Итоги анализа сознания
Первый вопрос, на который хотелось бы иметь ответ: "Какая реальность описывается понятием “сознание”?" Традиционный ответ отсылает нас к способности человека давать себе отчет (осознавать) в том, что он видит, слышит, о чем размышляет, что переживает, что делает, помнит из случившегося с ним до этого момента времени. Но мы уже отмечали, что такое понимание сознания делает его ненужным добавлением к психике человека. Понимаемое таким образом сознание ничего не меняет в нашем восприятии, мышлении, мотивации, эмоциональных переживаниях, в наших действиях. Такое сознание не участвует в создании образов внешнего мира, не решает задач жизни человека, но создает возможность для произвольной регуляции поведения человека. Если самоотчет и связан с сознанием как особой психикой, то он есть лишь одно из проявлений сознания, а не само сознание. Так понимаемое сознание даже не есть форма психических процессов, это лишь способность человека отдавать себе отчет о том, что он пилит, слышит, о чем размышляет и т.д. Но если нельзя указать на эту реальность и описать ее, то это означает, что понятие "сознание" в психологии вводится как понятие объяснительное, как теоретический конструкт. И тогда возникают следующие вопросы.
• Что оно объясняет?
• Какие особенности поведения и психики человека мы связываем с сознанием и почему их нельзя объяснить без понятия сознания?
Первой и главной реальностью, предполагающий особые возможности психики человека, является особенность его деятельности, а именно трудовой деятельности, и в том числе создание предметов культуры, не имеющих никакой биологической ценности или выгоды (музыка, стихи, живопись, кино-, телематериалы и пр.). Создание особого пространства жизни человека – культуры, включающей искусство и науку, и особая деятельность в этом пространстве, приобретающая основной, главный смысл жизни для многих людей, невозможны без тех особенностей психики, которыми мы наделяем сознание. Производство произведений искусства и знаний, создание образа мира отдельными людьми и всем человечеством, восприятие предметов культуры человечества, а не только объектов материального мира, невозможно на основе чувственного отражения предметных ситуаций действия. Требуется новая способность психики человека, позволяющая создавать научную картину мира и передавать эти знания новым поколениям людей.
Второй особенностью деятельности человека, в том числе и его бытового поведения, является его произвольный и волевой характер, когда человеку надо делать не только то, что хочется, но и то, что надо и как надо по правилам и нормам, установленным обществом и государством. Такое поведение предполагает становление человека не только как социального существа с его нормативным поведением, но и как существа духовного, личности, живущей в пространстве нравственно-безнравственных отношений. Жизнь в пространстве культуры оказывается невозможной на основе лишь чувственного восприятия и способности решения приспособительных задач (полотно художника вне сознания есть холст, покрытый красками) Социальные, в том числе нравственные, нормы и правила не могут быть даны человеку в чувственной форме, а нравственное поведение личности не является биологически или социально адаптивным (выгодным). Опять же нужна особая способность психики, позволяющая человеку быть социальным существом и стать личностью, быть не только адаптирующимся к ситуации, но и утверждающим своею жизнью нравственные принципы, принятые им как смыслы собственной жизни.
И наконец, упоминаемую способность человека отдавать отчет о себе, своем состоянии психики тоже надо как-то объяснять.
• Откуда берется такая способность и в чем ее необходимость?
• Это врожденное свойство, определяемое устройством мозга, или это умение человека, приобретаемое при жизни?
• Какие условия нужны, чтобы приобретение этого умения стало для человека задачей, и какие условия и возможности необходимы для решения этой задачи?
Понятие "сознание" выступает здесь как механизм объяснения способности к самоотчету.
Основной вопрос, который остается без ответа: что порождает сознание? Понятно, что сами по себе деятельность, язык, социальные отношения людей лишь нуждаются в сознании, но не порождают сто. Не может породить сознание и сам по себе мозг – он лишь обеспечивает эту возможность. Пока понятно одно – вне человеческой деятельности сознание не рождается, за его ненадобностью. Но что в деятельности порождает сознание – остается неясным. Главная трудность в ответе на этот вопрос заключается в том, чтобы понять, что же должно порождаться, т.е. что есть сознание? И пока мы не договоримся о содержании понятия "сознание", мы не сможем ответить на вопрос о том, что его порождает. Складывается впечатление, что это понятие является общим названием многих новоприобретений или новообразований психики человека (когда-то вся познавательная сфера психики человека обозначалась понятием "разум"), И если это так, то тогда паша задача не догадываться, что есть сознание, а выделить эти новоприобретения и описать их.
Если мы признаем "сознание" объяснительным понятием, теоретическим конструктом, то тогда меняется стратегия исследования: надо изучать, как строится образ мира, а не ситуации; как создается знание о мире и о себе; как управляется и регулируется поведение человека на основе установленных обществом и государством правил и норм; как происходит процесс осознания, т.е. открытия для себя содержания своей деятельности и своих психических процессов и т.д.