Издержки измерения
Люди будут совершать обмен только в том случае, если считают, что благо, которое они получат, имеет для них большую ценность, чем благо, с которым они расстаются. Но чтобы быть в этом уверенным, необходимо оценить характеристики обмениваемых благ. Некоторые измерения осуществить достаточно легко, в то время как измерение других характеристик связано со значительными трудностями. Например, легко определить вес яблока, так как взвешивание – достаточно точная операция, осуществляемая обычно с небольшими затратами. Единая система мер и весов позволяет существенно снизить издержки измерения количества блага. А вот вкусовые качества этого яблока могут стать для нас сюрпризом, и не всегда приятным. Потенциальные ошибки при взвешивании и определении других характеристик допускают возможность обмана со стороны продавца, и поэтому требуют от покупателя принимать определенные меры предосторожности. Но при этом происходит увеличение трансакционных издержек обмена. Издержки оценки качественных характеристик блага могут быть настолько велики, что совокупные издержки измерения превысят выгоду от данного блага, что приведет к его обесцениванию.
Измерение качественных характеристик блага проводится до тех пор, пока предельные издержки измерения не сравняются с предельными выгодами от измерения. Поэтому некоторые характеристики блага остаются невыделенными и неизмеренными. К примеру, контракт между фермером-арендатором и собственником земли включает в себя условие о размере участка, сдаваемого в аренду, и цене за акр земли. Но такие характеристики, как влажность или качество почвы, измерить слишком сложно, поэтому в формальный контракт они не включаются. Во многих случаях оценка качественных характеристик товара или услуги сопряжена с большими издержками, чем поиск цены этого продукта[1].
Стандартная экономическая теория имеет дело только с двумя характеристиками – количеством блага и его ценой. В условиях полной информации все разнообразные характеристики блага можно было бы измерить и оценить без издержек, поэтому стандартная экономическая теория до недавнего времени не придавала значения качественным характеристикам обмениваемых благ. Неоклассическая теория предлагает обойти проблему различий в качестве товаров, рассматривая два товара одного и того же вида, но различного качества как два разных товара. Трансакционные издержки оценки качественных характеристик блага при этом не учитываются, поэтому и форма организации сделки, выбор типа контракта не имеет никакого значения.
Неоинституциональная теория, в отличие от стандартной, интересуется вопросом о том, как неопределенность в отношении качественных характеристик благ воздействует на организацию производства и обмена[2]. Одна из основных идей этой теории состоит в том, что издержки измерения оказывают влияние на выбор типа контракта, заключаемого сторонами, на организацию рынков и экономические институты. Если издержки измерения возрастают, экономические агенты будут стараться заключить контракт такого типа, который позволит их сократить.
Поисковые, экспериментальные и доверительные блага
Качественные характеристики одних благ можно оценить, затрачивая определенные усилия и время при совершении обмена, качество других можно определить лишь в процессе потребления блага. В экономической литературе выделяются три категории товаров или услуг, которые различаются в зависимости от трансакционных издержек оценки качества, возникающих в процессе их обмена.
1. Блага, оцениваемые в ходе поиска (search goods), их называют поисковыми или исследуемыми товарами.
2. Блага, оцениваемые опытным путем, их иногда называют также экспериментальными или опытными товарами (experience goods).
Различие между этими благами выявил американский экономист Филипп Нельсон[3].
Качество поисковых товаров можно установить путем осмотра, предшествующего покупке, тогда как измерить качество экспериментального блага можно только в процессе потребления этого блага.
Примером экспериментальных благ могут служить консервы. Одежда – пример товара, в котором преобладают характеристики, определяемые в процессе покупки, т.е. поисковые характеристики.
3. Третья категория благ – это товары, которые американские экономисты М. Дарби и Е. Карни назвали "доверительными товарами" (credence goods)[4].
Отличительная особенность "доверительных" товаров заключается в том, что покупатель сам не знает, какого качества товар или услуга ему нужны. После проведения диагностики продавец-эксперт лучше, чем сам покупатель, будет осведомлен об этом. У продавцов "доверительных" товаров появляются сильные стимулы к тому, чтобы предлагать те товары и услуги, в которых покупатель не нуждается.
Показать, какие сложности с оценкой качества доверительных благ возникают у покупателя, можно с помощью следующего примера. Молодой мотоциклист попал в аварию и сломал ногу в лодыжке. Врач может предложить ему просто наложить гипс или же сделать операцию. Молодой человек не знает, какое лечение ему необходимо, но это известно врачу. Представим полезность молодого человека от полученного им блага – медицинской услуги – в виде матрицы (табл. 2.1)[5]. Лечение с1 – это наложение гипса на сломанную ногу, которое не требует больших затрат; лечение, обозначенное как с2, – дорогостоящая операция. Если пациент получает желаемый результат – сломанные кости срастаются и он снова здоров – его полезность составит v, если же он не получает желаемый результат – сломанные кости срастаются неправильно и у него остаются проблемы со здоровьем, его полезность будет равна 0.
В случае с доверительными товарами могут возникнуть следующие проблемы. Если пациент получит недостаточное лечение (ему необходимо лечение с2 – операция, а он получает лечение с1 – наложение гипсовой повязки), его полезность будет равна нулю. Пациент может получить дешевую услугу с1, но оплатить лечение как с2. И наконец, пациент может нуждаться в недорогом лечении c1, но врач советует ему сделать операцию но цене с2 и пациент, не зная, насколько эта операция ему необходима и доверяя рекомендациям врача, соглашается на нее. В последних двух случаях, так же как и в случае, когда пациент получает то лечение, которое ему требуется, полезность пациента составит v. Если пациент заплатил за лечение, которое он не получил, он может выявить ошибку или обман со стороны врача. Взимание оплаты за лечение или ремонт, который не был реально произведен, становится возможен, если покупатель не может проконтролировать предоставленную услугу. Однако наибольшую сложность для пациента представляет тот случай, когда он сам должен дать согласие на операцию, полагаясь на информацию, предоставленную врачом, у которого могут быть стимулы к тому, чтобы убедить пациента выбрать товар более высокого качества, за который он возьмет более высокую плату. Только будучи специалистом в данной области, покупатель сможет сам произвести диагностику и определить, какого качества услуга ему требуется.
Таблица 2.1
Полезность, получаемая от доверительного блага
Полезность пациента |
Пациенту требуется |
||
лечение с1 |
лечение с2 |
||
Пациент получает |
лечение с1 |
V |
0 |
лечение с2 |
V |
V |
Итак, молодой человек, не обладая медицинскими знаниями, должен полагаться на информацию, предоставленную врачом. Получение товара более высокого качества ничего не добавляет к полезности пациента, она по-прежнему составляет лишь v. После получения блага или услуги покупатель может только сказать, по-прежнему присутствует проблема либо она устранена. Если проблема устранена, покупатель не может определить, получил он товар либо услугу надлежащего или слишком высокого качества.
Проблемы с оценкой качества доверительных благ возникают на рынках диагностики и лечения, ремонтных работ, услуг такси и т.д. Если вы оказались в незнакомом городе и берете такси, таксист может выбрать окольный путь, чтобы получить бо́льшую плату за свои услуги. Вы впервые в этом городе и вынуждены доверять незнакомому таксисту, а у него будут сильные стимулы к предоставлению вам платной услуги более "высокого" качества в виде экскурсии по городу.