Измерение национальной культуры (по Ф. Тромпенаарсу)
В табл. 4.2 приведены особенности систем ценностей, выявленные Ф. Тромпенаарсом.
Таблица 4.2. Особенности систем ценностей, присущих различным культурам
Характерная особенность |
Объяснение |
Примеры стран |
Проективная ситуация, преобладающее мнение |
Универсализм (всеобщность) |
Ценятся социальные законы и нормы |
США, Швейцария, Норвегия, Швеция |
Вы со своим близким другом едете на его машине. На скорости 40 миль в час он сбивает пешехода в зоне ограничения скорости до 25 миль в час. Свидетелей происшедшего нет. Адвокат вашего друга говорит, что если ему удастся доказать то, что скорость машины в момент происшествия не превышала 25 миль в час, с него тут же снимут все обвинения. Пойдете ли вы ради друга на заведомую ложь? — Скорее нет |
Характерная особенность |
Объяснение |
Примеры стран |
Проективная ситуация, преобладающее мнение |
Партикуляризм |
Ценятся личные отношения между индивидуумами |
Корея, Венесуэла, Китай, Индонезия |
Скорее да |
Индивидуализм |
Ценится индивидуальный вклад индивида |
США, Нигерия, Дания, Австрия |
Какого рода работы в большей степени характерны для вашей организации: работы, выполняемые коллективными усилиями, и вы не выделяетесь из общего списка, или же работы, выполняемые отдельными работниками, при этом вы лично получаете признание? — Скорее индивидуальные |
Коллективизм |
Ценится труд команды |
Мексика, Индонезия, Япония. Филиппины |
Скорее коллективные |
Эмоциональность |
Ценится выражение эмоций |
Иран, Испания, Франция, Швейцария |
Вы потерпели крушение на работе или в учебной аудитории. Вас это расстраивает, задевает или раздражает. Насколько охотно вы станете показывать свои чувства на людях? |
Сдержанность |
Ценится бесстрастная реакция |
Корея, Эфиопия, Китай, Япония |
Менее охотно |
Специфичность (обособленность) |
Ценится разделение жизненных ролей |
Голландия, Швеция, Дания, Великобритания |
Ваша начальница приглашает вас к себе домой с тем, чтобы вы помогли ей докрасить стены. Вы этого не хотите, поскольку ненавидите красить. Ответите ли вы ей отказом? — Скорее да, т.е., не соглашусь |
Диффузность (взаимопроникновение) |
Ценится интеграция, взаимопроникновение жизненных ролей |
Китай, Нигерия, Сингапур, Корея |
Скорее нет, т.е. соглашусь |
Достижения |
Оценка но личным достижениям (Что вы можете делать?) |
США, Норвегия, Канада, Австрия |
Важно идти своим путем, оставаться верным себе, даже если из-за этого вы не сможете выполнить порученную работу. — Скорее не согласен |
Происхождение |
Ценится происхождение, значимые социальные характеристики личности (Что я знаю о вас?) |
Индонезия, Корея, Чехия |
Скорее согласен |
Прошлое и настоящее |
Будущее тесно связано с прошлым. |
Франция. Япония. Великобритания |
Ценны прошлые традиции, прошлые заслуги |
Будущее |
Будущее ценится, но ни с чем не связывается |
США, Голландия |
Ценны будущие достижения |
Интернальность |
Ценится самоконтроль |
США, Канада, Австрия, Великобритания |
Все, что происходит со мной, — результат моей собственной деятельности |
Экстернальность |
Контроль осуществляется со стороны внешних сил |
Чехия, Япония, Египет. Китай |
Порой я чувствую, что не обладаю достаточным контролем над ходом своей жизни |
Каждый имеет возможность определить собственные представления о национальной культуре своей страны, внимательно рассмотрев приводимую таблицу.
Есть основания принимать во внимание как существенный фактор влияния на национальную и организационную культуру ключевую характеристику государства: персоноцентрическое, социоцентрическое, системоцентрическое. На наш взгляд, степень и характер влияния такого рода заслуживают исследования.
В книге Лэйхиффа и Пенроуза "Бизнес-коммуникации" рассмотрению культурных и этических различий посвящена гл. 3. О явлениях, которые относятся к процессам глобализации, они пишут: "Международный бизнес когда-то считался компетенцией небольшого числа мультинациональных организаций (транснациональных корпораций). Это больше не соответствует реальному положению дел, поскольку в настоящее время международной торговлей занимаются компании любых размеров. Доля оборота, полученного от международного сектора, указывает на значимость внешнеторговой деятельности для некоторых компаний. Внешнеторговый оборот составляет соответственно 77 и 67% от общего объема продаж компаний Exxon и Coca-Cola. В 1994 г. American Family Life Assurance Company (AFLAC), центральный офис которой находится в Колумбусе, штат Джорджия, имел объем продаж свыше 6 млрд, 82,5% из которых были получены от внешней торговли. Рост импорта и экспорта США также иллюстрирует важность международного бизнеса. В 1980 г. экспорт американских компаний составлял 344 млрд долл.; в 1992 г. стоимость экспортных товаров составляла 726 млрд долл. Стоимость ввозимых товаров возросла с 334 млрд долл. в 1980 г. до 758 млрд долл. в 1992".
Элементы культуры, которые следует, по мнению Лэйхиффа и Пенроуза, принимать во внимание, — это ценности, роли, язык, понимание времени, стили принятия решений, религия.
Решению проблем транснациональных корпораций, вызванных культурным разнообразием мира и возникающих в процессе экспансии на рынки других государств, способствует разработка и реализация программ по профессиональной подготовке, по проведению тренингов, которые призваны улучшить коммуникативные способности сотрудников в целях повышения эффективности деятельности "экспатриированных назначенцев". Эти программы образуют неразрывный континуум — нужно начать с несложных программ (например, изучения культурных особенностей страны назначения), а потом можно приступить к очень сложным подготовительным программам (работа непосредственно в условиях страны назначения, "полевой эксперимент"). В зависимости от характера работы и страны назначения сотрудник должен пройти подготовку при помощи одной или нескольких из этих программ.
Повторим, что сложные отношения между людьми, работающими в совместных предприятиях, объясняются в значительной степени различием в культурных представлениях работников -выходцев из разных стран. Наличие такого различия имеет объективный характер, а устранение препятствий на пути к конструктивному сотрудничеству зависит от понимания факта различий и организации образовательного процесса.
В германо-американском совместном предприятии каждая сторона решила провести кросс-культурный семинар, призванный познакомить работников с культурой другой стороны. Предприятие выделило средства на проведение недельной программы, которая должна была способствовать сближению сторон. Первичное обучение в компаниях привело к формированию устойчивых стереотипов, совместные же семинары, к сожалению, так и не состоялись в связи с отсутствием времени и средств. Вследствие этого взаимодействие оказалось в значительной мере обусловленным заученными стереотипами. Это стало очевидным, например, при постановке производственных задач. Немцам сообщили, что американцы всегда дают завышенные показатели, поскольку они считают, что руководство в любом случае урежет им бюджет. В то же время американцев известили о том, что немцы всегда излишне консервативны. Каждая из сторон пыталась представить максимально объективные показатели, однако не испытывала ни малейшего доверия к показателям, представляемым другой стороной. Тем не менее ни одна из сторон не заявляла об этом публично, боясь задеть другую сторону.
В этом случае объединению культур способствовал кризис. Уровень производства оказался куда ниже значения, ожидавшегося обеими сторонами, возникли совершенно неожиданные проблемы с рабочей силой, американская сторона после возникновения связанных с этим проблем сменила ключевых менеджеров. Для корректировки этих проблем группа, в конце концов, выбрала ряд процедур, учитывавших специфику существующих культурных представлений. В сфере трудовых отношений немцы решили положиться на американский опыт, в технической же области произошло прямо противоположное. Со временем в организации сформировалась новая культура, базирующаяся на представлениях обеих сторон.