История возникновения российской рекламы
Рекламное дело в России в той или иной мере прошло все стадии становления и развития, существующие в мире. В Приложении 1 представлены основные даты создания российской профессиональной (агентской) рекламы, которые как европейское и американское, пришлись на первую половину XIX в. Поданным анализа, проведенного Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), сдерживающими факторами были: существование крепостного права, недостаточная индустриализация российской, преимущественно аграрной экономики, низкий уровень развития периодической печати и коммуникаций, и, как следствие, сложности с доставкой информации на бескрайних просторах Русской империи[1].
К ранним формам становления российской рекламы можно отнести народное творчество разносчиков, коробейников, бродячих ремесленников. Так, уже в X-XI вв. русские купцы прибегали к различным приемам рекламирования своих товаров – привлечение глашатаев-зазывал, использование надписей на лавках и щитках, вывески на магазинах и т.д.
В условиях формирования всероссийского рынка большая роль, как и в Западной Европе, принадлежала ярмаркам. Па Руси появляются ежегодные ярмарки и распродажи. Наиболее ранняя ярмарка, информация о которой точно датирована – Арская, проводившаяся в окрестностях Казани с середины XIII в.
Эволюция печатной рекламы в России во второй половине XVIII – первой половине XIX в. практически не отличалась от западноевропейской. Значительную роль в распространении разнообразной информации среди простых людей в этот период играли народные картинки – лубки, т.е. рисунки, нанесенные на бумагу (картон) посредством ксилографии и впоследствии раскрашенные. Информация на лубках наряду с образовательной, развлекательной, религиозной, преследовала и коммерческие цели, поэтому в определенной степени некоторые из них играли роль печатной рекламы. Например, "лубочная" реклама широко использовалась во времена Петра I (1672–1725 гг.) в широкомасштабной кампании по популяризации табака[2].
Печатные плакаты появились в России в начале XVIII в. К концу XIX в. вручение покупателям бесплатных календарей, листовок, прейскурантов становится достаточно распространенным.
К началу XX в. реклама в прессе (газетах и журналах) была достаточно высокоразвитой сферой рекламного бизнеса. Публикация рекламного характера была помещена уже в первой русской газете "Ведомости", издаваемой с 1702 г. по указу Петра I.
Впервые скрытая реклама в России появляется в газете "Северная пчела" (1832–1835 гг.) как своеобразная реакция на официальный запрет властей публиковать коммерческие объявления.
В 1867 г. в Саратове начинает издаваться газета "Коммерческий листок", а к началу XX в. в Санкт-Петербурге появляются специальные рекламные журналы "Торговля", "Торговля и жизнь", "Деловой будильник" и др. Позже появились газеты "Комиссионер" (Москва), "Рекламист" (Одесса), "Спутник покупателя" (Нижний Новгород). Главный поток коммерческих объявлений рекламного характера шел через издание департамента внешней торговли – "Коммерческая газета" (1825–1860 гг.) и частный еженедельник "Купец" (1832–1835 гг.), который был создан с целью способствовать успехам отечественной промышленности, сбыту, приобретению товаров, издавался на русском, французском и немецком языках. Все эти издания, бюро и бесчисленные рекламные конторы служили интересам торговцев и промышленников.
В 1896 г. в России был принят закон об охране товарных знаков. В законе указывалось, что товарным знаком может быть все, что подходит для индивидуализации происхождения товара. В целом выход российской экономики на новый качественный уровень потребовал большего внимания к формированию фирменного стиля.