Изображение мужчин и женщин в СМК. Гендерные стереотипы в СМК
Гендерные стереотипы – это представления о типичных особенностях мужчин и женщин. В гендерных стереотипах закреплены также представления о распределении ролей между полами, причем, как правило, для этих представлений характерен сексизм в отношении женщин, идея об их субдоминантном положении в обществе. Гендерные стереотипы наиболее активно эксплуатируются массовыми коммуникациями. Реклама, художественные фильмы и телесериалы, а также многие передачи и ток-шоу являются поставщиками стереотипных гендерных образов.
Образ женщин в СМК. При анализе образа женщин в массовых коммуникациях описываются следующие показатели[1].
1. Количественный показатель – представленность женских образов в продукции СМК. В 1970–1980-е гг. количество женских образов на экране телевидения было значительно меньше мужских[2]. В настоящее время можно наблюдать выравнивание представленности женских и мужских образов, однако, в "серьезных" передачах и ток-шоу все же преобладают гости-мужчины, тогда как женщины преобладают в "женских" передачах и сериалах (о любви, домоводстве, детях и т.п.).
Пример из практики. По данным исследования Ассоциации журналисток, проведенного в 1995–1996 гг., общий объем информации о женщинах в прессе распределяется следующим образом[3]. В солидной, "серьезной" прессе (газета "Известия") материалы, описывающие женщин, составили не более 1% от общей площади газеты. Основные публикации о женщинах касаются "женской элиты" – Майя Плисецкая, Наталья Сац и т.д. В массовой газете "Аргументы и факты" женщины были представлены или как потребители (в разделе "Шопинг") или как маргинальная группа – проститутки и т.п. (в темтических статьях). В МК ("Московский комсомолец") темы о женщинах распределились по четырем блокам: мимолетное упоминание о женщинах, краткие сообщения с криминальным сюжетом, культурная информация с упоминанием женских имен и "общественная тема", под которой понимались интервью с актрисами или шутки на тему "женщины в политике".
Таким образом, женщины в СМИ представлены достаточно односторонне и преимущественно в связи с темами домашнего хозяйства, культуры и криминальной хроники.
2. Внешний облик "типичной женщины" в СМК. Конечно, существуют различные женские типажи в продукции массовых коммуникаций, однако в главных ролях фильмов или рекламных роликах преобладают образы молодых красавиц со стройной фигурой (рис. 4.1–4.2).
СМК в фокусе психологического исследования. В работе А. М. Толстых[4] исследовалось влияние СМИ на образ тела молодых женщин. Использовались следующие методы сбора эмпирических данных:
1) глубинное полуструктурированное интервью;
2) авторская проективная рисуночная методика "Идеал красоты";
3) метод сортировки;
4) методика "Диагностика телесного Я".
Результаты обрабатывались с помощью методов качественного и количественного анализа.
В результате анализа полученных текстов был получен список тем, касающихся образа тела:
1) смысл внешности;
2) образ привлекательной женщины;
3) формирование представлений о собственной внешности;
4) негативные эмоции по поводу внешности;
5) меры, принимаемые для улучшения внешности;
6) факторы влияния на представления о фигуре.
На основе результатов методики "Диагностика телесного “Я”" были выделены две группы респонденток.
Группа 1. Девушки с отрицательным образом тела (низкие показатели самопринятия своего телесного "Я" и высокие показатели по фактору влияния других на отношение к своему телу, 8 человек).
Группа 2. Девушки с положительным образом тела. Испытуемые со средними и высокими показателями по фактору самопринятия своего телесного "Я" и средним показателями по фактору влияния другого на отношение к своему телу (8 человек).
Был также выявлен следующий образ привлекательной женщины, имеющий особенности в двух группах. Испытуемые первой группы (с отрицательным образом тела) в основном детально описывали образ "классической красоты" (пухлые губы, выразительные глаза, густые волосы и т.д.), главным признаком которой являлась именно худоба, упомянутая всеми респондентами. Реже упоминались такие параметры, как ухоженность, стиль, а также внутренняя красота, которую отметили лишь некоторые респонденты. Испытуемые же второй группы основным и признаками внешне красивой женщины называли поведение, взгляд, улыбку, отношение к другим людям, социальную направленность, способность правильно себя подать и т.д. Внешними параметрами также являлись ухоженность, стиль и опрятность. Характеристиками идеального телосложения выступали пропорции, подтянутость, отсутствие крайностей (как избытка, так и недостатка веса).
Факторы влияния на представления о фигуре в обеих группах респондентов назывались следующие: референтная группа, а также родственники, семья испытуемых. И если референтная группа в обеих группах имеет одинаковое значение для внешности испытуемых (высокая значимость внешности при взаимодействии), то значения родственников и семьи является противоположным. Девушки из первой группы не раз слышали от родственников упреки по поводу своей внешности, особенно веса. Некоторых респондентов даже ограничивали в еде с целью снижения веса. Девушки из второй группы всячески поощрялись родителями в отношении внешности. Респонденты вспоминают о большом количестве комплиментов со стороны родителей в сторону внешности девушек, а также о том, что родители некоторых девушек пытались их как можно лучше накормить, так как считали худобу признаком болезненности.