Лекция 15. ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (1812-1891)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать факты биографии писателя; особенности его художественного метода; хронологическую последовательность создания романов, их идейно-тематическое своеобразие; оценку творчества писателя в критике (понятие "обломовщины");

уметь характеризовать способы выражения авторской позиции в создании системы образов-персонажей; проводить анализ особенностей повествования (соотношение диалога и монолога); давать анализ характерологических функций описаний (портрет, пейзаж); характеризовать роль детали в создании образа героя;

владеть понятийным аппаратом литературоведения в области исследования сюжетно-композиционной структуры; приемами исследования авторской позиции в связи с особенностями повествования.

И. А. Гончаров происходил из старинного дворянского рода. Родился он в городе Симбирске. Детство писателя прошло в богатой помещичьей усадьбе. С 1822 по 1830 г. Гончаров учится в Московском коммерческом училище, а в 1831 г. держит экзамен в Московский университет на филологический или, как он тогда назывался, словесный факультет. Университет остался в памяти писателя как лучшая пора в жизни: здесь он познал замечательный дух свободы Московского университета, храма науки, воспитавшего "не только ум, но всю молодую душу". В воспоминаниях об университете (они имеют подзаголовок "Как нас учили 50 лет назад") встречаются имена Лермонтова и Герцена, Белинского и К. Аксакова, историка М. Каченовского и профессора теории изящных искусств и археологии Н. Надеждина.

Одним из ярких впечатлений тех лет было посещение университета Пушкиным в сентябре 1832 г. Гончаров вспоминает атмосферу спора, возникшего после лекции между Пушкиным и Каченовским о подлинности "Слова о полку Игореве". Гончаров создает образ "литературного антагонизма", который возник между участниками спора еще в 1818 г., когда Пушкиным была написана первая, но далеко не последняя эпиграмма на Каченовского. В студенческие годы проявляется интерес к профессиональным литературным занятиям: в журнале "Телескоп" в 1832 г. печатается переведенный Гончаровым отрывок из романа Э. Сю "Атар-Гюль".

Закончив в 1834 г. университет, Гончаров отправляется домой, где его "обдало той же “обломовщиной”, какую он наблюдал в детстве". Чтобы "не заснуть самому, глядя на это затишье", осенью Гончаров переезжает в Петербург и начинает службу в министерстве финансов. Значительна в становлении литературного таланта Гончарова была роль литературно-художественного кружка академика живописи Н. А. Майкова, сыновьям которого, Валериану и Аполлону, будущий писатель преподавал литературу. Появление в печати романа "Обыкновенная история" (1846) означало признание литературного таланта Гончарова.

В 1853 г. Гончаров отправляется в кругосветное плавание на военном фрегате "Паллада", продолжавшееся два года. Итогом путешествия стали очерки "Фрегат “Паллада”" – уникальное явление русской литературы середины XIX в.

В 1859 г. Гончаров публикует роман "Обломов", а через 10 лет – "Обрыв" (1869). В последние годы жизни Гончаров выступает как блестящий публицист в "Заметках о личности Белинского", литературный критик – в этюде "Мильон терзаний", мемуарист ("Слуги старого века"), историк искусства, собравший большой материал для статей о творчестве А. Н. Островского. Особое место в публицистике Гончарова принадлежит статьям "Лучше поздно, чем никогда", "Намерения, задачи и идеи романа “Обрыв”", в которых писатель дает обоснование принципов реализма.