Избирательные реформы
На рубеже XVIII–XIX вв. в Англии происходило бурное развитие промышленности, рост городов, изменение социальной структуры населения. Все большее значение в обществе начинали играть промышленная буржуазия и пролетариат. Однако избирательная система оставалась неизменной с периода феодализма. Города и графства посылали в палату общин такое количество депутатов, какое было определено для каждого из них королевскими грамотами. С 1673 по 1830 г. ни одному городу не было вновь предоставлено такое право. Это привело к тому, что старые, пришедшие в упадок и малочисленные избирательные округа направляли основную массу депутатов. Так, из 240 городов, имеющих представительство в парламенте, только 22 имели более 1 тыс. жителей. Кроме того, высокий имущественный ценз ограничивал число лиц, обладающих избирательным правом. С 1710 г. в парламент могли быть избраны лица с доходом не менее 500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов стерлингов в городах. Из 12 млн населения Англии лишь 247 тыс. человек имели право принимать участие в выборах. Все это обеспечивало господство в палате общин земельной аристократии и связанной с ней финансовой буржуазии.
Под давлением народных выступлений, особенно чартистского движения, в Англии в течение XIX в. была проведена серия реформ избирательной системы.
В результате реформы 1832 г. 56 "гнилых местечек" с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте, 30 небольших городов с населением менее 4 тыс. жителей получили разрешение посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам – двух депутатов вместо четырех. В итоге освободилось 143 депутатских места, распределенные между новыми 66 городскими и 65 сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 фунтов стерлингов, а арендаторы – с годовой рентой не менее 50 фунтов стерлингов. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 фунтов стерлингов. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее шести месяцев в данном избирательном округе. В результате количество избирателей увеличилось на 50%, но все равно осталось довольно ограниченным – 376 тыс.
Сохранились диспропорции и в представительстве. Например, Манчестер, где проживало 13 тыс. избирателей и Тетфорд с 203 избирателями направляли в парламент по два депутата, а 17 320 избирателей Ливерпуля направляли в палату общин двух депутатов, тогда как 53 населенных пункта, где проживало примерно такое же количество избирателей (17 597) выбирали 76 депутатов.
Новое перераспределение депутатских мест произошло в ходе реформы 1867 г. В результате 11 местечек были совсем лишены права выбора депутатов, а 35 сохранили право избирать лишь одного депутата. Избирательные права получили собственники земли с доходом более пяти фунтов стерлингов, а также все арендаторы и квартиросъемщики с доходом от 12 фунтов стерлингов. В число избирателей включались лица, которые выплачивали налог на бедных не непосредственно, а через домовладельца, которому платили арендную плату. В результате число избирателей резко возросло.
Третью по счету избирательную реформу в XIX в. составили законы 1884 и 1885 гг. Реформа 1884 г. увеличивала избирательный корпус с 3 до 5,5 млн человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графстве право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в округе шесть месяцев. Вместе с тем, для состоятельных слоев населения сохранялся "двойной вотум" – право голосовать не только по месту проживания, по и по месту нахождения недвижимости или месту получения университетского образования.
В ходе реформы 1885 г. было проведено очередное перераспределение округов с таким расчетом, чтобы от 50–54 тыс. жителей избирался один депутат. Однако сохранение мажоритарной системы выборов, при которой для победы в округе было достаточно получить относительное большинство голосов, существенно искажало волю избирателей в масштабе страны в целом.
В 1870–1880-х гг. была проведена серия законов, направленных на установление честных принципов голосования. Законом 1872 г. вводилось тайное голосование. Серьезной проблемой оставалась практика подкупа избирателей. Целые избирательные округа лишались представительства в результате обнаружения таких фактов. Например, в 1882 г. были аннулированы результаты выборов в Оксфорде, Чостере, Кентербери. В 1883 г. парламент был вынужден принять специальный закон о наказании за подкуп избирателей. Лицо, признанное виновным, подвергалось штрафу или тюремному заключению с лишением избирательных прав на семь лет. В 1889 г. был принят закон, который ограничил расходы на избирательную компанию и ввел публичную отчетность об истраченных суммах.