Лекция 2. ИСТОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

В результате изучения главы 2 студент должен:

знать

• соотношение религиоведения и истории религиоведения;

• предпосылки становления науки о религии (религиоведения);

• время возникновения науки о религии;

• основателей науки о религии на Западе;

• периоды развития науки о религии на Западе;

• историю формирования комплекса дисциплин в науке о религии;

• основные тенденции развития знаний в западной науке о религии;

• периоды в истории отечественного религиоведения;

• основные направления и результаты исследований в каждый период истории отечественного религиоведения;

уметь

• отличать вопросы истории религиоведения от вопросов религиоведения;

• определять и собирать источники по истории религиоведения;

• применять знания из истории религиоведения к рассмотрению современных проблем религиоведения;

• анализировать связь развития религиоведения с конкретными историческими условиями;

• раскрывать обусловленность обращения к рассмотрению тех или иных явлений религии состоянием и динамикой культуры в определенные периоды истории;

• соотносить знания по истории религиоведения с данными из истории других наук;

• использовать знания в области информатики в ходе изучения истории религиоведения;

владеть

• основными методологическими принципами изучения истории науки;

• методами исследования истории религиоведения;

• приемами синхронного, диахронного и синхронно-диахронного анализа;

• способностью построения хронотона объекта;

• приемами историографического анализа в области истории религиоведения;

• приемами применения герменевтики к изучению истории религиоведения;

• навыками исследования религиоведческих текстов, созданных в прошлом;

• приемами изложения истории религиоведения в устной и письменной форме.

Предметом истории религиоведения является протекающий во времени разноплановый процесс познания религии и ее феноменов, в ходе которого воссоздается и названный процесс и, одновременно, развивается само это познание, совершенствуются его методы. В истории познания формируются, накапливаются и развиваются эмпирические и теоретические знания о религии, ее феноменах, а также знания об этом знании. История религиоведения – важная область религиоведческих исследований. Хотя она представляет собой рефлексию второго порядка – "познание познавания", история религиоведения неизбежно обращается к "картинам" самой религии, ее феноменов, являющимся непосредственным воспроизведением ее и ее феноменов на прошлых этапах развития.

Наука о религии в Западной Европе и США

[1]

Наука как социальный институт формировалась с XV в. (имеются и другие датировки начала формирования науки как института). Постепенно становились самостоятельными математика, механика, астрономия, в XVII–XVIII вв. выделялись химия, геология, в XIX в. появилась биология. Формировались общественные, гуманитарные и социальные науки: начиная с эпохи Просвещения шел процесс формирования исторической науки, в XIX в. возникают психология, антропология, лингвистика, экономическая наука, социология и др. В XX в. сложилась так называемая большая наука: интенсивный процесс дифференциации знания привел к появлению множества наук.

С начала XIX в. формировалась и наука о религии как относительно самостоятельная дисциплина, хотя знания о религии – философские, исторические, теологические, психологические и др. – накапливались в течение столетий. Особенно важные сдвиги в изучении религии произошли в XVIII–XIX вв. Этому способствовали: создание выдающихся философских учений, полученные путешественниками сведения о культуре и верованиях первобытных народов, изучение восточных языков, прежде всего санскрита, ознакомление с восточными мифологиями и религиями, переводы на европейские языки священных текстов разных религий, исследования в области исторической науки и т.д.

Осознание формирования научной дисциплины находило выражение в соответствующих ее обозначениях в романских и германских языках: в английском – science of religion (наука о религии), study of religion (изучение, исследование религии); французском – la science de religions (наука о религии); немецком – Religionsmssenschaft (наука о религии). Появление указанных языковых определений означало осознание постепенного отделения данной дисциплины от других в процессе дифференциации знаний о данном объекте.

Впервые соответствующий термин появился в Германии: немецкое слово "Religionswissenschaft" было употреблено в названии ежегодника, выходившего в течение 1804–1806 гг. в Магдебурге под редакцией X. Хенке.

В 1834 г. чешский философ, логик и математик Б. Больцано (1781 – 1848) немецкое слово "Religionswissenschaft" использовал для обозначения специальной научной дисциплины; его книга – "Lerhbuch der Religionswissenschaft" ("Учебник науки о религии") издана в Зальцбахе в 1834 г. I (ели и задачи науки о религии рассматривались Больцано в контексте его учения о науке: в 1837 г. был опубликован его труд "Wissenschaftslehre und Religionswissenschaft" ("Учение о науке и наука о религии").

Во Франции Э. Берну назвал свою книгу, вышедшую в 1872 г., "La science des religions" ("Наука о религии").

В англоязычную литературу термин "science of religion" ввел в 1860 г. и широко использовал в своих работах Фридрих Макс Мюллер (1823–1900) – английский (по происхождению немец) философ, санскритолог и индолог, представитель сравнительного языкознания, который считается одним из основателей науки о религии[2].

В своей работе "Введение в науку о религии" на базе принципов сравнительного языкознания Ф. М. Мюллер развил идеи сравнительной науки о религии. Он считал эту науку "философской дисциплиной" и полагал, что она "делится на две части: первая, рассматривающая исторические формы религии, называется сравнительной теологией; вторая, объясняющая условия, при которых возможна религия, либо в ее низшей, либо в ее высшей форме, называется теоретической теологией"[3]. Наука о религии должна быть основана "на беспристрастном и подлинно научном сравнении всех или, по крайней мере, наиболее важных религий человечества"[4]. Христианство, рассуждал Ф. М. Мюллер, как религия общечеловеческая научило нас исследовать историю человечества как нашу собственную, открывать следы божественной мудрости и любви в развитии всех народов мира, и потому ни в одной религии нет столь благоприятной почвы для развития сравнительного религиоведения, как в нашей собственной[5].

Важный вклад в понимание предметного содержания науки о религии внес голландский протестантский теолог, историк и философ религии Карнелис Петер Тиле (1830–1902).

В работе "Основные принципы науки о религии" он сформулировал свое понимание предмета и метода этой науки, полагал, что наука о религии, или философия религии, "должна попытаться постичь и объяснить религиозное начало в человеке и, таким образом, определить сущность религии и исследовать ее причины. Результаты этих исследований она передает далее общей философии в качестве материала к решению более общих задач"[6]. Для науки о религии не подходит эмпирический, как и спекулятивный (создающий априорную систему), метод; истинный метод – "чисто исторический", исходящий из того, что установлено историческим исследованием. Но наука о религии должна также принимать во внимание результаты антропологии, психологии, социологии и в особенности сравнительного исследования религии.

Поскольку религия – это явление психологическое, историческое и социальное, философия религии, понимаемая как наука о религии, является учением о человеке как религиозном существе. Эта философия религии, наука о религии не заменяет собой догматики, а стоит рядом с ней и охватывает более широкую сферу. Ее цель в отличие от догматики состоит не в описании "истинной религии" и не в оправдании учения перед мышлением, а в том, чтобы изучить религию во всех ее формах и на этом пути понять ее сущность и подойти к истокам ее в человеческой душе. Догматика и философия дополняют друг друга и должны сохранять постоянную взаимосвязь.

Продолжил обсуждение предметного содержания и методов науки о религии голландский протестантский теолог, историк религии Пьер Шантепи де ля Соссе (1848– 1920). Широкую известность получили его работы "Учебник по истории религии" и "Иллюстрированная история религий".

По мнению исследователя, наука о религии имеет своей задачей исследование религии, ее сущности и проявлений и разделяется на философию религии и историю религий. Философия религии рассматривает ее субъективную и объективную стороны и, следовательно, включает психологическую и метафизическую части. В истории религий, хотя в нее входит и описание религий естественных народов, т.е. той части человечества, которая не ведет историческую жизнь, основным предметом, главной задачей должно стать историческое развитие религий культурных народов. Философия религии и история религии находятся друг с другом в тесной связи. Философия была бы пустой и бессодержательной при абстрактных определениях религии, без фактического материала, а история не может обойтись без содействия философии, так как для уяснения того, относится ли историческое явление к числу религиозных, требуется известное, хотя бы предварительное, представление о сущности религии.

П. Ш. де ля Соссе выделяет в науке о религии также феноменологию религии, которая осуществляет сопоставление, обобщение и группировку религиозных явлений и обеспечивает переход от истории религии к философии религии. Он, как и его предшественники, касается вопроса об отношении науки о религии и христианской теологии. Ни подчинение науки о религии теологии и превращение ее во введение в историческую и систематическую часть, ни превращение христианской теологии в служебную часть науки о религии П. Ш. де ля Соссе не принимает. Он полагает, что наука о религии и наука о христианской религии идут своими собственными путями и преследуют свои собственные цели, хотя они должны взаимно содействовать друг другу.

В XX в. благодаря усилиям Ф. М. Мюллера, К. П. Тиле, П. Ш. де ля Соссе ОГЛАВЛЕНИЕ и методы науки о религии, ее методология стали обсуждаться в Германии, Франции, Англии, Италии, США и в других странах.

Заметный вклад в осмысление предмета, содержания и методов науки о религии, в изучение истории этой дисциплины внесли:

• немецкие исследователи – Генрих Фрик (1895–1952; сочинение "Сравнительная наука о религии" (1929) и др.), Густав Меннинг (1901 – 1978; сочинения: "История науки о религии" (1948), "Сравнительная наука о религии" (1949) и др.), Иоахим Вах (1898–1955; сочинение "Сравнительная наука о религии" (1962) и др.), Гюнтер Ланчковский (сочинение "Введение в науку о религии" (1978) и др.), Отто Фридрих Больнов (1903–1991; сочинение "Паука о религии как герменевтическая дисциплина" (1982) и др.), Фридрих Штольц (сочинение "Основание науки о религии" (1988) и др.);

• американские исследователи – Джон Мильтон Ингер ("Научное изучение религии" (1970)), Жак Ваарденбург (сочинение "Религия и религии: систематическое введение в науку о религии" (1986) и др.);

• английский исследователь Эрик Шарп (1933–2000; сочинения: "Сравнительное исследование религии. История" (1975), "Исследование религии: методологические дискуссии" (1987) и др.).

Упомянем изданную в Германии работу "Классики науки о религии. От Фридриха Шлейермахера до Мирче Эли- аде" (1997).

Отметим издание антологий, а также коллективные монографии, которые включают статьи об истории науки о религии, о методологических подходах к исследованию религии в XIX–XX вв.: "Классические подходы к изучению религии. Цели, методы и теории исследования", в 2 томах, под редакцией Ж. Ваарденбурга (1973); "Самопонимание и сущность науки о религии", под редакцией Г. Ланчковского (1974); "Наука о религии: исследования в области методологии" (1979); "Современные подходы к исследованию религии", в 2 томах, под редакцией Ф. Уэйлинга (1984).

Значительным событием в западной науке о религии явилось издание 16-томной "Энциклопедии религии" (1987). Руководителем авторского коллектива этого фундаментального труда был румынский философ и историк религии Мирче Элиаде (1907–1986).

Авторы изданий анализируют культурно-антропологические и социально-антропологические, социологические, кросскультурные, психологические, исторические, феноменологические и другие подходы к исследованию религии, историю религий и историю науки о религии. Наряду с упомянутыми выше в разных странах изданы и другие антологии, энциклопедии, словари, сборники статей по проблемам науки о религии.

Конкретные материалы наука о религии получала и получает из разных областей знания. Соответствующие знания о религии накоплены в теологии – православной, католической и протестантской.

Теология изучала главным образом христианскую религию, рассматривая христианство как результат Божественного Откровения. Она исследовала тексты Священного Писания и Священного Предания, анализировала Библию, труды Отцов и Учителей Церкви, христианскую догматику, ее историю, ОГЛАВЛЕНИЕ христианского сознания, религиозный опыт христиан, структуру богослужений и обрядов, канонические нормы Церкви, историю Церкви и т.д. Представители теологии обсуждали методологические и другие проблемы складывавшейся и развивавшейся науки о религии, ее различных разделов.

Важный вклад в становление и развитие знаний о религии внесли философы Нового и Новейшего времени:

• нидерландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632– 1677);

• английские философы Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Дэвид Юм (1711–1776) и др;

• французские философы Рене Декарт (1596–1650), Шарль Луи Монтескьё (1689–1755), Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694–1778), Клод Адриан Гельвеций (1715– 1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789), Жан Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713-1784) и др.;

• немецкие философы Иммануил Кант (1724–1804), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814), Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854), Людвиг Андреас Фейербах (1804– 1872), Фридрих Эрнст Даниэль Шлейермахер (1768–1834), Карл Маркс (1818 –1883), Фридрих Энгельс (1820–1895), Вильгельм Виндельбанд (1848–1915), Генрих Риккерт (1863–1936), Освальд Шпенглер (1880–1936), Эрнст Кассирер (1874–1945) и др.;

• датский философ Сёрен Кьеркегор (1813–1855).

С начала XIX в. в западной философии складывался ряд направлений, которые с большим или меньшим влиянием были представлены в XX в. В них уделялось внимание и рассмотрению проблем религии. Не забыты они и ныне.

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) как философское течение формировался с 1830-х гг. Историю позитивизма разделяют на три периода: "первый", "второй", "третий". Представители первого ("классического") – О. Конт (1798–1857), Джон Стюарт Миль (1803–1873), Герберт Спенсер (1820–1903).

Второй позитивизм – эмпириокритицизм – сложился в 1890-х гг. Его основателями считаются швейцарский философ Рихард Авенариус (1843–1896) и немецко-австрийский философ, математик, физик Эрнст Мах (1838–1916).

Третий позитивизм – неопозитивизм – возникает в 1920-х гг. и представляет собой логико-лингвистическую форму позитивизма. Широкую известность приобрела аналитическая философия, одним из основоположников которой считается Бертран Рассел (1872–1970). В традициях аналитической философии развивался логический позитивизм (Рудольф Карнап (1891 – 1970) и др.), философия лингвистического анализа (Людвиг Витгенштейн (1889– 1951) и др.).

Позитивизм стремится освободить науки от "метафизики", требует подвергать высказывания, в том числе и религиозные, эмпирической проверке.

Философия жизни – течение, которое складывалось с конца XIX в. Его представители – Фридрих Ницше (1844– 1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911), Анри Бергсон (1859–1941), Освальд Шпенглер (1880–1996) и др. В философии жизни религия рассматривалась как момент процесса человеческой жизни.

Феноменология (греч. φαινόμενον – являющееся) основана немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859– 1938); продолжили дело Гуссерля Бернхард Вальденфельс (род. 1934) и др.

Феноменология – влиятельное направление в западной философии, ее идеи осваивали другие философские течения, она способствовала становлению и развитию феноменологии религии.

Экзистенциализм (позднелат. existentia – существование), или философия существования, возник и развивался в течение XX в., оказал влияние на различные области культуры. Важный вклад в разработку его идей внесли немецкие философы Марти Хайдеггер (1899–1976), Карл Ясперс (1883–1939), французские философы Жан-Поль Сартр (1905–1980), Альбер Камю (1913–1960), Морис Мерло-Понти (1908–1961) и др.

Экзистенциализм выявляет место религии в повседневном существовании человека с его заботами, страхами, тревогами, страданиями, бытием перед смертью; оказал влияние на ряд представителей теологии и религиозной философии.

Прагматизм (греч. πραγμα – дело, действие) возник в последней трети XIX в. в США и получил распространение в XX в. Основатели прагматизма – американские философы Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914), Уильям Джеймс (Джемс) (1842–1910), Джон Дьюи (1859–1952). В Европе последователем прагматизма был английский философ

Фердинанд Каннинг Скотт Шиллер (1864–1937). Идеи прагматизма развивал американский философ Ричард Рорти (1931–2007). У. Джеймс был одним из основателей психологии религии.

Прагматизм показывал практическое значение религии и религиозности.

Философская антропология. Ее основателем считается немецкий философ Макс Шелер (1874–1928). К числу антропологов относят немецких философов Гельмута Плесснера (1892–1985), Арнольда Гелена (1904–1976), Эриха Ротхакера (1889–1965) и др.

В философской антропологии разрабатывается концепция "homo religiosus" – "человек религиозный".

Философская герменевтика (греч. ερμηνευτική – разъяснение, толкование) складывалась в 1960–1970-е гг. Ее становление связывают с трудами немецкого философа Ханса-Георга Гадамера (1899–1991). Развивал идеи философской герменевтики французский философ Поль Рикёр (1913-2005).

Принципы философской герменевтики применяются в ходе анализа религиозных текстов.

Философия реализма разрабатывалась на базе различных мировоззренческих установок. Назовем наиболее известных и влиятельных представителей американского реализма: логик, математик, физик и философ Альфред Норт Уайтхед (1861–1947) и философ и писатель Джордж Сантаяна (1863–1952). Они исследовали проблемы религии в связи с революцией в науке.

Значительное влияние на различные области культуры на Западе оказывала и оказывает религиозная философия – католическая и протестантская.

Католическую философию представляют:

неотомизм – французские философы Этьен Жильсон (1884–1978) и Жак Маритен (1882–1973), немецкий философ Карл Ранер (1904–1984) и др.;

неоавгустинизм – французские философы Габриэль Оноре Марсель (1889–1973) и Жан Лакруа (1900–1986) и др.;

научная феноменология – французский ученый и религиозный философ Пьер Тейар де Шарден (1881 – 1955) и др.

В протестантской философии также имеется ряд направлений:

диалектическая теология – швейцарский теолог Карл Барг (1886-1968);

демифологизированное христианство – немецкий теолог Рудольф Бультман (1884–1976);

экзистенциальная теология – немецко-американский теолог Пауль Тиллих (1886–1965);

безрелигиозное христианство – немецкий теолог Дитрих Бонхоффер (1906–1945);

секулярная теология – американский теолог Гарви Кокс (род. 1929);

теология надежды, или эсхатологическая теология – немецкие теологи Юрген Мольтман (род. 1926) и Вольтфхарт Панненберг (род. 1928);

этика благоговения перед жизнью – немецкий теолог Альберт Швейцер (1875–1965);

философия диалога – еврейский философ Мартин (Мордехай) Бубер (1878–1965) и др.

Как видно уже из названий различных вариантов религиозной философии, она принимала идеи философии жизни, экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии, герменевтики и др. и, со своей стороны, задавала проблемы названным философским направлениям. В различных религиозно-философских течениях разрабатывается ряд проблем, в том числе и философии религии.

Заметное влияние на культуру в западных странах в XX веке оказывала марксистская философская традиция. Представители этой традиции: итальянский философ и социолог Антонио Грамши (1891–1937), венгерский философ, эстетик и литературовед Дъёрд (Георг) Лукач (1885– 1971), немецкие философы Карл Корш (1886–1961) и Эрнсг Блох (1885–1977), английские философы и ученые Джон Десмонд Бернал (1901–1971) и Морис Корнфорт (1909–1980), американский философ, исследователь культуры Фредерик Джеймисон (род. 1934), французские философы Луи Альтюсер (1918–1990) и Анри Лефевр (1905– 1991) и др.

Неомарксизм представлен во Франкфуртской школе, которая базировалась в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. Мыслители этой школы – немецкие философы и социологи Макс Хоркхаймер (1893–1973) и Теодор Изенгард Адорно (1903–1979), немецко-американский философ и социолог Герберт Маркузе (1898–1979), немецкий философ Юрген Хабермас (род. 1929) – разрабатывали критическую теорию общества и коммуникативные теории действия и взаимодействия.

В последние два десятилетия XX в. на авансцену философских дискуссий вышел постмодернизм с его идеями об "усталой", "энтропийной" культуре, о "неопределенности", "нерешенности" вопросов философии, о "языке бессознательного", "о смерти субъекта", о "смерти автора" и т.п. Представители постмодернизма: французский философ, исследователь религии Ролан Барт (1915–1980), французский философ, писатель, экономист Жорж Батай (1897– 1962), французский философ, социолог и культуролог Жан Бодрийар (1929–2007), французские философы Жиль Делёз (1926–1995) и Жак Деррида (1930–2004), французский психолог и философ Жак Лакан (1901–1981), французский философ, историк культуры Поль Мишель Фуко (1926-1984) и др.

Постмодернизм выражает ситуацию вторичности и комментаторства в философии, литературе, искусстве, религии, утрату смысла традиционных форм культуры. Философия постмодернизма дала повод для разработки "постмодернистской теологии".

Наряду с рассмотрением религии в рамках названных философских направлений она исследуется в специальных трудах по философии религии. Обсуждаются вопросы: о специфике подходов к изучению религии в данной области философии, о соотношении философии религии и науки о религии, теологии и науки о религии, о типах рациональности и представленности их в философии религии, теологии и науке о религии. Выясняются методы исследования, возможности и границы эмпатии (греч. εμπάθεια – сопереживание) и интроспекции (лат. intro – внутрь, iacere – бросать) в понимании религиозных явлений, предпочтительность для науки о религии методологического плюрализма или же конвенционально установленных некоторых общепризнаваемых методологических принципов.

В обсуждении этих вопросов находили выражение мировоззренческие позиции исследователей, и в соответствии с этими позициями в тексты включались ценностные суждения. Религиозные организации, разные группы и авторы либо отвергали претензии пауки о религии на познание религии, либо относились толерантно к этому познанию, либо усваивали результаты научных исследований и сами проводили такие исследования. С другой стороны, светские исследователи либо не принимали теологические установки, стремились освободить науку о религии от влияния теологии, либо придерживались принципов нейтралитета и агностицизма, либо находили проблемные поля совместных исследований и сотрудничества с теологами.

Назовем некоторых авторов работ: немецкие философы – Франц Шредер ("Аналитическая философия религии" (1979)), Ричард Шеффлер ("Философия религии" (1983)), У. Дупре ("Введение в философию религии" (1985)), X. Люббе ("Религия после Просвещения" (1986)); Г. Вальденфельс (сочинение "Интеркультурная философия религии: философия религии сегодня" (1986) и др.), американский философ Эдвард Кузине (сочинение "Духовность в современном мире" (1987) и др.) и т.д.

История религии нашла отражение в широком круге источников, в литературе дается описание истории отдельных феноменов религии, различных направлений и конфессий, в том числе по отдельным странам и регионам, по народам, в том числе в определенные периоды. Библиотека по истории религии особенно интенсивно наполняется с XIX в.

Назовем тех авторов, которые своими исследованиями в области истории религии внесли вклад и в развитие науки о религии в целом. Это: американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818–1881; "Древнее общество, Или исследование линии человеческого прогресса через варварство к цивилизации" (1877)), французский историк Эрнст Ренан (1823–1892; сочинение "Очерки по истории религии" (1880) и др.), французский историк Нюма Дени Фюстель де Куланж (1830–1889; сочинение "Древний город: Изучение религии, законов и институтов Греции и Рима" (1864) и др.), немецкий протестантский теолог и историк христианства Адольф фон Гарнак (1851–1930; сочинение "Сущность христианства" (1900) и др.), немецкий протестантский теолог, философ, историк, социолог Эрнст Трёльч (1865–1923; сочинение "Абсолютность христианства и история религии" (1902) и др.), немецкий протестантский теолог, философ и историк религии Отто

Пфлейдерер (1839–1908; сочинение "Религия и религии" (1906) и др.), немецкий историк религий Якоб Вильгельм Хауэр (1881–1962; сочинение "Религии, их становление, их смысл, их истина" (1923) и др.), немецкий историк религии, буддолог Герман Ольденберг (1856–1920; сочинение "Будда, его жизнь, его учение, его правила поведения" (1881) и др.), шведский протестантский теолог и историк религии Натан Зсдерблом (1866–1931; сочинение "Религии мира" (1926) и др.), английский историк религии Фрэнк Байрон Джеванс (1856–1936; сочинение "Введение в историю религии" (1896) и др.) и другие.

Значительные результаты в изучении истории первоначального христианства получены в Тюбингенской школе либерально-протестантских теологов. Основателем школы был Фердинанд Христиан Баур (1792–1860), видным представителем – Давид Фридрих Штраус (1808–1874). Школа внесла важный вклад в изучение первоначального христианства, в исследования новозаветных текстов. Особенно известна работа Д. Штрауса "Жизнь Иисуса" (1835).

Представители школы, признавая явление Иисуса Христа, считали большинство евангельских повествований о нем мифами.

Во второй половине XIX – начале XX в. в теологической историографии была представлена и другая позиция. Ее представители – немецкие протестантские теологи Беньямин Альбрехт Ритчль (1822–1889) и Адольф Гарнак (1851–1930), французский католический теолог Луи Дюшен (1843–1922) и др. – обосновывали историчность Иисуса Христа, отвергали утверждение сторонников Тюбингенской школы о том, что евангельские рассказы об Иисусе Христе – это мифы.

А. Гарнак, хотя и оспаривал некоторые христианские догматы, например о непорочном зачатии, считал евангельские рассказы свидетельствами об Иисусе Христе, несмотря на то что они, как он полагал, были искажены переписчиками. Но острие критики представителей защитников историчности Иисуса Христа было направлено в адрес исследований первоначального христианства, развивавшихся с XIX в. вне официальной теологии. Их наиболее известные представители – немецкий философ и историк раннего христианства Бруно Бауэр (1809–1882; сочинения: "Христианство как продукт отчужденного самосознания",

"Критика синоптических евангелий" и др.); шотландский историк первоначального христианства Джон Маккиннон Робертсон (1856–1933; сочинения: "Христианство и мифология", "Языческие христы"); немецкий философ, историк раннего христианства Артур Древе (1865–1935; сочинения: "Миф о Христе", "Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем").

Б. Бауэр считал, что евангельские повествования представляют собой сознательный вымысел отдельных лиц с определенными религиозными целями. А. Древе полагал, что евангельские рассказы – продукт мифотворчества.

Выдающийся вклад в исследование Ветхого Завета внесли немецкие теологии Георг Генрих Август фон Эвальд (1803–1875), Юлиус Вельгаузен (1844–1918), Фридрих Конрад Герхард Делич (1850–1922), голландский теолог Абрахам Кюэнон (1828–1891), шотландский историк религии, востоковед Уильям Робертсон Смит (1846– 1894). Новый Завет подвергнут тщательному исследованию в Тюбингенской школе (о ней уже шла речь), а также в религиозно-исторической школе, к которой относятся Вильгельм Бюссе (1805–1920), Герман Гункель (1862– 1932), Ричард Рейтценштейн (1861–1931). Была выявлена связь Нового и Ветхого Заветов. Эти исследования во многом определили дальнейшее развитие библеистики.

В первой половине XIX в. в изучение древней мифологии внесли вклад немецкие исследователи: Георг Фридрих Крейцер (1771 –1858), Кристиан Готлиб Гейне (1729–1812), Карл Отфрид Мюллер (1797–1840), Адальберт Кун (1812– 1899) и др. В ходе их исследований была высказана мысль о том, что не все мифы имеют религиозную природу.

Знания о религии накапливала и фольклористика. Исследования фольклора успешно проводили немецкие ученые братья Якоб (1785–1863) и Вильгельм (1786–1859) Гримм.

Я. Гримм заложил традицию объяснения архаических мифов на основе материалов современного фольклора. Он выдвинул идею "двоеверия", согласно которой в религиозных переживаниях современного германского простолюдина имеются два слоя – христианская вера и верования доисторического периода. Народные сказки, былины, саги и пр. являются результатом деградирования мифов и отражают первобытные верования народа. Поэтому народное поэтическое творчество, сказки, обычаи и предания служат основой для изучения первобытных мифов и религий.

Продолжая традицию исследования фольклора, немецкий этнограф и фольклорист Вильгельм Маннхардт (1831 – 1880) провел различение так называемых высшей мифологии и низшей мифологии (современных верований и суеверий народных масс).

К середине XIX в. были достигнуты успехи в области общей лингвистики и филологии•, получены значительные результаты в изучении древних восточных языков – санскрита, пали, фарси, расшифрованы египетские иероглифы, исследованы мифологические системы Древней Индии, Персии, Египта, Ассирии, Вавилона и др., осуществлены переводы священных санскритских, палийских, иранских текстов.

Английский (по происхождению немец) филолог, санскритолог и индолог, представитель сравнительного языкознания Ф. М. Мюллер, как сказано, был одним из основателей науки о религии. Принципы сравнительного языкознания он положил в основу "сравнительной мифологии" и "сравнительной науки о религии" (термины введены Ф. М. Мюллером), с позиции которых стремился объяснить происхождение религий. Чтобы понять религии древних народов, следует научиться понимать их язык. Исследования проводились на материалах мифологии древних индоевропейских народов.

Творческий импульс развитию науки о религии задавало народоведение – этнография и этнология.

Народоведение изучает происхождение народов мира, их образ жизни, их культуры и культурно-исторические взаимосвязи. Этнография ориентирована прежде всего на историко-конкретные исследования, этнология в большей мере занимается теоретическими проблемами. Народоведение тесно связано с культурной и социальной антропологией.

В XVIII–XIX вв. шло накопление этнографических данных, был собран обширный материал о быте и верованиях древних индийцев, персов, германцев, римлян, африканских и американских племен. Уже в XVIII в. предложены сравнительные описания различных религий. Во Франции издан объемный труд "Религиозные обряды и церемонии всех народов мира"; опубликованы книги Лаффито "Нравы дикарей Америки", Н. Фрере "Общее рассуждение о сущности религии греков", "О религиозных праздниках в Персидском годовом цикле", "Исследования религиозных и философских традиций индейцев", "Наблюдения в области религии галлов и германцев". Шарль Дюпюи предпринял многотомное издание сочинения "Происхождение всех культов, или Великая религия". Шарль де Бросс издает работу "О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии". В 1820-х гг. появился труд Бенджамена Константа де Ребека "О религии, рассматриваемой в ее происхождении, формах и развитии".

С середины XIX в. складывалась антропологическая школа в исследовании первобытного общества, истории культуры и религии, принявшая в качестве методологического принципа эволюционизм. Известные основатели этой школы – английские ученые Эдуард Вернет Тайлор (1832–1917), Герберт Спенсер (1820–1903), Джон Лебокк (1834-1913).

Исторически сложилось так, что в американской литературе термин "этнология" обозначает часть или употребляется как синоним "культурной антропологии", в английской и французской тождественен "социальной антропологии", в немецкой означает самостоятельное направление исследований. В контексте развития этой школы постепенно формировалась антропология религии.

В течение двух третей XIX в. в качестве основы всех религий признавался фетишизм. В 1871 г. вышел в свет выдающийся труд Э. Тайлора "Первобытная культура", который явился теоретическим, этнологическим обобщением огромного этнографического материала о быте, нравах, верованиях в эпоху первобытности. На базе эволюционизма и сравнительно-исторического метода автор развил анимистическую теорию. По его мнению, анимизм – определение "минимума религии". Анимистическая теория в течение ряда лет пользовалась широким признанием в кругах научной общественности. В развитие идей антропологической школы, антропологии религии внесла вклад и другая работа Э. Тайлора "Антропология. Введение к изучению человека и цивилизации".

Этнологическую традицию продолжил английский ученый Джеймс Джордж Фрэзер (1854–1941); наибольшую известность приобрел его фундаментальный труд "Золотая ветвь" (первое издание 1890 г.). Дж. Д. Фрэзер выделил в истории человечества три этапа духовного развития – магию, религию, науку. По его мнению, эпоха магии повсеместно предшествовала эпохе религии. Дж. Д. Фрэзер явился одним из авторов концепции примата ритуала над мифом. По его мнению, мифы измышляются с целью объяснить происхождение того или иного религиозного культа. Ритуалистическая установка Дж. Д. Фрэзера оказала большое влияние на развитие науки о религии и теории мифа.

В первой половине XX в. эта установка превалировала, пока не появились работы Э. Стейнера, обнаружившего амифные ритуалы и аритуальные мифы у племен Северной Австралии.

Английский антрополог, этнолог и историк, ученик Э. Тэйлора Роберт Рейналф Маретт (1866–1943) развивал идею преанимизма, ввел термин аниматизм (лат. animatus – одушевленный), сосредоточив главное внимание на теоретическом осмыслении представлений о мана (на языке народов Меланезии и Полинезии – сила). С этим связано название его концепции – динамизм.

Р. Р. Маретта не удовлетворяла теория Э. Тайлора, согласно которой анимизм является минимумом "определения религии", и концепция Дж. Д. Фрэзера, которая утверждает, что магия и религия не имеют ничего общего с точки зрения их происхождения. Для описания феноменов стадии "дикой", "примитивной", "рудиментарной" религии Р. Р. Маретт использует "категории" табу и мана. Идеи, подобные названным, имеют широкое распространение во всем мире. Р. Р. Маретт считает, что табу и мана представляют собой "соответственно негативный и позитивный модусы сверхъестественного"[7]. Для обоснования своей точки зрения Р. Р. Маретт использовал материалы английского миссионера и исследователя религиозных верований меланезийцев Р. Кодрингтона (1830–1922).

Анализ этнографических данных вели и представители церкви. Особую известность получили работы Венской школы католического патера Вильгельма Шмидта (1868–1954), возникшей в начале XX в. и направленной против анимистической теории. Соратниками и продолжателями дела В. Шмидта были патеры Вильхельм Копперс (1886-1969), Пауль Шебеста (1887-1967), Мартин Гузинде (1886-1969).

В своем главном труде "Происхождение идеи Бога" в 12 томах на основании обширных этнографических данных полевых исследований культуры народов Австралии, Африки, Азии, Америки В. Шмидт обосновал теорию прамонотеизма, согласно которой исходной формой развития религиозного сознания было единобожие – Образ Небесного Бога, Бога-творца и лишь в дальнейшем произошла утрата этого образа и появились представления о различных мифологических персонажах. Для обоснования этой идеи В. Шмидт использовал принципы культурно-исторической школы и теории культурных кругов. В настоящее время идеи прамонотеизма востребованы в основном в теологических кругах.

Английский (по происхождению польский) этнограф Бронислав Малиновский (1884–1942) систематизировал накопленные до него этнографические данные и основанные на них теоретические подходы к религии.

В качестве исходного он использует понятие культуры, и на этой основе разрабатывает в функциональном аспекте идеи социальной антропологии. Б. Малиновский рассматривает религию в качестве всеобщего феномена культуры и анализирует ее в соотношении с наукой и магией (с точки зрения культурной функции каждой из них) на материалах бесписьменной культуры, главным образом жителей Тробриандовых островов. Он предлагает "гармоническую модель" культуры, в которой магия, наука и религия выполняют различную, но взаимодополняющую работу в решении общих культурных задач. Первобытная религия по своему составу является гетерогенной (греч. έτερος – другой, γένος – род, происхождение), неоднородной. Религия не может быть определена через свой предмет в узком смысле как "поклонение духам", "культ предков" или "культ природы". Она включает в себя анимизм, аниматизм, тотемизм, фетишизм, но не сводится ни к одному из них.

Особое место в этнологических дискуссиях в первой трети XX в. занимает французский философ, этнолог, исследователь первобытного мышления Люсьен Леви-Брюль (1857–1939). Наиболее известные его труды: "Первобытное мышление" (1922), "Сверхъестественное и естественное в первобытном мышлении" (1931), "Первобытная мифология" (1935).

Л. Леви-Брюль полагал, что различным социально- историческим типам общества соответствуют различные типы мышления, и отличал первобытное мышление и мышление цивилизованных обществ. Своеобразие первобытного мышления связано со свойствами "коллективных представлений". Эти представления носят императивный повелительный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются индивидам, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения и т.д. в отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельного индивида, не являются продуктом интеллектуальной обработки, в них образ слит с эмоционально-моторными элементами.

К коллективным представлениям Л. Леви-Брюль относил и верования. Применительно к первобытному мышлению он делает важное замечание: "В отношении этой стадии следовало бы говорить не столько о коллективных представлениях, сколько о коллективных психических состояниях, отличающихся крайней эмоциональной интенсивностью, в которых представление еще нс дифференцировано от движений и действий..."[8] В силу указанных свойств первобытное мышление является мистическим и одновременно пралогическим, нечувствительным к противоречиям и непроницаемым для опыта; оно не стремится избежать противоречий, "безразлично к логической дисциплине"; вместо установления логических отношений подчинено закону партиципации (сопричастия).

Пралогическое и логическое мышление сосуществуют на всех стадиях развития общества, но если в первобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальнейшем происходит расширение сектора логического мышления.

С середины XX в. в ходе анализа этнографических данных, мифологии и религии стали использоваться принципы структурализма, прежде всего той его ветви, которая базировалась на языкознании и была связана в значительной мере с французской культурой и языком.

К. Леви-Строс (1908–2009), один из главных представителей французского структурализма, применил методы структурной лингвистики в ходе этнографических исследований, развил идеи структурной антропологии. В своей структурной антропологии К. Леви-Строс отвел значительное место исследованию мифов, религии, тотемизма, магии, его считают автором структурной типологии мифов. Он говорит, что миф – это неотъемлемая часть языка, но находится как бы одновременно в языке и вне его, выявляется через слово, в процессе речи. Ученый находит много общего у мифа и религии, хотя не отождествляет их. Изучая структуру мифов, тотемизм, магию, ритуал, К. Леви-Строс выявляет и ряд существенных характеристик религии. Разработанную теорию мифов он применяет и к тем мифам, которые включаются или включают религиозные верования, – магическим, тотемным и др.

Кроме уже названных, в русле этнографической, этнологической и антропологической традиции работали и многие другие исследователи; среди них: американский этнограф, археолог, лингвист, антрополог, культуролог, фольклорист Франц Боас (1858–1942), немецкий этнограф Лео Фробениус (1873–1928), швейцарский этнограф, миссионер Анри Александр Жюно (1869–1934), немецкий этнограф Конрад Теодор Прайс (1869–1938), американские этнографы Поль Радин (1883–1959) и Александр Гольденвейзер (1880– 1940), французский антрополог и фольклорист Арнольд ванн Геннеп (1873–1957), английский этнограф и этнолог Эдвард Ивэн-Притчард (1902–1973), англо-американский этнограф и этнолог Виктор Уиттер Тернер (1920–1983), английский антрополог Роналд Годфри Линхарт (1921– 1993) и др.

Важный вклад в развитие знаний о религии вносит археология, изучающая историю общества по материальным остаткам жизнедеятельности людей. Археология как наука оформилась к началу XX в. Орудия труда, сосуды, оружие, украшения, поселения, клады, могильники, пещерные изображения и пр., открываемые в ходе археологических раскопок, дают возможность реконструировать некоторые проторелигиозные верования и ритуалы. На основании тщательного анализа этих данных высказано предположение, что проторелигиозные верования и обряды появились в эпоху верхнего палеолита 40–12 тыс. лет назад.

Активно разрабатывается библейская археология (раздел библеистики), призванная изучать общекультурный контекст создания Библии, анализировать соответствующие памятники, в том числе письменные тексты, осуществлять их дешифровку и т.д. Выдающимся достижением археологов в середине XX в. были находки рукописей на побережье Мертвого моря, получившие именование "Рукописи Мертвого моря". К списку этих "Рукописей" относятся и Кумранские рукописи, найденные в местности Вади-Кумран и Хирбет-Кумран. Образовалась специальная исследовательская область – кумранистика, или кумрановедение. Результаты исследований внесли вклад в библеистику, в изучение первоначального христианства, в иудаику.

С 1900 г. проходили конгрессы исследователей религии. На седьмом конгрессе, состоявшемся в Амстердаме в 1950 г., образована Международная ассоциация изучения истории религий. В 1955 г. на конгрессе в Риме эта ассоциация получила то название, которое имеет и сейчас, – Международная ассоциация истории религий.

В конце XIX в. и в первые три десятилетия XX в. шел процесс становления социологии, психологии, феноменологии религии. Исследования в каждой из них базировались на различных философских предпосылках – позитивизма, философии жизни, философской антропологии, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, религиозной философии; в качестве конкретно-научной базы использовались данные различных наук.

Проблемы социологии религии[9] получили освещение в сочинениях основателей социологии – французского философа, социолога, методолога науки, одного из основателей позитивизма Огюста Конга (1798–1857) и английского философа-позитивиста и социолога Герберта Спенсера (1820-1903).

О. Конт ввел сам термин "социология". Для становления социологии религии важное значение имели их груды: О. Копта – "Курс позитивной философии", "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающей религию человечества" и др.; Г. Спенсера – "Принципы социологии"и др.

Основателями социологии религии являются немецкий философ, социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864– 1920), французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм (1858–1917), немецкий философ и социолог Георг Зиммель (1858–1918), немецкий протестантский теолог, философ, социолог Эрнст Трёльч (1865–1923). Труды М. Вебера ("Протестантская этика и дух капитализма", "Социология религии (типы религиозных сообществ", "Хозяйственная этика мировых религий" и др.), Э. Дюркгейма ("О разделении общественного труда" (1893), "Определение религиозного феномена" (1899), "Правила социологического метода" (1895), "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии" (1912) и др.), Г. Зиммеля ("О социальной дифференциации. Социологические и психологические исследования" (1890), "Социология. Исследования форм социализации" (1908), "Религия. Социально-психологический этюд" (1909), "Основные вопросы социологии (Индивид и общество)" (1917), "К социологии религии" и др.), Э. Трёльча ("Значение протестантизма для становления современного мира" (1906), "Социальные учения христианских церквей и групп" (1912), "Историзм и его проблемы" (1924) и др. – вошли в фонд социологии религии и во многом задают проблематику современных дискуссий.

В качестве философских основ выступали различные, уже отмеченные философские направления – позитивизм, философия жизни, феноменология, антропология и др. Фактическую базу обеспечивали материалы эмпирических исследований религиозности, а также данные конкретных наук – экономики, истории, этнографии, этнологии, антропологии, культурологии и др. Большую социологическую работу проводили представители христианских церквей в соответствии с конфессиональным пониманием религии и поставленными задачами.

Социология религии сосредоточила внимание на выявлении связи религии и других областей жизни общества, связи религиозных процессов с другими общественными процессами, на анализе секуляризации, на раскрытии влияния урбанизации и индустриализации на религию, выяснении состояния религиозности различных социальных групп и т.д. Имеется немало работ, как общетеоретического плана, так и анализирующих результаты эмпирических исследований, в том числе в отдельных странах, в различных социальных группах. Уделялось постоянное внимание методологии социологии религии.

В XX в. в странах Запада – США, Великобритании, Германии, Франции и др. – значительное число ученых вели и теоретические, и эмпирические исследования в области социологии религии. Среди них можно выделить следующих:

• французский католический социолог Габриэль Ле Бра (1891–1970; основатель журнала "Архивы социологии религии"; сочинение "Этюды религиозной социологии" и др.);

• голландский социолог П. Врихов (сочинение "Методологические проблемы социологии религии" и др.);

• немецкие социологи Хельмут Шельски (1912–1984; сочинение "Социология религии и теология" и др.), Иоахим Вах (1898–1955; сочинение "Социология религии" и др.), Густав Меншинг (1901–1978; сочинение "Социология религии" и др.), Г. Шмидхен (сочинение "Протестанты и католики. Социологический анализ конфессиональной культуры" и др.), Фридрих Фюрстенберг (сочинение "Социология религии" и др.), Гюнтер Керер (сочинение "Введение в социологию религии" и др.), Томас Лукман (род. 1927; сочинения: "Проблема религии в современном обществе", "Невидимая религия, трансформация символов в индустриальном обществе", "Феноменология и социология" и др.);

• американские социологи Г. Ленски (сочинение "Религиозный фактор" и др.), Томас О'Ди (сочинение "Социология религии" и др.), Чарльз Глок (сочинение "Социология религии" и др.), М. Нигер (сочинение "Научное изучение религии" и др.), Роберт II. Белла (сочинения: "Религиозная эволюция", "Гражданская религия в Америке" и др.), Питер Людвиг Бергер (род. 1929; сочинения: "Социальное конструирование реальности", совместно с Т. Лукманом, "Социальная реальность религии", "Священная завеса", "Слухи об ангелах", "Еретический императив" и др.);

• английский социолог Б. Уилсон (сочинение "Религия в социологической перспективе" и др.).

В развитие социологии религии важный вклад внесли представители структурного функционализма:

• английский антрополог Альфред Роджинальд Рэдклифф-Браун (1881–1955; сочинение "Структура и функции в примитивном обществе" и др.);

• американские социологи Толкот Парсонс (1902–1979; сочинения: "Социальная система", "Структура социального действия" и др.) и Роберт Кинг Мертон (1910–2003; сочинения: "Социальная теория и социальная структура" (1957), "Подходы к изучению социальной структуры" (1975) и др.);

• немецкий социолог Никл ас Луман (1927–1998; сочинения: "Функция религии" (1977), "Социальная система" (1984); "Социологическая теория" (1993) и др.).

Психология религии в качестве научной дисциплины формируется в конце XIX – начале XX в.[10]

Существенный вклад в ее становление и развитие внесли:

• немецкий психолог, филолог, философ Вильгельм Макс Вундт (1832–1920; сочинение "Психология народов" в 10 томах и др.);

• американские психологии Гренвил Стэнли Холл (1844– 1924; сочинения: "Моральное и религиозное воспитание детей", "Отрочество" и др.), Эдвин Старбек (1866–1947; сочинение "Психология религии" и др.), Джеймс Леуба (1868–1946; сочинения: "Психология религиозных феноменов"; "Психологическое изучение религии"; "Вера в Бога и бессмертие", "Психология религиозного мистицизма" и др.), Джордж Коу (1861–1951; сочинения: "Духовная жизнь"; "Психология религии" и др.), Джеймс Пратт (1875–1944; сочинения: "Психология религиозной веры"; "Религиозное сознание" и др.);

• психолог и философ-прагматист Уильям Джеймс (Джемс) (1842–1910; сочинения: "Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии"; "Многообразие религиозного опыта", "Прагматизм" и др.).

Психология религии стала заниматься как внутренними психологическими процессами функционирования религиозности, так и проявлениями этих процессов в поведении. Подвергались исследованию религиозно-психологические процессы в психологии индивида, личности и группы. Выявлялась специфика религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), особое внимание уделялось изучению религиозных чувств и религиозного опыта. Как и социология религии, психология религии испытывала влияние различных направлений философии.

Психологические проблемы в изучении религии решались и светскими учеными-психологами, и представителями католических и протестантских церквей, накопивших многовековой опыт пастырской душепопечительской деятельности. Исследования проводились как с позиций общей психологии, так и социальной.

Созданная усилиями основателей психология религии привлекла внимание многих ученых в Германии, Франции, Великобритании и особенно в США. Среди них можно назвать следующих:

• американские психологи Генри и Регина Уимены (сочинение "Нормативная психология религии" и др.), Д. Дьюэр и К. Хадсон (сочинение "Психология для работников религии" и др.), священник Антон Бойзен (сочинение "Исследование внутреннего мира" и др.); священник-психиатр Дж. Оливер (сочинение "Пастырская психология и душевное здоровье" и др.); К. Штольц (сочинение "Пастырская психология" и др.); П. Джонсон (сочинение "Психология религии" и др.), Г. Оллпорт (1897–1967; сочинение "Индивид и его религия" и др.), У. Кларк (сочинение "Психология религии" и др.), В. Херр (сочинение "Религиозная психология" и др.), М. Остоу и Б. А. Шарфстейн (сочинение "Потребность в вере" и др.), Абрахам Харольд Маслоу (1908–1970; сочинение "Религии, ценности и пик-опыт" и др.); А. Ризутто (сочинение "Рождение живого Бога" и др.), Д. М. Валф (сочинение "Психология религии: классические и современные взгляды" и др.);

• американские исследователи М. Аргайл и Б. Бейт- Халлами ("Социальная психология религии");

• ирландский психолог Е. О. Догерти (сочинение "Религия и психология" и др.);

• английский психолог Р. Тулесс (сочинение "Введение в психологию религии" и др.);

• англо-американские психологии Д. Бэтсон и Л. Вентис ("Религиозный опыт: социально-психологическая перспектива");

• немецкие психологи В. Трилльхааз (сочинение "Основания психологии религии" и др.), X. Й. Вайтбрехт (сочинение "Статьи но психологии религии" и др.), В. Пёлль (сочинение "Психология религии: формы религиозных представлений" и др.), X. Зунден (сочинение "Психология религии: проблемы и методы" и др.).

Специально отметим рассмотрение религии в психоанализе. Основателем и ведущим теоретиком психоанализа является австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд. Он посвятил анализу религии ряд работ: "Тотем и табу" (1913), "Будущее одной иллюзии" (1927), "Недовольство культурой" (1930), "Человек Моисей и монотеистическая религия" (1939), "Мистика, темное самовосприятие царства, простирающегося за пределы Я" (1939) и др. Швейцарский психиатр и психолог, создатель глубинной психологии К. Г. Юнг рассматривает религию в ряде работ: "Тибетская книга мертвых" (1935), "Попытка психологического истолкования догмата о Троице" (1940), "Парацельсика" (1942), "Психология и алхимия" (1944), "Введение в сущность мифологии" (1951; в соавторстве), "Ответ Йову" (1952), "Символика духа. Исследования по психической феноменологии" (1953), "О корнях сознания" (1954) и др. Немецко-американский философ и психоаналитик, один из основоположников неофрейдизма Эрих Фромм (1900–1980) исследует проблемы религии в работах: "Бегство от свободы" (1941), "Психоанализ и религия" (1950), "Учение о Христе и другие очерки о религии, психологии и культуре" (1963), "Вы будете как боги. Радикальная интерпретация Ветхого Завета и его традиций" (1965), "Анатомия человеческой деструктивности" (1973), "Иметь или быть?" (1976) и др.

Феноменология религии[11] складывалась в XX в., на ее становление и развитие оказали влияние философская феноменология (Э. Гуссерль), экзистенциализм (М. Хайдеггер) и другие философские течения. Основателями феноменологии религии считается голландский теолог и историк религии П. Ш. де ля Соссе, немецкий философ и теолог Рудольф Отто (1869–1937; сочинение "Святое" (1917) и др.), голландский теолог, историк религии Герардус ван дер Леув (1890–1950; сочинение "Феноменология религии" (1933) и др.), немецкий философ и социолог Макс Шелер (1874–1928; сочинение "Сущность и формы симпатии" (1923) и др.), немецкий философ и теолог Фридрих Хайдер (1892– 1967; сочинение "Молитва" (1918) и др.).

Феноменологи стремились выяснить предметное поле и методы феноменологии религии, соотношение феноменологии и истории религии, связь феноменологии с психологией. В центре внимания были классификация и типологизации религиозных феноменов.

Развивая идеи основателей, феноменологическую традицию продолжили:

• английский историк Дж. Виденгрен (сочинение "Феноменология религии" и др.); английский историк и феноменолог религии Пиниан Смарт (1927–2001; сочинения: "Религиозный опыт человечества", "Феномен религии", "Наука о религии и социология знания", "Мировоззрения: кросскультурное исследование человеческой веры" и др.);

• итальянский историк религии Рафаэль Петтацони (1883–1959; сочинение "Высшее существо: феноменологическая структура и историческое развитие" и др.);

• американский исследователь Дж. М. Китагава (сочинение "Существует ли понимание чужих религий?" и др.);

• голландский историк и феноменолог религии Клаас Юко Блеекер (1899–1983; сочинение "Вклад феноменологии религии в изучение истории религий" и др.);

• шведский исследователь Жак Ваарденбург (сочинение "К новому направлению феноменологического исследования религии" и др.);

• немецкий исследователь Гюнтер Ланчковский (сочинение "Введение в феноменологию религии" и др.);

• румынский философ, историк религии Мирча Элиаде (1907–1986; сочинения: "Миф о вечном возвращении", "Образы и символы", "Мифы, сновидения и мистерии", "Очерки сравнительной науки о религии", "Священное и мирское", "Разновидности мифа", "Священное в секуляр- ном мире" и др.).

В западной литературе обсуждается вопрос о предмете географии религии и ее месте в ряду наук. Эта дисциплина считается смежной областью географии и науки о религии, областью, изучающей взаимосвязи между религиями и географическим пространством. Географический подход в большей мере сосредоточен на изучении включенности феноменов религии в окружающую географическую среду, наука о религии большее внимание уделяет анализу роли географических факторов в распространении и оформлении религиозных верований, культов, групп, объединений, влиянию религии на географическую среду. В ходе исследований и та и другая установки тесно взаимодействуют, хотя "гармонии" в этом взаимодействии пока не достигнуто. При этом исследователи, позиционирующие себя в качестве представителей географии религии, какой бы установки они ни придерживались, обходят вопрос о географической детерминации представлений о потустороннем.

Идеи географии религии восходят к воззрениям французского философа, историка, представителя социально- политической мысли Шарля Монтескьё, прежде всего к его идее о "духе народа", включающем в том числе и религию, и испытывающем влияние географической среды.

Начало разработкам географии религии положили труды основателей геополитики – немецкого исследователя Фридриха Ратцеля (1844–1904; сочинение "Политическая география" (1897) и др.), американских политических географов X. Маккиндера (сочинение "Географическая ось истории" (1904) и др), и Р. Челлена (сочинение "Государство как форма жизни" (1916) и др.). В 1921 г. Вильгельм Гебель представил научному сообществу Германии географическую диссертацию "Ислам – религия пустыни". Немецкий исследователь М. Бюттнер осуществил поворот от культурной географии к социальной и пытался в 1920-х гг. в своей концепции "География самообладания духа" соединить подходы географов и представителей науки о религии. Эти подходы обсуждаются и в основательном труде П. Фикклера "Основные вопросы географии религии".

Вплоть до конца 1940-х гг. принимались принципы жесткого геодетерминизма, хотя воздействие религии на окружающий мир признавалось. В дальнейшем предпринимались попытки ослабить установки жесткого геодетерминизма в географии религии с помощью идеи науки о религии об активном воздействии религий на окружающую географическую среду. Американский исследователь Д. Е. Зофер в книге "География религии" и шведский антрополог и историк религии Оке Хульткрантц, так сказать, "извне географии" перенесли центр тяжести "внутри географии", с описания "картин религии" в геокультурных ландшафтах на исследование связи человека с окружающим географическим пространством.

В 1960-е гг. Оке Хульткрантц (сочинение "Экология религии: ее сфера и методология" (1976) и др.), учитывая подходы к рассмотрению религии в географии религии, на базе материалов изучения "примитивных" религий некоторых американских индейских племен и северных народов предложил выделить особую проблемную область, которую он назвал "экология религии". Имелось в виду исследование интеграции определенных религий в окружающую среду, влияние окружающей среды на культуру, в том числе на религиозные верования и обряды. В настоящее время продолжаются дискуссии о правомерности выделения "экологии религии" в системе знаний о религии, о соотношении географии и экологии религии, о приоритетных подходах в той и другой и т.д.