Измерение интеллекта
В XIX в. английский ученый Ф. Гальтон заинтересовался исследованиями индивидуальных различий в интеллектуальных способностях. В качестве проявления интеллекта он рассматривал степень выраженности простейших сенсорных функций (чувствительности при восприятии цвета, размера и высоты звуков, времени реакции на свет, звук и т.д.). Он впервые поставил вопрос о том, что интеллект можно измерять и пытался это сделать через способность к сенсорному различению.
Гальтон считал, что люди высших социальных слоев обладают высшим интеллектом. Десяти тысячам посетителей Лондонской выставки он предложил подвергнуться различным измерениям (рост, окружность головы и др.) и испытаниям (тесты на зрительное различение и мышечную силу). К его большому удивлению, выдающиеся люди, деятели науки не отличались от простых смертных.
Активно измерением интеллекта стали заниматься после работ, которые опубликовал А. Вине. Французское правительство поручило Вине составить шкалу интеллектуальных способностей школьников. В 1881 г. было введено всеобщее обязательное обучение. Это быстро привело к тому, что в перегруженных классах оказались вместе и одаренные, и явно отсталые дети, объединенные лишь по возрастному признаку. Задача Бине заключалась в том, чтобы правильно распределить школьников по ступеням обучения в зависимости от их "интеллекта".
Требование, которое школа предъявляла к ученику, - это быстрое выполнение заданий. Усвоение школьной программы требует мобилизации памяти, быстрого формирования понятий и решения учебных задач.
Главной проблемой школы стала медленная работа некоторых детей, из-за которых отставал весь класс. В связи с этим понадобились критерии для того чтобы, "медленных" детей направить в более младшие классы, чтобы "средние" и "быстрые" ученики могли продвигаться с достаточной по принятым педагогическим критериям скоростью. Решая проблему разделения детей на быстро и медленно думающих, Бине создал шкалу интеллекта, которую опубликовал в 1905 г. При создании шкалы интеллекта он использовал понятия умственного и хронологического возраста. Бине и Симон включили в свою интеллектуальную шкалу запоминание, осведомленность, понимание и т.д. По их мнению, человек, обладающий интеллектом, это тот, кто "правильно судит, понимает и размышляет" и кто, благодаря своему "здравому смыслу" и "инициативности", может "приспосабливаться к обстоятельствам жизни". Тест Бине был адаптирован к условиям США в Стенфордском университете и был назван в Америке тестом Стенфорд.
В 1912 г. Штерн предложил назвать отношение умственного возраста к хронологическому - коэффициентом интеллектуальности (10). Тот ребенок, у которого умственный возраст соответствует хронологическому, брался за единицу отсчета или приравнивался к 100 баллам.
В Первую мировую войну встала необходимость в тестах для взрослых. Наибольшую известность получил тест Векслера. Векслер считал, что "интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами".
В 1939 г. он создал шкалу интеллекта для взрослых, а в 1949 г. - шкалу интеллекта для детей. В шкале Векслера интеллект измеряется в следующей системе: свыше 135 баллов - гений, от 120 до 135 баллов - высокий, от 100 до 120 - средний, от 80 до 100 - низкий, ниже 80 - умственная отсталость.
В настоящее время ученые сходятся во мнении, что у каждого третьего человека 10 находится между 84-100 баллами и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются как умственно отсталые (10 от 10 до 84) или обладающие высокими интеллектом (10 от 116 до 180).
Врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 2-летнего возраста) недоразвитость интеллекта психологи и психиатры называют олигофренией (малоумие). Врожденное малоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного слабоумия (деменция).
Олигофрения затрудняет возможность нормально адаптироваться в обществе. Олигофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, генетически молодых функций психики - мышления и речи при сохранности эволюционно более древних функций и инстинктов. Олигофрения прежде всего проявляется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям. У олигофренов преобладает конкретное мышление, логическая память остается малоразвитой. Причина олигофрении во многом остается неясной.
Во многих странах используется термин "умственная отсталость", сокращенно УО. По международным стандартам, которые сейчас носят "щадящий" характер, при 10 < 50-70 имеется легкая умственная отсталость, при 10 < 50 - средней тяжести; при 10 < 35 - резко выраженная.
Самая тяжелая форма умственной отсталости - идиотия характеризуется коэффициентом интеллекта до 20. Речь и мышление в подобных случаях практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции.
Средняя степень умственной отсталости называется имбецильностью (10 от 20 до 50). Словарный запас имбецилов достигает 300 слов. Они обучаемы, ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельной жизни, любят жениться, выходить замуж, находя партнеров среди себе подобных.
Легкую степень слабоумия называют дебильностью. Поведение дебилов достаточно адекватно, речь вполне развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилы все понимают буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливают. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических им не дается.
Степень дебилизации общества нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в ее точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализированные исследования (в школах, армии, службах занятости) дают данные на порядок выше. Поэтому в ряде стран (только в Восточной Азии этой проблемы нет) решено (вслед за США, где дебилизм является национальной трагедией) признать его легкие формы нормой и максимально сократить в общедоступных школах долю обязательного учебного материала, требующего способностей к абстрактному мышлению.
В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стэнфорд-Бине и шкалы Векслера. Психологи, обращаясь к идее Бине измерять 10, выработали идею о тестировании интеллекта и концепцию 10 со следующими представлениями о тестах 10 и о том, что они измеряют:
1. Тесты - это гораздо больше, чем простые показатели успеваемости в школе; они измеряют фундаментальные интеллектуальные способности.
2. В основе этих способностей лежит обобщенный фактор (обычно называемый О). Этот фактор - общее развитие интеллекта.
3. Общее развитие интеллекта передается генетически. Повторные измерения могут давать различные результаты из-за ситуативных факторов, но теоретически абсолютно правильные вычисления всегда давали бы один и тот же результат во время изучения одного и того же индивида.
4. Индивидуальные и групповые различия всегда четки и неизменны. Различия в учебном опыте или возможностях могут повлиять на показатель исчисляемого интеллекта, но не на сам интеллект.
5. Интеллект - это не просто статистический показатель академических достижений. Это их источник, обычно самый важный источник. Поэтому факт, что ученики не достигают результатов, спрогнозированных с помощью тестов 10, может приводить их к выводу, что неуспевающие просто не работают в полную силу.
Эти положения абсолютно правильны, но ни одно из них не является верным, будучи выражено в такой непримиримой форме. Хоть 10 тесты и могут давать один результат, они измеряют не одну отдельную способность. Нет абсолютного соответствия между показателями 10 тестов и успехами, которых достигает человек в жизни.
Артур Кларк писал: "Надо еще доказать, что интеллект имеет какую-то ценность с точки зрения выживания".
Особое внимание к проблеме интеллекта было вызвано избранием на пост президента США Джорджа Буша младшего. Едва ли не каждое его появление на публике пополняет коллекцию "бушизмов" - примеров вопиющей некомпетентности и косноязычия 10 американского президента был опубликован еще в 2003 г. известным специалистом по интеллекту Робертом Стернбергом, бывшим в ту пору президентом Американской психологической ассоциации.
Согласно опубликованным им данным, нынешний президент США имеет коэффициент интеллекта приблизительно 100 баллов. Этот результат далеко не блестящий - он означает, что каждый пятый взрослый американец своим 1/2 превосходит президента. Приходится признать, что американский президент вовсе не глупец, хотя и звезд с неба не хватает. Не означает ли это, что даже для такого ответственного дела, как управление сверхдержавой, не требуется большого ума (по крайней мере, в его традиционном понимании), и "умники" тут даже проигрывают "простакам"? Наиболее интеллектуальная часть американского общества не скрывала своего разочарования в президенте и даже заставила его сильно поволноваться на перевыборах. Но интеллектуалы повсюду численно проигрывают "простым парням".