Издержки поиска информации об альтернативах сделки
Информация об альтернативах сделки не является бесплатным благом. Ее получение требует времени, затрат материальных ресурсов и усилий. Кроме того, сбор информации может оказаться неэффективным. Можно найти более низкие цены, если объездить большее число магазинов, но такое занятие окажется неэффективным, если принять во внимание затраты бензина, вашу усталость и альтернативные возможности использования времени, затраченного на поиск выгодного варианта. Если нам удастся сократить цену, которую мы платим за получение информации, появятся дополнительные возможности для обмена и его границы расширятся. Люди постоянно ищут и находят способы и средства экономии трансакционных издержек, создают механизмы, которые позволяют сократить их, в том числе трансакционные издержки получения информации об альтернативах сделки.
Когда информация о ценах или возможных партнерах собрана, ею может воспользоваться любое количество потенциальных покупателей. Вместо того чтобы самому объезжать магазины, вы можете приобрести информационные справочники или рекламные материалы, воспользоваться услугами различного рода посредников или специалистов (агентов по торговле недвижимостью, фирм по трудоустройству, рекламных агентств, спекулянтов билетами и т.д.), продающих информацию о ценах. Роль рекламы в экономии издержек поиска информации о продавцах Стиглер описал следующим образом: "Реклама... есть метод предоставления потенциальным покупателям знаний о продавцах. Очевидно, что этот инструмент очень важен для ликвидации неосведомленности, сравнимый по силе с использованием книги вместо устного доклада для передачи знаний. Маленькое пятидолларовое рекламное объявление в городской газете доходит почти до 25 000 читателей (в том смысле, что оно прочитано), или 50 читателей за 1 цент; даже если крошечная часть этих читателей является потенциальными покупателями (или продавцами), их экономия на поиске по сравнению со случаями использования неквалифицированных советов может быть поразительной"[1]. Выгоды, которые при этом возникают, делятся между тем, кто приобретает информацию, тем, кто ее предоставляет и обществом в целом, поскольку осуществляется более эффективное распределение ресурсов.
Производитель, так же как и покупатель, заинтересован в сокращении издержек поиска. Затраты на поиск – это затраты на покупку, поэтому с увеличением разброса цен и, следовательно, затрат на поиск приемлемой цены, снижается потребление самого блага. Поэтому продавцы товаров известной торговой марки могут устанавливать единые цены. Устраняя разброс цен, который может быть показателем неосведомленности покупателя на рынке, продавцы тем самым сокращают затраты покупателя на поиск цены[2].
Рынок сам по себе является важным средством минимизации трансакционных издержках получения информации о цене. Например, поиск информации о цене фотоаппарата связан с меньшими трансакционными издержками, чем определение цены пружинки, используемой в его конструкции, поскольку она приспособлена специально для данной марки фотоаппарата и се рыночной цены просто не существует. "Когда части или компоненты продукта, рассматриваемые отдельно, не могут явным образом быть использованы сами по себе, договоренность между производителем и потребителем о цене каждой отдельной детали обнаружит тенденцию быть более дорогостоящей, чем весь продукт"[3].
До XIII в. в средневековой Европе определение цены какого-либо блага представляло большую сложность, сделки совершались нерегулярно, организованного рынка не было, а следовательно, не было постоянной информации об относительных ценах. Средневековая практика заключалась в установлении путем торгов уникальных для каждой сделки условий обмена. Трансакционные издержки при этом были чрезвычайно велики. Развитие рынка и появление в XIII в. ярмарок означало возникновение институционального устройства, снабжающего продавцов и покупателей информацией об относительных ценах, а также об условиях спроса и предложения. Ярмарки стали предоставлять обобщенную информацию о цепах не только городам Фландрии и Нидерландов, но и международному рынку, и существенно сократили стоимость поиска информации о цене и партнере. Это позволило высвободить ресурсы, которые раньше шли на поиск информации, и направить их на производительные цели. В Нидерландах, начиная с последней четверти XVI в., периодически собирается и публикуется информация о ценах. Амстердамские "price courante" циркулировали достаточно широко и обеспечивали покупателей и продавцов информацией об условиях, на которых могла быть заключена сделка. Эти прейскуранты можно найти в архивах любого крупного европейского города. Они обеспечивали купца исходной информацией, необходимой для ведения переговоров не только в Нидерландах, но и за пределами страны. Ни один из купцов не продавал по ценам ниже, чем в Амстердаме (с учетом издержек транспортировки).
Поиск информации о партнере, так же как поиск информации о цене, не является бесплатным. Поиск подходящего партнера предполагает в том числе выяснение его репутации и материального положения, что может быть связано со значительными издержками. Эти издержки включают в себя как прямые затраты (на рекламу, визиты к потенциальным клиентам и т.д.), так и косвенные, которые возникают при создании организованных рынков (бирж, ярмарок и пр.). К этой категории рыночных трансакционных издержек относятся также издержки коммуникации между партнерами (почтовые расходы, оплата телефонных разговоров и расходы на торговых представителей)[4]. Поиск партнеров ведется как продавцами, так и покупателями. На рынке труда работодатели дают объявления о вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят тестирование и отбор кандидатов. Те, кто ищет работу, опрашивают друзей, становятся на учет в службах занятости, рассылают свои резюме, посещают или обзванивают фирмы.