единицами в результате их участия в процессе производства или владения активами, которые могут быть использованы в производстве.
Счет образования доходов (табл. 7.3) составляется для институциональных единиц – резидентов и отражает создание первичных доходов.
В ресурсной части отражается только один показатель – валовая добавленная стоимость, которая является балансирующей статьей, переносимой из счета производства. На стороне использования в счете отражается распределение добавленной стоимости: оплата труда наемных работников и выплаты налогов (за вычетом субсидий).
Таблица 7.3
Счет образования доходов
Использование ресурсов |
Формирование ресурсов |
|
Оплата труда наемных работников. Налоги на производства и импорт. Налоги на продукты. Другие налоги на производство. Субсидии на производство и импорт (-)• Субсидии на продукты. Другие субсидии на производство |
Валовая добавленная стоимость |
|
Валовой смешанный доход |
|
Оплата труда работников в данном счете для сектора домашних хозяйств отражает общую сумму средств, выплачиваемых работникам некорпоративными предприятиями, принадлежащими домашним хозяйствам.
Балансирующая статья данного счета – валовой смешанный доход – определяется как разность между ресурсами и их использованием. Название этой статьи обусловлено тем, что смешанный доход содержит также вознаграждение за работу, выполненную членами домашнего хозяйства, которым принадлежит некорпоративное предприятие. Это вознаграждение не может быть отделено от дохода владельца предприятия как предпринимателя.
Счет распределения первичных доходов (табл. 7.4) характеризует главным образом деятельность домашних хозяйств как получателей первичных доходов. Поэтому в счете отражаются доходы, полученные не только в результате производства, но и от собственности.
Таблица 7.4
Счет распределения первичных доходов
Использование ресурсов |
Формирование ресурсов |
|
Доходы от собственности переданные |
Валовой смешанный доход |
|
Оплата труда наемных работников: заработная плата; фактические отчисления на социальное страхование; условно исчисленные отчисления на социальное страхование. Доходы от собственности полученные |
||
Сальдо первичных доходов (валовое) |
|
Статья "Валовой смешанный доход" является балансирующей статьей счета образования доходов (см. табл. 7.3) и переносится из него в ресурсную часть счета распределения первичных доходов.
Оплата труда наемных работников в СНС 1993 г. определяется как "совокупное вознаграждение (наличными или в натуральной форме), выплачиваемое предприятием работнику за работу, выполненную им в течение отчетного периода". Эта величина существенно отличается от отражаемой в счете образования доходов, поскольку включает полную сумму средств, получаемых сектором домашних хозяйств в качестве оплаты труда. Оплата труда в рамках СНС состоит из двух частей:
• заработной платы, выплачиваемой в денежной и натуральной форме;
• суммы отчислений на социальное страхование, выплачиваемых работодателями.
Заработная плата может выплачиваться в денежной и (или) в натуральной форме. В заработную плату в денежной форме входят следующие виды выплат:
• регулярно выплачиваемая заработная плата, в том числе но итогам работы, доплаты и надбавки за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и праздничные дни, выплаты за работу в тяжелых условиях и т.д.;
• дополнительные регулярные надбавки (оплата жилья, проезда и т.д.);
• заработная плата, выплачиваемая работникам, которые временно не работают в течение непродолжительных периодов времени (например, ежегодных отпусков);
• премии и вознаграждения за производственные результаты;
• комиссионные, денежные вознаграждения и чаевые.
В заработную плату в денежной форме не включаются возмещения работодателями расходов работников, произведенных ими в связи с устройством на данную работу или в связи с выполнением служебных обязанностей. Кроме того, в состав заработной платы в денежной форме не входят социальные пособия, выплачиваемые работникам работодателями без создания специальных фондов: пособия на иждивенцев; выплаты временно отсутствующим работникам в связи с болезнью, травмой, по беременности и родам и т.д.; выходные пособия и т.п.
Оплата труда в натуральной форме получила достаточной широкое распространение в России в связи с тем, что многие предприятия испытывают, во-первых, значительные трудности в плане реализации своей продукции, а во-вторых, не всегда могут выплачивать заработную плату в денежной форме в полном объеме. Даже достаточно благополучные предприятия включают в сумму вознаграждения работникам оплату жилья, проезда и т.п. с целью уклонения от налогов.
Отчисления на социальное страхование могут быть фактическими и условно исчисленными. К фактическим отчислениям на социальное страхование относятся платежи работодателей в фонды социального обеспечения, страховым предприятиям или другим институциональным единицам, обеспечивающим реализацию социальных программ. Условно исчисленные отчисления на социальное страхование представляют собой пособия, выплачиваемые работодателем напрямую своим работникам, не прибегая к услугам страховых компаний или фондов.
Доходы от собственности представляют собой доходы, получаемые владельцем финансовых или материальных непроизводственных активов в обмен на предоставление средств другой институциональной единице. Доходы от собственности в СНС делятся на следующие группы:
• проценты;
• дивиденды (часть распределенного дохода корпораций);
• реинвестированные доходы от прямых иностранных инвестиций;
• доходы владельцев страховых полисов;
• ренту.
Счет вторичного распределения доходов описывает следующий этап распределения доходов, когда сальдо первичных доходов преобразуется в располагаемый доход через получение и выплату трансфертов (табл. 7.5).
Таблица 7.5
Счет вторичного распределения доходов
Использование ресурсов |
Формирование ресурсов |
|
Текущие налоги на доходы, богатство и др. Отчисления на социальное страхование. В том числе: фактические отчисления на социальное страхование; условно исчисленные отчисления на социальное страхование. Другие текущие трансферты переданные |
Сальдо первичных доходов (валовое) |
|
Социальные пособия. Другие текущие трансферты полученные |
||
Валовой располагаемый доход |
|
Из табл. 7.5 очевидно, что перераспределение первичных доходов происходит при помощи текущих трансфертов. Трансфертом, как уже отмечалось, называется операция, в процессе которой одна институциональная единица предоставляет другой единице товар, услугу или актив, не получая от последней взамен никакого эквивалента.
Текущие трансферты оказывают прямое воздействие на уровень располагаемого дохода и, следовательно, влияют на объемы потребления товаров и услуг. В рассматриваемом счете отражаются следующие три вида текущих трансфертов:
• текущие налоги на доходы, налоги на имущество и т.п.;
• отчисления на социальное страхование и социальные пособия;
• другие текущие трансферты.
Текущие налоги на доходы и имущество домашних хозяйств показываются в данном счете на стороне использования ресурсов. В состав налогов на доходы домашних хозяйств входят налоги на индивидуальные доходы или налоги на доходы домашнего хозяйства в целом, которые состоят из налогов на личные доходы, включая те, которые вычитаются нанимателем (т.е. уплачиваются при получении заработной платы). К этой группе налогов относятся также налоги на доходы некорпоративных предприятий и налоги на выигрыши в лотереи и другие игры.
Значительное место в процессе перераспределения доходов играют социальные пособия, которые представляют собой текущие трансферты, получаемые домашними хозяйствами и предназначенные для обеспечения нужд, возникающих при определенных обстоятельствах (болезнь, выход на пенсию, безработица и т.п.). Социальные пособия в зависимости от способа их предоставления делятся на две группы: пособия по социальному страхованию и пособия по социальной помощи.
Пособия по социальному страхованию предоставляются в рамках организованных программ социального страхования. Такие программы финансируются за счет взносов наемных работников или других лиц либо отчислений работодателей от имени работников. В СНС определены шесть случаев, при возникновении которых могут выплачиваться пособия участникам программ или их иждивенцам:
• требуется врачебная помощь, включая лечение в результате болезни, травм, беременности и родов, инвалидности и т.д.;
• необходимо содержать иждивенцев различных категорий;
• сократились доходы в результате потери трудоспособности или невозможности работать полный рабочий день;
• снизились доходы в связи со смертью основного получателя доходов;
• требуется обеспечение бесплатным жильем, жильем по ценам, не имеющим экономического значения, либо возмещение расходов, произведенных домашним хозяйством;
• требуется предоставление пособия для возмещения расходов на образование участникам программ или их иждивенцев.
Пособия по социальной помощи предназначены для тех же целей, что и пособия по социальному страхованию, но предоставляются они вне рамок организованных программ по социальному страхованию.
Балансирующей статьей счета является валовой располагаемый доход, который получается прибавлением к сальдо первичных доходов всех получаемых институциональной единицей текущих трансфертов (кроме социальных трансфертов в натуральной форме) и вычитанием из этой суммы всех переданных текущих трансфертов (за исключением социальных трансфертов в натуральной форме).
В СНС 1993 г. доход определяется как "максимальная сумма, которую домашнее хозяйство или иная единица может израсходовать на потребление без сокращения реальной чистой стоимости своего капитала". В более узком смысле располагаемый доход трактуется как максимальная сумма, которую домашнее хозяйство или иная единица может позволить себе израсходовать на потребительские товары и услуги за отчетный период, не прибегая к финансированию этих расходов за счет сокращения своих денежных средств, реализации других финансовых или нефинансовых активов, увеличению своих обязательств.
Располагаемый доход так же, как и остальные макроэкономические показатели, может определяться не только на валовой, но и на чистой основе. Причем для целей изучения возможностей потребления страны, сектора или другой институциональной единицы чистый располагаемый доход является более предпочтительным.
Счет перераспределения доходов в натуральной форме показывает, как располагаемый доход домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, после получения и выплаты социальных трансфертов в натуральной форме преобразуется в их скорректированный располагаемый доход (табл. 7.6).
Таблица 7.6
Счет перераспределения доходов в натуральной форме
Использование ресурсов |
Формирование ресурсов |
|
Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные |
Валовой располагаемый доход |
|
Социальные трансферты в натуральной форме полученные |
||
Скорректированный валовой располагаемый доход |
|
Основой перераспределения располагаемого дохода в рамках трех указанных выше секторов являются социальные трансферты в натуральной форме. Они состоят только из социальных пособий в натуральной форме и нерыночных товаров и услуг индивидуального характера, предоставляемых домашним хозяйствам – резидентам органами государственного управления и НКО, обслуживающими домашние хозяйства. Социальные трансферты в натуральной форме, выплачиваемые органами государственного управления или НКО, обслуживающими домашние хозяйства, отражаются для этих секторов на стороне использования ресурсов. Социальные трансферты, получаемые сектором домашних хозяйств, отражаются для этого сектора на стороне формирования ресурсов.
Скорректированный располагаемый доход является балансирующей статьей счета и может быть получен прибавлением к валовому располагаемому доходу полученных социальных трансфертов в натуральной форме и вычитанием переданных социальных трансфертов в натуральной форме. Поскольку социальные трансферты в натуральной форме выплачиваются только секторами органов государственного управления и НКО, обслуживающих домашние хозяйства, для этих секторов скорректированный располагаемый доход всегда будет меньше, чем располагаемый. Для сектора домашних хозяйств скорректированный располагаемый доход, наоборот, будет больше, чем располагаемый доход, поскольку это сектор является получателем социальных трансфертов в натуральной форме. Для экономики в целом показатели обоих доходов равны между собой.
Счета использования доходов предназначены для изучения распределения располагаемого дохода секторами домашних хозяйств, органов государственного управления и НКО, обслуживающих домашние хозяйства, на цели конечного потребления и сбережения. Для оценки использования доходов в СНС применяются две концепции: в первой внимание сосредоточено на располагаемом доходе и расходах на потребительские товары и услуги, которые финансируются из него; во второй – на приобретение потребительских товаров и услуг. На первой концепции основано построение счета использования располагаемого дохода (табл. 7.7), на второй – счета использования скорректированного располагаемого дохода (табл. 7.8).
Таблица 7.7
Счет использования располагаемого дохода
Использование ресурсов |
Формирование ресурсов |
Расходы на конечное потребление |
Валовой располагаемый доход |
Валовое сбережение |
Расходы представляют собой сумму, уплачиваемую покупателем в обмен на товары или услуги, поставляемые продавцом либо самому покупателю, либо другой единице, указанной покупателем. Расходы домашних хозяйств на конечное потребление состоят из расходов домашних хозяйств – резидентов на потребительские товары и услуги.
В счете использования скорректированного располагаемого дохода на стороне использования ресурсов показывается величина фактического конечного потребления.
Таблица 7.8
Счет использования скорректированного располагаемого дохода
Использование ресурсов |
Формирование ресурсов |
|
Фактическое конечное потребление |
Скорректированный располагаемый доход |
|
Сбережение (валовое) |
|
Фактическое конечное потребление состоит из потребительских товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами за счет своих расходов на конечное потребление и социальных трансфертов в натуральной форме, получаемых от органов государственного управления и НКО, обслуживающих домашние хозяйства. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств финансируется за счет следующих источников:
• расходов домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, включая расходы на нерыночные товары и услуги, реализуемые по экономически незначимым ценам;
• расходов органов государственного управления на потребительские товары и услуги индивидуального характера, предоставляемые домашним хозяйствам в виде социальных трансфертов в натуральной форме;
• расходов НКО, обслуживающих домашние хозяйства, на потребительские товары и услуги индивидуального характера, предоставляемые домашним хозяйствам в виде социальных трансфертов в натуральной форме.
Фактическое конечное потребление органов государственного управления соответствует их расходам на конечное потребление коллективных услуг.
Взаимосвязь между расходами на конечное потребление и фактическим конечным потреблением в России в 2007 г. представлена в табл. 7.9.
Величина фактического конечного потребления домашних хозяйств всегда больше их расходов на конечное потребление на величину стоимости нерыночных услуг индивидуального характера, предоставляемых домашним хозяйствам органами государственного управления и НКО, обслуживающими домашние хозяйства.
Статистический анализ расходов на конечное потребление и фактического конечного потребления домашних хозяйств позволяет решить следующие задачи:
• изучить состав и структуру расходов на конечное потребление по секторам;
Таблица 7.9
Взаимосвязь расходов на конечное потребление и фактического конечного потребления
Показатели |
Фактическое конечное потребление, млн руб. |
Итого |
|
домашних хозяйств |
органов государственного управления |
||
Расходы на конечное потребление домашних хо Таблица 7.10 зяйств |
15 900 840,1 |
15 900 840,1 |
|
Расходы органов государственного управления на конечное потребление: на индивидуальные товары и услуги |
2 659 248,1 |
2 659 248,1 |
|
коллективные услуги |
3 043 399,4 |
3 043 399,4 |
|
Расходы некоммерческих организаций на конечное потребление |
182 299,4 |
182 299,4 |
|
Итого |
18 742 387,6 |
3 043 399,4 |
21 785 787,0 |
• осуществить анализ состава и структуры фактического конечного потребления по источникам финансирования;
• оценить динамику показателей расходов на конечное потребление и фактического конечного потребления;
• изучить влияние факторов на динамику фактического конечного потребления;
• выявить экономическую значимость домашних хозяйств как сектора экономики.
При изучении состава и структуры расходов на конечное потребление и фактического конечного потребления рассматриваются соответствующие показатели как в фактически действующих, так и в сопоставимых ценах. Исходные показатели для оценки структуры расходов на конечное потребление в России за 2006–2008 гг. приведены в табл. 7.10.
Для оценки структуры расходов на конечное потребление в сопоставимых ценах необходимо рассчитать объем расходов на конечное потребление в постоянных ценах 2006 г. Пересчет выполнен по данным Росстата с использованием цепных индексов физического объема, приведенных в гр. 6 и 7 табл. 7.10. Для получения индекса, характеризующего изменение объема в 2008 г. по сравнению с 2006 г., цепные индексы перемножаются. Например, индекс для расходов органов государственного управления на индивидуальные товары и услуги равен: 1,020 • 1,011 = 1,031.
Таблица 7.10
Расходы на конечное потребление в России[3]
Показатели |
Расходы в текущих ценах, млн руб. |
Изменение расходов в сопоставимых ценах, % к предыдущему году |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Расходы на конечное потребление, |
||||||
всего В том числе: |
17 529 743,0 |
21 785 786,9 |
27 237 356,2 |
109,0 |
110,9 |
108,9 |
домашних хозяйств |
12 887 930,4 |
15 900 840,1 |
20 054 237,7 |
111,4 |
113,7 |
111,3 |
государственного управления |
4 589 179,7 |
5 702 647,4 |
6 975 643,0 |
102,4 |
103,4 |
102,5 |
НКО, обслуживающие домашние хозяйства |
52 632,9 |
182 299,4 |
207 475,5 |
98,2 |
102,4 |
98,6 |
Далее все составляющие расходов на конечное потребление определены следующим образом:
где – расходы на конечное потребление соответственно в 2007 и 2008 гг. в постоянных ценах 2006 г.; – изменение расходов на конечное потребление в постоянных ценах в 2007 г. по сравнению с 2006 г.; – изменение расходов на конечное потребление в постоянных ценах в 2008 г. по сравнению с 2006 г.
Например, для определения расходов на конечное потребление домашних хозяйств проводятся следующие расчеты:
2007 г.: 12 887 930,4 • 1,137 = 14 653 576,9 млн руб.;
2008 г.: 12 887 930,4 • 1,137 • 1,113 = 16 309 431,1 млн руб. Результаты выполненных расчетов структуры расходов на конечное
потребление в текущих и сопоставимых ценах представлены в табл. 7.11.
Таблица 7.11
Структура расходов на конечное потребление
Показатель |
Расходы, % |
|||||
в текущих ценах |
в постоянных ценах |
|||||
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Расходы на конечное потребление, всего |
100,0 |
100,0 |
100.0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В том числе: домашних хозяйств |
73,50 |
72,99 |
73,63 |
73,50 |
75,33 |
76,84 |
государственного управления НКО, обслуживающие домашние хозяйства |
26,18 0,32 |
26,18 0,83 |
25,61 0,76 |
26,18 0,32 |
24,39 0,28 |
22,91 0,25 |
Из табл. 7.11 следует, что тенденции к изменению показателей структуры расходов на конечное потребление в текущих и постоянных ценах различаются. В текущих ценах структура расходов на конечное потребление остается достаточно стабильной на протяжении рассматриваемого периода, в постоянных же ценах наблюдаются существенные изменения. За 2006–2008 гг. доля расходов домашних хозяйств (в постоянных ценах) возрастает в среднем ежегодно на 2,24%, в то время как доли всех остальных составляющих расходов на конечное потребление сокращаются. Доля расходов органов государственного управления снижается в среднем на 6,45%. Наиболее сильное снижение отмечается для доли расходов НКО, обслуживающих домашние хозяйства, – 11,61%.
Очень похожая картина наблюдается при анализе структуры фактического конечного потребления домашних хозяйств по источникам финансирования. При достаточно стабильной структуре фактического конечного потребления в текущих ценах в постоянных ценах наблюдается рост доли расходов домашних хозяйств с 85,01% в 2006 г. до 87,49% в 2008 г. и сокращение доли социальных трансфертов в натуральной форме соответственно с 14,99 до 12,51%.
Поскольку показатели расходов на конечное потребление и фактического конечного потребления являются в рамках СНС основными показателями, используемыми для оценки уровня жизни, при изучении экономической роли домашних хозяйств как сектора целесообразно сопоставление данных показателей с ВВП. Соответствующие показатели (в постоянных ценах 2003 г.) приведены в табл. 7.12.
Из табл. 7.12 следует, что как доля расходов на конечное потребление, так и доля фактического конечного потребления ежегодно возрастает ускоренными темпами, что свидетельствует о быстром увеличении социальных трансфертов в натуральной форме.
Для оценки уровня и качества жизни большое значение имеет не только оценка образования, распределения и использования доходов, но и изучение операций с финансовыми и нефинансовыми активами. Для этой цели служат балансы активов и пассивов и счета накопления.
Счет операций с капиталом предназначен для отражения стоимости нефинансовых активов, приобретаемых или реализуемых институциональными единицами – резидентами, а также изменений чистой стоимости капитала. Схема счета операций с капиталом для сектора домашних хозяйств приведена в табл. 7.13.
Таблица 7.12
ВВП, расходы на конечное потребление и фактическое конечное потребление домашних хозяйств[4]
Показатели |
Годы |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||
Расходы на конечное потребление, млн руб. |
8 194 804.9 |
9 130 046,0 |
10 379 214,2 |
11 549 900,7 |
||
Фактическое конечное потребление, млн руб. |
9 388 777,0 |
10 318 265,9 |
11 556 457,8 |
12 665 877,0 |
||
ВВП, млн руб. |
15 096 729,9 |
16 255 522,4 |
17 565 864,0 |
18 552 448,5 |
||
Соотношение расходов на конечное потребление и ВВП |
% |
54,28 |
56,17 |
59,09 |
62,26 |
|
прирост по сравнению с предыдущим годом, % |
+3,5 |
+5,2 |
+5,4 |
|||
Соотношение фактического конечного потребления и ВВП |
% |
62,19 |
63,48 |
65,79 |
68,87 |
|
прирост по сравнению с предыдущим годом, % |
+2,1 |
+3,6 |
+4,7 |
|||
Таблица 7.13
Счет операций с капиталом
Использование ресурсов |
Формирование ресурсов |
|
Валовое накопление основного капитала. Изменение запасов материальных оборотных средств |
Валовое сбережение |
|
Капитальные трансферты, полученные. Капитальные трансферты, переданные (-) |
||
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) |
|
Валовое накопление основного капитала определяется в основном как стоимость приобретенных или уже существующих основных фондов за вычетом выбывших. Основные фонды в СНС определяются как материальные и нематериальные активы, созданные в процессе производства и многократно используемые для производства продукции на протяжении длительного периода (больше года).
Изменение запасов материальных оборотных средств определяется как разность между стоимостью приобретенных и выбывших за отчетный период материальных оборотных средств.
К капитальным трансфертам относятся трансферты, в результате которых осуществляется переход прав собственности на актив или которые обязывают участников операции приобрести или реализовать актив.
Операции с финансовыми активами и пассивами отражаются в финансовом счете. На левой стороне счета отражается приобретение минус выбытие финансовых активов, на правой – принятие обязательств за вычетом их погашения. В СНС финансовые активы классифицируются, как уже описывалось в гл. 4, следующим образом: монетарное золото и специальные права заимствования; валюта и депозиты; ценные бумаги, кроме акций; кредиты и займы; акции; страховые технические резервы; друга дебиторская или кредиторская задолженность.
Счета сектора домашних хозяйств позволяют получить целостное, системное представление об их деятельности в сферах производства, потребления и накопления. Однако домашние хозяйства – это часть общей экономической системы, поэтому счета сектора должны быть увязаны с национальными счетами в целом. Наибольшими возможностями по взаимоувязке счетов домашних хозяйств со счетами остальных секторов экономики с одновременным выделением в составе домашних хозяйств однородных групп по различным признакам обладает матрица счетов для анализа социальных процессов (МССП). МССГГ определяется как способ представления счетов СНС в виде матрицы, которая наглядно демонстрирует результаты взаимосвязей между таблицами ресурсов и использования и счетами институциональных секторов.
Матричная форма позволяет отражать каждую операцию одной записью и изучать характер операций в зависимости от их расположения в матрице. В каждом счете могут быть выделены различные типы участников операций и их групп без нарушения согласованности всей системы учета. Эти свойства позволяют включать в МССП данные о конкретных аспектах социально-экономических процессов. МССП используется для оценки не только взаимосвязи секторов экономики, но главным образом для изучения деятельности людей в экономике, что находит свое отражение в детальной разработке сектора домашних хозяйств и дезагрегировании рынков труда, т.е. выделении различных категорий занятых.
Следовательно, в аналитических целях особую важность приобретает классификация домашних хозяйств. В рамках СНС в целом и при построении МССП в частности подчеркивается необходимость выделения однородных групп домашних хозяйств для обеспечения более высокой степени надежности средних характеристик по группам.
В качестве основного критерия классификации домашних хозяйств при построении МССП предлагается источник дохода, а не его размер. Такой подход позволяет выделить также следующие признаки группировки домашних хозяйств:
• месторасположение домашних хозяйств:
– городские;
– сельские;
– региональное деление;
• владение активами;
• размер и состав домашнего хозяйства.
Классификация домашних хозяйств может производиться также по признаку основной экономической деятельности, сектору занятости, профессии, образованию и т.д. репрезентативного лица (как правило, главы домашнего хозяйства). Все перечисленные признаки нс могут использоваться одновременно из-за их большого количества, МССП позволяет применять те из них, которое имеют наибольшее значение для решения конкретных задач. Например, классификация занятых лиц может осуществляться по полу, образованию, возрасту, этнической принадлежности, месту жительства, профессии, типу трудового контракта и т.д.
Таким образом, разработка МССП предполагает построение целой системы взаимосвязанных таблиц, отражающих различные стороны изучаемых социально-экономических процессов. В качестве примера рассмотрим детализированную субматрицу добавленной стоимости в соответствии с СНС. Из табл. 7.14 следует, что доходы от трудовой деятельности распределяются по полу. Далее доходы мужчин и женщин разбиваются по занятиям и месту жительства (городская или сельская местность). Чистый смешанный доход отражается в соответствии с месторасположением предприятия, принадлежащего домашнему хозяйству, а чистая прибыль и приравненные к ней доходы – в соответствии с сектором, к которому относится предприятие. Таблица 7.14 позволяет проанализировать:
• структуру доходов мужчин и женщин но видам деятельности и месту жительства;
• степень концентрации доходов от трудовой деятельности для мужчин и женщин по профессиональным категориям, видам деятельности и регионам;
• профессиональную структуру доходов мужчин и женщин в рамках отраслей и регионов;
• региональное распределение смешанного дохода по отраслям;
• корпоративную структуру прибыли и приравненных к ней доходов по каждому виду деятельности.
Матричная форма представления социально-экономических процессов позволяет взаимно увязать различные источники информации. В данном случае видна необходимость включения в структуру СНС статистики труда, поскольку именно этот раздел статистики является основным источником данных об оплате труда наемных работников. Приведенная таблица может детализироваться по иным признакам и дополняться другими матрицами.
Таблица 7.14
Детализированная матрица добавленной стоимости
Показатели |
Отрасль |
Всего |
||||||
1 |
2 |
п |
||||||
Оплата труда наемных работников |
Резиденты- мужчины |
Занятые в сельском хозяйстве |
В городской местности |
|||||
В сельской местности |
||||||||
Занятые ручным трудом |
В городской местности |
|||||||
В сельской местности |
||||||||
Работники торговли, сферы услуг |
В городской местности |
|||||||
В сельской местности |
||||||||
Специалисты, управленческий персонал и т.п. |
В городской местности |
|||||||
В сельской местности |
||||||||
Резиденты- женщины |
Занятые в сельском хозяйстве |
В городской местности |
||||||
В сельской местности |
||||||||
Занятые ручным трудом |
В городской местности |
|||||||
В сельской местности |
||||||||
Работники торговли, сферы услуг |
В городской местности |
|||||||
В сельской местности |
||||||||
Специалисты, управленческий персонал и т.п. |
В городской местности |
|||||||
В сельской местности |
||||||||
Наемные работники-нерезиденты |
||||||||
Наемные работники-нерезиденты, занятые на предприятиях-нерезидентах |
||||||||
Чистый смешанный доход |
В городской местности |
|||||||
В сельском местности |
||||||||
Чистая прибыль и приравненные к ней доходы |
Домашние хозяйства (владельцы жилых помещений) |
|||||||
НКО, обслуживающие домашние хозяйства и государственные некорпоративные предприятия |
||||||||
Корпорации |
государственные |
|||||||
национальные частные |
||||||||
иностранные |
||||||||
Прочие налоги за вычетом прочих субсидий на производство |
||||||||
Чистая добавленная стоимость в основных ценах |
Основным преимуществом МССП является то, что она позволяет проводить комплексный мониторинг и увязку занятости населения и распределения доходов с глобальными макроэкономическими целями, например темпами роста ВВП и чистого внутреннего продукта, стабилизацией цен, равновесием платежного баланса и др.
Изучение деятельности домашних хозяйств с помощью МССП позволяет согласовать данные демографической статистики, таблицы "затраты – выпуск" (см. параграф 4.8), обследования заработной платы, отчеты о прибылях и убытках, таблицы платежного баланса и др. для адекватной оценки степени неравенства между домашними хозяйствами.
Матричная форма дает возможность классифицировать домашние хозяйства в зависимости от уровня доходов, выделять группы домашних хозяйств с доходами ниже установленной черты бедности и, следовательно, получать информацию об уровне бедности населения и структуре бедного населения. Особое значение приобретает качество информации, на основе которой строится МССП, поэтому для данного способа представления данных необходима увязка систем обследования домашних хозяйств и применяемых классификаций для выделения однородных групп домашних хозяйств. Кроме того, как отмечается в Руководстве по построению СНС, необходима взаимная увязка микро- и макроэкономических категорий и понятий.
Структура МССП позволяет учитывать региональные аспекты деятельности, в том числе при изучении занятости населения, а также доходов и потребления домашних хозяйств. Для Российской Федерации это особенно актуально, так как появляется возможность выделять наиболее проблемные регионы, концентрировать политические и экономические меры для снижения дифференциации регионов по различным параметрам и выравнивания уровня их развития.
Существенную роль играет применение МССП совместно с индексами цен и физических объемов при определении потребительских корзин с целью расчетов индексов потребительских цен по конкретным группам домашних хозяйств.
Матричная форма используется для моделирования социально- экономических процессов в условиях структурной перестройки экономики, ее можно использовать для моделирования макроэкономических и распределительных последствий различных экономических и политических мер, например введения новых налогов, либерализации цен и т.д.