Изменения в системе управления экономикой
После освобождения Н. С. Хрущева от его обязанностей в стране прошли контрреформы: вновь объединили промышленные и сельские областные, краевые партийные организации и советские органы. В 1965 г. было объявлено о ликвидации совнархозов и восстановлении отраслевых министерств. В то же время по инициативе А. Н. Косыгина, Председателя Совета Министров СССР, началась реформа управления экономикой, которая предполагала дополнение партийно-административных рычагов элементами рыночной экономики.
Мартовский Пленум ЦК КПСС 1965 г. положил начало перестройке сельского хозяйства на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности работников в росте производства. План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на предстоящие 10 лет. Закупочные цены на сельхозпродукцию повышались в полтора-два раза. Сверхплановые закупки должны были осуществляться но повышенным ценам. Уменьшались ставки подоходного налога на крестьян. Резко ограничивалось количество отчетных показателей, устанавливаемых для хозяйств сверху. В пределах государственных заданий хозяйствам предоставлялось право самостоятельно планировать производство. Одновременно повышалась роль Министерства сельского хозяйства в планировании производства и капиталовложений. Снижались цены на машины, электроэнергию. С колхозов списывались задолженности по ссудам. За сданную в 1965 г. продукцию колхозы и совхозы получили на 15% больше, чем в предыдущем году. Продолжался процесс преобразования колхозов в совхозы. В хозяйствах вводилась система полного хозрасчета. С мая 1966 г. вместо оплаты по трудодням вводилась гарантированная ежемесячная оплата труда деньгами по тарифным ставкам соответствующих категорий рабочих совхозов и колхозов. Созданный для этого фонд формировался из доходов колхозов, тогда как раньше на оплату труда шли средства, оставшиеся в колхозе после расчетов с государством. При недостатке средств государство предоставляло колхозу кредит.
В рамках политики децентрализации в 1966 г. был упразднен Союзный Комитет по сельскому хозяйству. Поскольку задача координации сохранялась, вместо него в ноябре 1969 г. на III съезде колхозников был избран Союзный совет колхозов. К числу его задач были отнесены обсуждение важнейших вопросов колхозной жизни, обобщение опыта, выработка рекомендаций по совершенствованию производства. Советы колхозов избирались также в республиках, краях, областях, районах. Позднее, в 1982 г., были созданы управления районным агропромышленным объединением, агропромышленным объединением области, края, автономной и союзной республики, определены их права.
Результатом реформы стало увеличение производства сельскохозяйственной продукции. Однако все равно плановые задания остались недовыполненными. Поэтому в 1970-х гг. стали развивать так называемую агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельских хозяйств с обслуживающими их промышленными предприятиями. Такая интеграция рассматривалась как важное средство сращивания государственной и кооперативно-колхозной форм собственности. Еще одним крупным проектом, связанным с сельским хозяйством, стала одобренная в 1982 г. Продовольственная программа СССР на период до 1990 г. Главной идеей программы было создание единых государственных агропромышленных комплексов. На региональном уровне в АПК должны были объединяться все предприятия, связанные с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, с производством, удобрений и сельскохозяйственной техники. В ноябре 1985 г. во главе проекта стал Госагропром СССР, вобравший в себя пять союзных министерств.
Не менее важной задачей, которая стояла перед руководством СССР после смещения Н. С. Хрущева, было изыскание способов повышения эффективности промышленного производства. В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК прозвучал доклад А. Н. Косыгина "Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленных предприятий". Речь в нем шла не просто об отказе от системы совнархозов, но о сочетании централизованной министерской системы управления с расширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий. К 1970 г. переход промышленности на систему хозрасчета был в основном завершен. В процессе реформы шло слияние мелких предприятий с крупными, а также с научно- исследовательскими учреждениями. Создавались производственные и научно-производственные объединения. Входившие в их состав предприятия были связаны производственной кооперацией по выпуску готовой продукции или комплексной переработке сырья. Итоги восьмой пятилетки (1966–1970) показали увеличение выпуска промышленной продукции на 50,5%.
Первоначальные успехи реформы не были закреплены. Этому мешали и сохранение директивного характера экономики, и господство государственной собственности на средства производства. Прибыль оказалось возможным повышать не только за счет оптимизации производства, но и путем искусственного повышения цен. Это неизбежно вело к инфляции. Стимулирование выпуска сверхплановой продукции нередко приводило к занижению плана предприятиями. Запрет государственным предприятиям работать со своим сырьем (допускалось только сырье заказчика) вынуждал руководителей действовать в обход закона во имя выполнения плановых заданий. Все это создавало благоприятную среду для теневой экономики. Кроме того, часть руководства страны и партийно-государственной бюрократии видела в реформах угрозу политической стабильности. В итоге экономика страны вступила в период застоя. В 1983 г. было издано постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности и в хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы", которое пыталось в известной мере восстановить когда-то уже давшие эффект системы стимулирования хозяйственной деятельности предприятий.
Территориальный принцип управления вновь заменяется отраслевым. Создано 11 общесоюзных министерств и 17 союзно-республиканских промышленных министерств. В каждой республике создавались только те министерства, которые имели на ее территории объекты управления. На начало 1966 г. в стране уже существовало почти 600 министерств, госкомитетов и других ведомств. Подобная структура управления сохранялась до середины 1980-х гг. Еще одной новеллой в организации управления экономикой в 1970-х гг. стали территориально-производственные комплексы (ТПК). Главное внимание уделялось Западно-Сибирскому ТПК, где стали ускоренно развиваться газо- и нефтедобыча.